Учитель – логопед Долгополова О.Ю.
ГБДОУ д/с № 18 Центрального р -на
Как известно, при обучении детей с общим недоразвитием речи, важное значение отводится работе по формированию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, что в дальнейшем положительно сказывается на развитии всех компонентов речевой системы, подготовке к чтению и письму.
В практической деятельности неоднократно убеждались в том, что овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Это касается детей, имеющих общее недоразвитие речи, со снижением мотивации к познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощением, фонетико – фонематическим недоразвитием, отягощенным стертой дизартрией. Смазанная, нечеткая, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. В этой связи еще более усугубляется нарушение звукопроизношения, звуконаполняемость и слоговая структура. Не различение собственного неправильного произношения и произношения окружающих людей тормозит процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Наблюдение и работа с данным контингентом воспитанников очень часто показывает, что некоторые дети с трудом овладевают анализом и синтезом сочетаний из трех гласных звуков, выделением гласного в середине слов типа: суп, мак, сок; вычленением двух гласных звуков в слове, последнего гласного звука и т.д. Отсутствие полноценного восприятия фонем, связанного с неспособностью дифференцировать на слух. Делает невозможным их правильное произношение. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям в нужной степени овладеть словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Дети с трудом овладевают техникой чтения, основой которого является формирование навыков простого и сложного звуко - слогового, а затем и звукобуквенного анализа и синтеза, что является предпосылками полноценного усвоения грамоты, профилактики дисграфии, дислексии. Следовательно, проблема формирования у детей с нарушениями речи фонематического восприятия является одной из важных задач.
2 .Основной целью опыта работы является подготовка детей к обучению чтению и письму, профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.
Основными задачами являются:
· Развитие умения различать на слух все пройденные звуки в составе слога и слова
· Овладение произношением звуков с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения
· Последовательное развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза
· Развитие фонематического восприятия, овладение грамотой на основе полного алфавита
К концу двухгодичного коррекционно – развивающего обучения дети должны уметь:
Ø Правильно произносить звуки
Ø Различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие
Ø Овладеть навыками простого и сложного анализа и синтеза звуков, вербального анализа предложений
Ø знать буквы алфавита
Ø знать правила чтения
Ø овладеть по слоговым чтением, чтением целыми словами
Ø читать небольшие предложения и короткие тексты из слов несложных слоговых структур
Ø понимать смысл прочитанного
При решении основных задач обязательно следует учитывать индивидуальные, специфические особенности усвоения детьми предложенного материала, характер и тяжесть речевых нарушений, содержание знаний, умений и навыков на разных этапах логопедического воздействия и обучения, использование методических приемов, обеспечивающих успешное овладение детьми навыков чтения и письма. Это различные формы наглядности, игровые приемы: дидактические игры и упражнения, занимательные задания (ребусы, кроссворды и др.)
3. Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы и вводится составной частью во многие методы коррекционного воздействия. На начальном этапе учим детей вслушиваться в речь, выполнять действия согласно речевой инструкции. Для этого проводим с воспитанниками различные игровые упражнения, которые развивают слуховое восприятие и память: Что звучало? Что ты слышал? Отгадай. Где спрятано. Далеко – близко, Громко – тихо и др. На материале неречевых звуков: определить по звуку падающий предмет, по звучанию инструмент, что шумит, что гудит? Кто разговаривает, какие звуки доносятся из коридора? музыкального зала? соседней группы. Данные игры проводятся на разных занятиях, особенно в первый и второй период работы. Можно варьировать звуки, направлять поиски детей. Например: ударяя в бубен, звеня колокольчиком, хлопая в ладоши и т.д. Силу звуков меняем постепенно, плавно, от громких - к звукам средней силы, и тихим. Работу желательно проводить в тесном контакте с музыкальным руководителем, которая обязательно включает в занятия музыкальные игры на развитие слухового внимания, силы голоса, логоритмики. Тесное взаимодействие в этом направлении осуществляется и с воспитателем речевой группы. Педагог включает в совместную образовательную деятельность, режимные моменты, индивидуальную работу с детьми игры и упражнения по развитию фонематического восприятия. Большую пользу приносят игры и задания на воспитание чувства ритма:
· послушать изолированные удары (отхлопывания, отстукивания) – определить количество ударов путем показа карточки с записью ритмического рисунка //,///, ////,..
· прослушать серии ударов и показать карточку // // //, /// ///;
· прослушать удары длительные и короткие, громкие и тихие – показать соответствующую карточку: __ - ; __ - ; __ __ - -; ( та- ти, ти – та, та – та ти – ти та);
· отстучать по подражанию: изолированные удары, серии ударов (повтори за мной, без зрительной опоры);
· самостоятельно отстучать удары по предъявленной карточке, схеме;
· выполнить различные движения (прыжки, приседания, хлопки..) в соответствии с количеством услышанных ударов.
· Отхлопнуть или отстучать, произнести вслух удары по предъявленной карточке, например: // (та – та), - / (ти – та), // - - / (та – та ти – ти та)
Далее дети уже могут отстукивать ритмический рисунок на деревянных ложках с использованием небольших песенок (Дятел дерево долбил.., Ах вы сени мои сени.. и др.) Подобные задания подготавливают детей к делению слов на слоги. На этом этапе проводим игры по различению одинаковых слов, звукокомплексов, отдельных звуков, услышав которые, дети выполняют определенные действия: УУУ – поезд, ААА – укачай куклу
Игра
«Кто позвал» - назвать имя водящего. Водящий по голосу угадывает, кто его позвал. Усложнить игру можно тем, что каждый, по очереди из детей, кричит водящему «АУ», а тот отгадывает.
«Близко – далеко» - послушать и запомнить, как котенок мяукает близко и как далеко. Усложнить игру можно предложив: мяукать жалобно, дрожа, замирая /котенок увидел щенка и боится его/.
Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.
Аналогично проводятся игры, где дети учатся различать: где гудит пароход. Например: если далеко – то тихо ы ы ы… , близко - громко Ы Ы Ы…
Каждая дудочка играет, если большая, то низким голосом, если маленькая – высоким. Кто плачет? Мальчик – низким голосом, девочка – высоким голосом а а а…. Подобные игры проводятся и на музыкальных занятиях /Музыкальный букварь в картинках/. Рассматривая с деть ми книгу – складушку по сказке «Три медведя» произносим звукоподражания низким, средним, высоким голосом. Дети отгадывают и показывают Кто так из героев может говорить, издавать звуки. Подобные игры дети затем переносят в самостоятельную игровую деятельность. Манипулируя с фигурками плоскостного театра, пальчикового театра и других пособий активно включаем в речь звукоподражания и звукокомплексы.
На следующем этапе дети могут научится различать слова близкие по звуковому составу. Проводим игры «Хлопни в ладоши», «Будь внимательным», «Ушки – слушки». Например: показать детям лист бумаги и назвать бумага – тумага – пумага – бумага – пумака… Дети, услышав неверно сказанное слово логопедом, хлопают в ладоши или поднимают руку, либо сигналят кружочком. В начале подбираются легкие слова по звуковому составу, затем более сложные. Усложнить игру можно за счет введения зрительного символа, как было указано выше «светофор». Поднять красный кружок, если логопед ошибся и зеленый, если слово произнесено верно. Это требует от детей большого внимания. В игре «отбери правильно» на наборном полотне расставляются картинки, название которых похожи по звучанию: рак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, сом. Назвать 3 – 4 слова в определенной последовательности. Дети отбирают соответствующие картинки и расставляют в ряд в названном порядке. Подобные игры в различных вариантах и с постепенным усложнением проводим многократно. Так как на первых порах многие воспитанники допускают ошибки.
На третьем этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. И фонемы. Проводим игры «Хлопни в ладоши и назови, что лишнее» На – на – на – па; па – ба – па – па… Игра «Телеграф» повтори слоговой ряд. Слоговые упражнения постепенно усложняются, увеличивается количество слогов в ряду (от 2х до 4), их состав: слоги прямые, обратные, закрытые слоги и слоги со стечением согласных. Большое значение в работе со слогами отводим упражнениям, направленным на преодоление нарушений слоговой структуры слова, что достаточно часто бывает у детей с ОНР. При воспроизведении таких слов, фраз используем прием скандированного проговаривания с отхлопыванием, отстукиванием произносимых слогов. Повторение слогов с переменным ударением развивает чувство ритма, что помогает потом детям в заучивании стихотворений.
Задание. Повторить слоги с выделением ударного:
ХА – ХА; ХА – ХА; ХА – ХА – ХА; ХА – ХА- ХА; ХА – ХА – ХА;
Прослушать стихотворение:
Жил на свете старичок маленького роста
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто: ХА – ХА – ХА
Раз, увидев паука,
Страшно испугался,
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся: ХА - ХА – ХА
А увидев стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился: ХА – ХА – ХА
Обратить внимание, что старичок смеялся по разному. При повторном чтении детям предлагается смеяться по разному. Для этого дети делятся на четыре группы.
1 - группа: ХА – ХА – ХА и ХА – ХА – ХА!
2 - группа ХО – ХО – ХО и ХО – ХО – ХО!
3 - группа АХА – ХА и АХА – ХА!
4 – группа ОХО - ХО и ОХО- ХО!
Задание6 Произнеси слоги в определенной последовательности (телеграф)
Их – ик – им; им – ин – ип; ит и- иф – их;
Ли – ле – ля; аль – оль – уль;
Зва – зву – зво; зма – зна – зны; и т.д.
Задание: Произнеси пары слогов и определи одинаковые слоги были произнесены: па – ба, ва – фа, ва – ва…
Угадай по шепоту и назови: ребенок повторяет вслух слог, который услышал. Некоторые ряды слогов дети произносят сначала без экрана, а затем с экраном, так как по мере развития фонетико - фонематических навыков необходимость в зрительном контроле отпадает. Постепенно ориентируем детей на слуховой и кинестетический самоконтроль. Часть слоговых упражнений используем и на материале, способствующем овладению словоизменением и словоизменением
Например: Приключение зеленого листа
Как - то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый (им. П.)
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа.
Ветер нес и нес,
Бросил только на мосту,
В тот же миг веселый пес
Шмыг к зеленому листу.
Лапой – хвать зеленый лист
Дескать, поиграем.
«Не хочу» - парашютист
Головой качает.
Ветер вмиг с листом зеленым
Над землей взметнулся снова,
Но шалун листок упал.
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом.
Ю. Карасев
Упражнение: Произнести с разной интонацией междометия: АХ! – выражения восторга; ОХ! – выражение боли; УХ! – человек рубит дрова; АХ! – выражение досады…
Игра «Закончи слово» Логопед, воспитатель называет ряд слов по картинкам, затем бросает мяч воспитаннику и произносит одно из этих слов. Ребенок, возвращая мяч, договаривает последний слог слова и показывает соответствующую картинку. Каждое слово после проговаривания взрослый повторяет целиком.
Лексический материал: ло(то), доми(но), паль(то), голо(ва), сте(на), теле(фон), тере(мок)…
Лексический материал: слони(ха), зайчи(ха), крольчи(ха), ежи(ха), портни(ха), ткачи(ха), повари(ха)
Упражнение: Дополнить строки стихотворения при повторном прослушивании
Все укутал мягкий снег
Словно теплый белый (мех)
… а потом позвонили цап (ли), пришлите, пожалуйста, кап (ли)
Упражнение: Дополнить предложения с помощью картинок.
В комнате летает…муха. У Вовы болит…ухо. Какая вкусная…уха. В лесу под ногами мягкий зеленый…мох. В подушке мягкий птичий…пух.
В процессе работы дети приучаются четко произносить окончания слов, подготоавливаются к слоговому делению слов и операций синтеза слов и слогов, формируются представления об изменении грамматической формы, лексического значения слова, а это способствует формированию морфологических обобщений у детей с ОНР. Слоги подбираются для называния и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от всей звуковой работы в целом. Постепенно дети овладевают умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработки тонких акустических дифференцировок, совершенствует фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. Происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуко – слоговым составом слова.
Изучение фонем начинаем с дифференциации гласных звуков. Содержание занятий варьируем в зависимости от динамики усвоения материала. Знакомя детей с гласными звуками пропеваем долго, протяжно, кратко, преодолеваем твердую атаку гласных звуков. Игра «Хор и дирижер». «споем с колобком песенку», «поющая линеечка» и др. Учимся узнавать гласные звуки и звукосочетания по беззвучной артикуляции логопеда. Определяем заданный звук среди звуков. слогов, слов. «Хлопни в ладоши», «Подними руку», «Подними сигнал», услышав заданный звук. В старшей группе широко используем зрительную опору: зрительные символы артикуляции гласных звуков «Поем вместе с Незнайкой», картинки – символы Фомичевой. В этом случае дети получают двойную опору: слуховую и зрительную. В отличие от представленного образа буквы на данном этапе, картинки символы звуков легко и быстро запоминаются, помогают быстро воспроизводить звук, а следовательно значительно облегчается овладение навыками звукового анализа и синтеза.
«Прочитай и не ошибись» на наборном полотне выкладываем по два. А затем по три символа звуков в ряд. Дети произносят сочетания звуков с опорой на их заменители: УИ. АУ. АУО. ОУИА.. Анализируем какой первый звук, второй, третий…Сколько всего звуков в этой песенке?
«Сосчитай и отложи» Цель – научить анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания. У каждого ребенка по 4 символа А. У. И. О. Произносим сочетания из 2 –х. 3 –х.
4 –х указанных звуков: АО. АОУ, АОИУ. Дети на слух определяют количество и последовательность произносимых звуков и выкладывают в ряд соответствующие символы. Аналогично проводиться звуковой анализ. Что получится, если соединим звук А, О; звук И,У… Дети, смотря на символы произносят звукосочетания; 1 ый - звук А, 2 ой звук И, 3 – ий звук О. Что получилось? Выложите и «прочитайте». Игра «Разложи картинки» Цель – дифференциация звуков А, У в начале слова. На первую линейку наборного полотна ставится символ артикуляции звука А или картинка – символ, на вторую линейку символ звука У. Дети раскладывают картинки, предварительно громко произнося слово. Аналогично проводится работа по различению звуков А – И, И – У, У – О. В игре «Повтори» дети производят слоговой ряд с легко произносимыми согласными М, Н, П,Т, К .Х. Например: та – то – ту с опорой на зрительные символы так, как без зрительной опоры на первом этапе многие дети в состоянии произнести сочетание не более чем из двух слогов. ( Юля П испытывала большие затруднения. Логопедическое заключение т.н.р. 2 уровень, стертая дизартрия, вторичные нарушения познавательной деятельности, стойкое фонематическое недоразвитие. Дима С – т.н.р. ОНР 3 уровень, стертая дизартрия, выраженное фонематическое недоразвитие.
Проводятся и другие игры. «Выбери картинку» Цель: развитие памяти, внимания, выделение гласного звука в начале слова. «Что я пропустила? Цель: - упражнять в анализе звукового состава слова. Логопед произносит …тка, …голка, … слик, …грушки. Дети поднимают символы пропущенного звука в каждом слове и произносят слова. Аналогично проводится игра и по дифференциации согласных звуков. В старшей группе это звуки М,Н,В,Ф,П,Т,К,Х,Л,Й,С,З… Большую помощь в работе над развитием фонематического восприятия оказывает использование на логопедических занятиях игр и игровых упражнений, опубликованных в пособии Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализ и синтеза» СПб 1998 г и других авторов. Постепенно подвожу детей к развитию навыков звукового анализ и синтеза. Начинаем работу с обучения детей определять количество слогов в слове. Слова бывают длинные и короткие. Учимся отхлопывать слова по слогам, «прошагать» слова разнойсложности односложные, двухсложные, трехсложные, причем предлагаем слова, которые деляться однозначно без вариантов. Как , например слово «кошка»; Учим выделять ударный слог. Употребляем выражение «часть слова». Так как дети часто смешивают понятия слог и слово. Овладение звукослоговым составом слова способствует работа со схемами слов, которые являются дополнительной зрительной опорой. После того. Как дети научились выделять первый и последний звук в слове, научились анализировать обратные слоги типа АМ, АП, УК… переходим к выделению гласного звука в середине слова.(слова типа сок, суп, мак…) затем к анализу прямых слогов МА, ПА. ХА…, анализу трех звукового слова типа СГС, и к концу первого года обучения слов типа: муха, мука, луна… с твердыми и мягкими вариантами звуков: кит, сани, зима…Учим придумывать с анализируемым словом предложение. Например: анализируем слово «кот» Предлагаем детям придумать интересное предложение со словом кот. /Кот гуляет по крыше. У меня есть красивый пушистый кот. Кот лакает молоко из блюдца..)
На втором году обучения этапы развития фонематического восприятия повторяются, но проходят в более быстром темпе, учитывая возросшие фонетико – фонематические возможности детей. Поставлены, автоматизированы большинство нарушенных звуков, улучшился самоконтроль, что позволяет перейти к более сложным формам звуко -слогового анализа и синтеза, а это является основой обучения грамоте. Изучение звуков и букв проводим одновременно. Формируем навыки чтения по следам звуко -слогового анализа. Эта работа ведется последовательно, с учетом и на материале звуков предварительно отработанных произношений.
Усовершенствовать речевые навыки ребенка, выработать быстроту действий, улучшить качество умений помогает практический материал, тренирующий слух, память, четкость дикции, четкость восприятия и воспроизведения слова. Если первые задания на развитие фонематического восприятия предполагают только выделение из слова изучаемого звука, то для выполнения последующих заданий необходимо сделать полный звуковой и слоговой анализ слов из 3 –х, 4 – х, 5 – и т.д. звуков, а в конце учебного года прочитать и составить из букв такие слова. Многие упражнения можно применять и в старшей группе, конечно в соответствии с возможностями детей. Например: игра «Веселый поезд» Цель: нахождение позиции заданного звука. Детям предлагаем поезд с вагончиками и паровозом, в котором поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагончике. В первом те, в названии которых заданный звук в начале слова, во втором – в середине, в третьем в конце. Аналогично проводится игра «Домик для друзей» - разложить картинки по этажам. На первый этаж – в начале, на второй этаж в середине, на третий этаж в конце. Задание: детям раздаются карточки с окошечком, или карточки с фишкой. По заданию логопеда дети определяют местоположение звука в слове и двигают окошечко на определенное место, либо располагают фишку на карточке в соответствии с местоположением звука.
Задание:
1. Разложить картинки в три ряда, в соответствии с позицией звука.
2. Выбрать картинки, только те, в названии которых заданный звук находится в начале и т.д.
3. Придумать слова, в которых заданный звук только в начале, в середине, в конце.
В подготовительной группе можно разделить детей на команды, какая команда больше придумает слов на заданный звук, отберет картинки. Используя панно, где отмечаем фишками количество придуманных слов или отобранных картинок, а затем вместе с детьми подсчитываем очки. Возможны и такие варианты заданий:
Одна команда придумывает слова с твердым звуком, другая с мягким, либо со звонким и глухим звуками.
4. При определении последовательности и количества звуков в слове проводим работу со звуковой линейкой. Дети последовательно называют звуки в слове, показывают их на звуковой линейке.
5. Придумать слово с заданным количеством звуков.
6. Распределить картинки в ряд: первый – в названии, которых 3 звук, второй – 4 звука, третий 5 звуков
7. Составить графическую схему слова по названию картинки, по предложенному слову, отгадать загадку. Выложить схему слова – отгадки.
8. Подобрать картинки или слова к предложенным графическим схемам.
Игра «Найди соседей» заданного звука
Вместе с детьми выясняем, какой звук слышится в слове перед и после заданного звука.
Для ребенка, начинающего читать, буква является сложным графическим элементом. Существует много букв сходных по начертанию. В работе используем зрительный анализ каждой буквы6 пишем в воздухе, выкладываем из палочек, ощупываем тактильно буквы, вырезанные или изготовленные из различных материалов. Выпуклые буквы и другие находим в «сухом бассейне», в разрезной азбуке, чудесном мешочке и т.д, печатаем. Успешное и точное усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности тех функций, о которых было рассказано выше: развития фонематического восприятия, зрительного анализа, возможности зрительного запоминания, оптико - пространственных ориентировок. Усвоив образ буквы дети читают слоги, слова с этой буквой. С помощью пособия «окошечки» можно провести ряд упражнений. Предлагаем ребенку составить, какой – либо слог, например: ПА, прочитать его, а затем последовательно провести преобразование слога. «Поставь во второе окошечко буку О вместо буквы А – прочитай, поставь букву У вместо буквы О – прочитай. Поставь в первое окошечко букву М вместо П – прочитай и т.д. Дети постепенно подводятся к пониманию, что слог - это часть слова.
Владев чтением обратных и прямых слогов, дети оказываются подготовленными к чтению слов типа /муха, косы, суп, ток/ а затем слов типа /сумка. Кошка, стол, волк и т.д./ Дети учатся постепенно понимать и правильно употреблять термины: предложение, слово, звук, гласный звук, согласный звук, твердый звук, мягкий звук, звонкий, глухой. Все слова, намеченные для чтения, предварительно анализируются, выкладываются схемы разбора этих слов. Используем для чтения слоговые таблицы, играем в занимательные игры. Например: «Чудо дерево растет, а на нем плоды из слов» Дети находят слоги «плоды», составляют слова.
Упражнение: против слов, предназначенных для чтения, даем предметные картинки, но в иной последовательности. По прочтении слова дети находят соответствующее изображение.
Упражнение: Даны слова с пропущенными буквами или слогами, надо добавить недостающие буквы.
Упражнение: Напечатаны слова – подлежащие, а сказуемые обозначены чертой Например: Саша______________. С помощью рисунка надо составить предложение /Саша рисует/
В процессе работы привлекаем внимание детей не только к звуковому и слоговому составу слов, но и к буквенному составу. Дети упражняются в выкладывании слов и предложений из букв, выполняются различные задания, связанные с преобразованием слов /палка – полка, булка – балка/, используем игры с кубиками.
Упражнение: переставь местами кубики - прочитай новое слово: насос – сосна, навес – весна, камыш – мышка
Все упражнения предлагаем детям в занимательной игровой форме, например: расставь матрешек по росту – прочитай слово; повтори парами, найди часть – составь слово и др.
На последнем этапе используем разнообразные игры и упражнения в виде кроссвордов, шарад, загадок, чтению изографов, чтение слов по пол – букве, а также электронные игры по обучению детей грамоте. Следует максимально уделять внимание пониманию детьми читаемых слов, предложений, коротких доступных текстов. Все выше перечисленные приемы работы развивают активную мыслительную деятельность детей и выполняются с большим желанием.
Таким образом, формирование фонематических процессов у дошкольников положительно влияет на развитие всех компонентов речевой системы. Эффективная, систематическая и целенаправленная работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза необходима для успешного обучения чтению и письму, подготовке детей к школе. Показателем результативности работы по развитию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи можно считать:
- уровень сформированности метаязыковых навыков
- навыков овладения чтением
- Возможным риском возникновения дисграфии
Литература
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Логопедическая тетрадь. Т.А. Ткаченко
Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет Е.В. Колесникова
Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста Е.В. Кириллова
Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи
А.П. Воронова
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников Н.В. Новоторцева