Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Учитель – логопед Долгополова О.Ю.

ГБДОУ д/с № 18 Центрального р -на

Как известно, при обучении детей с общим недоразвитием речи,  важное  значение отводится работе по формированию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, что в дальнейшем положительно сказывается на развитии всех компонентов речевой системы, подготовке к чтению и письму.

В  практической деятельности неоднократно убеждались в том, что овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Это касается детей, имеющих общее недоразвитие речи, со снижением мотивации к познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощением, фонетико – фонематическим недоразвитием, отягощенным стертой дизартрией. Смазанная, нечеткая, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. В этой связи еще более усугубляется нарушение звукопроизношения, звуконаполняемость и слоговая структура.  Не различение собственного неправильного произношения и произношения окружающих людей тормозит процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Наблюдение и работа с данным контингентом воспитанников очень часто показывает, что некоторые дети с трудом овладевают анализом и синтезом сочетаний из трех гласных звуков, выделением гласного в середине слов типа: суп, мак, сок; вычленением двух гласных звуков в слове, последнего гласного звука и т.д. Отсутствие полноценного восприятия фонем, связанного с неспособностью дифференцировать на слух. Делает невозможным их правильное произношение. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям в нужной степени овладеть словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Дети с трудом овладевают техникой чтения, основой которого является формирование навыков простого и сложного  звуко - слогового, а затем и звукобуквенного анализа и синтеза, что является предпосылками полноценного усвоения грамоты, профилактики дисграфии,  дислексии. Следовательно, проблема формирования у детей с нарушениями речи фонематического восприятия является одной из важных задач.

2 .Основной целью опыта работы является подготовка детей к обучению чтению и письму, профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.

Основными задачами являются:

·         Развитие умения различать на слух все пройденные звуки в составе слога и слова

·         Овладение произношением звуков с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения

·         Последовательное развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза

·         Развитие фонематического восприятия, овладение грамотой на основе полного алфавита

К концу двухгодичного коррекционно – развивающего обучения дети должны уметь:

Ø  Правильно произносить звуки

Ø  Различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие

Ø  Овладеть навыками простого и сложного анализа и синтеза звуков, вербального анализа предложений

Ø  знать буквы алфавита

Ø  знать правила чтения

Ø  овладеть по слоговым чтением, чтением целыми словами

Ø  читать небольшие предложения и короткие тексты из слов несложных слоговых структур

Ø  понимать смысл прочитанного

 

При решении основных задач обязательно следует учитывать индивидуальные, специфические особенности усвоения детьми предложенного материала, характер и тяжесть речевых нарушений, содержание знаний, умений и навыков на разных этапах логопедического воздействия и обучения, использование методических приемов, обеспечивающих успешное овладение детьми навыков чтения и письма. Это различные формы наглядности, игровые приемы:  дидактические игры и упражнения, занимательные задания (ребусы, кроссворды и др.)

3. Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы и вводится составной частью во многие методы коррекционного воздействия. На начальном этапе учим детей вслушиваться в речь, выполнять действия согласно речевой инструкции. Для этого проводим с воспитанниками различные игровые упражнения, которые развивают слуховое восприятие и память: Что звучало? Что ты слышал? Отгадай. Где спрятано. Далеко – близко, Громко – тихо и др. На материале неречевых звуков: определить по звуку падающий предмет, по звучанию инструмент, что шумит, что гудит? Кто разговаривает, какие звуки доносятся из коридора? музыкального зала?  соседней группы.  Данные игры проводятся на разных занятиях, особенно в первый и второй период работы.  Можно варьировать звуки, направлять поиски детей. Например: ударяя в бубен, звеня колокольчиком, хлопая в ладоши и т.д.  Силу звуков меняем постепенно, плавно, от громких - к звукам средней силы,  и тихим. Работу желательно проводить  в тесном контакте с музыкальным руководителем, которая обязательно включает в занятия музыкальные игры на развитие слухового внимания, силы голоса, логоритмики. Тесное взаимодействие в этом направлении осуществляется и с  воспитателем речевой  группы. Педагог включает в совместную образовательную деятельность, режимные моменты, индивидуальную работу с детьми игры и упражнения по развитию фонематического восприятия. Большую пользу приносят игры и задания на воспитание чувства ритма:

·         послушать изолированные удары (отхлопывания,  отстукивания) – определить количество ударов путем показа карточки с записью ритмического рисунка  //,///, ////,..

·         прослушать серии ударов и показать карточку //  //  //,    ///  ///;

·         прослушать удары длительные и короткие, громкие и тихие – показать соответствующую карточку:  __ - ;  __ - ;  __  __  - -; ( та- ти, ти – та, та – та  ти – ти  та);

·         отстучать по подражанию: изолированные удары, серии ударов (повтори за мной, без зрительной опоры);

·         самостоятельно отстучать удары по предъявленной карточке, схеме;

·         выполнить различные движения (прыжки, приседания, хлопки..) в соответствии с количеством услышанных ударов.

·         Отхлопнуть или отстучать, произнести вслух удары по предъявленной карточке, например:   // (та – та),   - /  (ти – та),   //  -   -  / (та – та   ти – ти  та)

Далее дети уже могут отстукивать ритмический рисунок на деревянных ложках с использованием небольших песенок (Дятел дерево долбил.., Ах вы сени мои сени.. и др.) Подобные задания подготавливают детей к делению слов на слоги. На этом этапе проводим игры по различению одинаковых слов, звукокомплексов, отдельных звуков, услышав которые, дети выполняют определенные действия:   УУУ – поезд,  ААА – укачай куклу

Игра

«Кто позвал» - назвать имя водящего. Водящий по голосу угадывает, кто его позвал. Усложнить игру можно тем, что каждый, по очереди из детей, кричит водящему «АУ», а тот отгадывает.

«Близко – далеко» - послушать и запомнить, как котенок мяукает близко и как далеко. Усложнить игру можно предложив: мяукать жалобно, дрожа,  замирая /котенок увидел щенка и боится его/.

Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

Аналогично проводятся игры, где дети учатся различать: где гудит пароход. Например: если далеко – то тихо ы ы ы… , близко  - громко Ы Ы Ы…

Каждая дудочка играет, если большая, то низким голосом, если маленькая – высоким. Кто плачет? Мальчик – низким голосом, девочка – высоким голосом а а а…. Подобные игры проводятся и на музыкальных занятиях /Музыкальный букварь в картинках/. Рассматривая с деть ми книгу – складушку по сказке «Три медведя» произносим звукоподражания низким, средним, высоким голосом. Дети отгадывают и показывают Кто так из героев может говорить, издавать звуки. Подобные игры дети затем переносят в самостоятельную игровую деятельность. Манипулируя с фигурками плоскостного театра, пальчикового театра и других пособий активно включаем в речь звукоподражания и звукокомплексы.

На следующем этапе дети могут научится различать слова близкие по звуковому составу. Проводим  игры «Хлопни в ладоши»,  «Будь внимательным», «Ушки – слушки». Например: показать детям лист бумаги и назвать бумага – тумага – пумага – бумага – пумака… Дети, услышав неверно сказанное слово логопедом, хлопают в ладоши или поднимают руку, либо сигналят кружочком. В начале подбираются легкие слова по звуковому составу, затем более сложные. Усложнить игру можно за счет введения зрительного символа, как было указано выше «светофор». Поднять красный кружок, если логопед ошибся и зеленый, если слово произнесено верно. Это требует от детей большого внимания. В игре «отбери правильно» на наборном полотне расставляются картинки, название которых похожи по звучанию: рак, мак,  бак, сок, сук, дом, ком, сом. Назвать 3 – 4 слова в определенной последовательности. Дети отбирают соответствующие картинки и расставляют в ряд в названном порядке. Подобные игры в различных вариантах и с постепенным усложнением проводим многократно. Так как на первых порах многие воспитанники допускают ошибки.

На третьем этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. И фонемы. Проводим игры «Хлопни в ладоши и назови, что лишнее» На – на – на – па; па – ба – па – па… Игра «Телеграф» повтори слоговой ряд. Слоговые упражнения постепенно усложняются, увеличивается количество слогов в ряду (от 2х до 4), их состав: слоги прямые, обратные, закрытые слоги и слоги со стечением согласных. Большое значение в работе со слогами отводим упражнениям, направленным на преодоление нарушений слоговой структуры слова, что достаточно часто бывает у детей с ОНР. При воспроизведении таких слов, фраз используем прием скандированного проговаривания с  отхлопыванием, отстукиванием произносимых слогов. Повторение слогов с переменным ударением развивает чувство ритма, что помогает потом детям в заучивании стихотворений.

Задание. Повторить слоги с выделением ударного:

ХА – ХА;   ХА – ХА;     ХА – ХА – ХА;    ХА – ХА- ХА;     ХА – ХА – ХА;

Прослушать стихотворение:

 Жил на свете старичок маленького роста

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:  ХА – ХА – ХА

Раз, увидев паука,

 Страшно испугался,

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся: ХА - ХА – ХА

А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился: ХА – ХА – ХА

Обратить внимание, что старичок смеялся по разному. При повторном чтении детям предлагается смеяться по разному.  Для этого дети делятся на четыре группы.

1         -  группа:  ХА – ХА – ХА  и  ХА – ХА – ХА!

2 -    группа    ХО – ХО  – ХО  и   ХО – ХО – ХО!

3 -   группа     АХА – ХА  и АХА – ХА!

4 – группа    ОХО  - ХО   и ОХО- ХО!

Задание6 Произнеси слоги в определенной последовательности (телеграф)

Их – ик – им;  им – ин – ип;  ит и- иф – их;

Ли – ле – ля;   аль – оль – уль;

Зва – зву – зво; зма – зна – зны; и т.д.

Задание: Произнеси пары слогов и определи одинаковые слоги были произнесены: па – ба, ва – фа, ва – ва…

Угадай по шепоту и назови: ребенок повторяет вслух слог, который услышал. Некоторые ряды слогов дети произносят сначала без экрана, а затем с экраном, так как по мере развития фонетико - фонематических навыков необходимость в зрительном контроле отпадает. Постепенно ориентируем детей на слуховой и кинестетический самоконтроль. Часть слоговых упражнений используем и на материале, способствующем овладению словоизменением и словоизменением

 Например:  Приключение зеленого листа

Как -  то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый (им. П.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа.

Ветер нес и нес,

Бросил только на мосту,

В тот же миг веселый пес

Шмыг к зеленому листу.

Лапой – хвать зеленый лист

Дескать,  поиграем.

«Не хочу» - парашютист

Головой качает.

Ветер вмиг с листом зеленым

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок упал.

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом.  

                                           Ю. Карасев

Упражнение: Произнести с разной интонацией междометия: АХ! – выражения восторга; ОХ! – выражение боли;   УХ! – человек рубит дрова;  АХ! – выражение  досады…

Игра «Закончи слово» Логопед, воспитатель называет ряд слов по картинкам, затем бросает мяч воспитаннику и произносит одно из этих слов. Ребенок, возвращая мяч, договаривает последний слог слова и показывает соответствующую картинку. Каждое слово после проговаривания взрослый повторяет целиком.

Лексический материал:  ло(то), доми(но), паль(то), голо(ва),  сте(на), теле(фон), тере(мок)…

Лексический материал:   слони(ха),  зайчи(ха),  крольчи(ха), ежи(ха),  портни(ха), ткачи(ха), повари(ха)

Упражнение: Дополнить строки стихотворения при повторном прослушивании

Все укутал мягкий снег

Словно теплый белый (мех)

… а потом позвонили цап (ли), пришлите, пожалуйста, кап (ли)

Упражнение: Дополнить предложения с помощью картинок.

В комнате летает…муха. У Вовы болит…ухо. Какая вкусная…уха. В лесу под ногами мягкий зеленый…мох. В подушке мягкий птичий…пух.

В процессе работы дети приучаются четко произносить окончания слов, подготоавливаются к слоговому делению слов и операций синтеза слов и слогов, формируются представления об изменении грамматической формы, лексического значения слова, а это способствует формированию морфологических обобщений у детей с ОНР. Слоги подбираются для называния и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от всей звуковой работы в целом. Постепенно дети овладевают умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработки тонких акустических дифференцировок, совершенствует фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. Происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуко – слоговым составом  слова.

Изучение фонем начинаем с дифференциации гласных звуков.  Содержание занятий варьируем в зависимости от динамики усвоения материала. Знакомя детей с гласными звуками пропеваем  долго, протяжно, кратко, преодолеваем твердую атаку гласных звуков. Игра «Хор и дирижер». «споем с колобком песенку», «поющая линеечка» и др. Учимся узнавать гласные звуки и звукосочетания по беззвучной артикуляции логопеда. Определяем заданный звук среди звуков. слогов, слов.  «Хлопни в ладоши», «Подними руку», «Подними сигнал», услышав заданный звук. В старшей группе широко используем зрительную опору: зрительные символы артикуляции гласных звуков «Поем вместе с Незнайкой», картинки – символы Фомичевой. В этом случае дети получают двойную опору: слуховую и зрительную. В отличие от представленного образа буквы на данном этапе, картинки символы звуков  легко и быстро запоминаются, помогают быстро воспроизводить звук, а следовательно  значительно облегчается овладение навыками звукового анализа и синтеза.

«Прочитай и не ошибись» на наборном полотне выкладываем по два. А затем по три символа звуков в ряд. Дети произносят сочетания звуков с опорой на их заменители: УИ. АУ. АУО. ОУИА.. Анализируем какой первый звук, второй, третий…Сколько всего звуков в этой песенке?

«Сосчитай и отложи» Цель – научить анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания. У каждого ребенка по 4 символа А. У. И. О. Произносим сочетания из 2 –х. 3 –х.

 4 –х указанных звуков: АО. АОУ, АОИУ.  Дети на слух определяют количество  и последовательность произносимых звуков и выкладывают в ряд соответствующие символы. Аналогично проводиться звуковой анализ.  Что получится, если соединим звук А, О; звук И,У… Дети, смотря на символы произносят звукосочетания; 1 ый - звук А, 2 ой звук И, 3 – ий звук О. Что получилось? Выложите и «прочитайте».  Игра «Разложи картинки» Цель – дифференциация звуков А, У в начале слова. На первую линейку наборного полотна ставится символ артикуляции звука А или картинка – символ, на вторую линейку символ звука У. Дети раскладывают картинки, предварительно громко произнося слово. Аналогично проводится работа по различению звуков А – И, И – У, У – О. В игре «Повтори» дети производят слоговой ряд с легко произносимыми согласными М, Н, П,Т, К .Х. Например: та – то – ту с опорой на зрительные символы так, как без зрительной опоры на первом этапе многие дети в состоянии произнести сочетание не более чем из двух слогов. ( Юля П испытывала большие затруднения.  Логопедическое заключение т.н.р. 2 уровень, стертая дизартрия, вторичные нарушения познавательной деятельности, стойкое фонематическое недоразвитие. Дима С – т.н.р. ОНР 3 уровень, стертая дизартрия, выраженное фонематическое недоразвитие.

Проводятся и другие игры.  «Выбери картинку» Цель: развитие памяти, внимания, выделение гласного звука в начале слова. «Что я пропустила? Цель: - упражнять в анализе звукового состава слова. Логопед  произносит …тка, …голка, … слик, …грушки. Дети поднимают символы пропущенного звука в каждом слове и произносят слова. Аналогично проводится игра и по дифференциации согласных звуков. В старшей группе это звуки М,Н,В,Ф,П,Т,К,Х,Л,Й,С,З… Большую помощь в работе над развитием фонематического восприятия оказывает использование на логопедических занятиях игр и игровых упражнений, опубликованных в пособии Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализ и синтеза» СПб 1998 г и других авторов. Постепенно подвожу детей к развитию навыков звукового анализ и синтеза. Начинаем работу с обучения детей определять количество слогов в слове. Слова бывают длинные и короткие. Учимся отхлопывать слова по слогам, «прошагать» слова разнойсложности односложные, двухсложные, трехсложные, причем предлагаем слова, которые деляться однозначно без вариантов. Как , например слово «кошка»; Учим выделять ударный слог. Употребляем выражение «часть слова». Так как дети часто смешивают понятия слог и слово. Овладение звукослоговым составом слова способствует работа со схемами слов, которые являются дополнительной  зрительной опорой. После того. Как дети научились выделять первый и последний звук в слове, научились анализировать обратные слоги типа АМ, АП, УК… переходим к выделению гласного звука в середине слова.(слова типа сок, суп, мак…) затем к анализу прямых слогов МА, ПА. ХА…, анализу трех звукового слова типа СГС,  и к концу первого года обучения слов типа:  муха, мука, луна… с твердыми и мягкими вариантами звуков: кит, сани, зима…Учим придумывать с анализируемым словом предложение. Например: анализируем слово «кот» Предлагаем детям придумать интересное предложение со словом кот. /Кот гуляет по крыше. У меня есть красивый пушистый кот. Кот лакает молоко из блюдца..)

На втором году обучения этапы развития фонематического восприятия повторяются, но проходят в более быстром темпе, учитывая возросшие фонетико – фонематические возможности детей. Поставлены, автоматизированы большинство нарушенных звуков, улучшился самоконтроль, что позволяет перейти к более сложным формам звуко -слогового анализа и синтеза, а это является основой обучения грамоте. Изучение звуков и букв проводим одновременно. Формируем навыки чтения по следам звуко -слогового анализа. Эта работа ведется последовательно, с учетом и на материале звуков предварительно отработанных произношений.

Усовершенствовать речевые навыки ребенка, выработать быстроту действий, улучшить качество умений помогает практический материал, тренирующий слух, память, четкость дикции, четкость восприятия и воспроизведения слова. Если первые задания на развитие фонематического восприятия предполагают только выделение из слова изучаемого звука, то для выполнения последующих заданий необходимо сделать полный звуковой и слоговой анализ слов из 3 –х, 4 – х, 5 – и  т.д. звуков, а в конце учебного года прочитать и составить из букв такие слова. Многие упражнения можно применять и в старшей группе, конечно в соответствии с возможностями детей. Например: игра «Веселый поезд» Цель: нахождение позиции заданного звука. Детям предлагаем поезд с вагончиками и паровозом, в котором поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагончике. В первом те,  в названии которых заданный звук в начале слова, во втором – в середине, в третьем в конце. Аналогично проводится игра «Домик для друзей» - разложить картинки по этажам. На первый этаж – в начале, на второй этаж в середине, на третий этаж в конце. Задание: детям раздаются карточки с окошечком, или карточки с фишкой. По заданию логопеда дети определяют местоположение звука в слове и двигают окошечко на определенное место, либо располагают фишку на карточке в соответствии с местоположением звука.

Задание:

1.       Разложить картинки в три ряда, в соответствии с позицией звука.

2.       Выбрать картинки, только те, в названии  которых заданный звук находится в начале и т.д.

3.       Придумать слова, в которых заданный звук только в начале, в середине, в конце.

В подготовительной группе можно разделить детей на команды, какая команда больше придумает слов на заданный звук, отберет картинки. Используя панно, где отмечаем фишками количество придуманных слов или отобранных картинок, а затем вместе с детьми подсчитываем очки. Возможны и такие варианты заданий:

Одна команда придумывает слова с твердым звуком, другая с мягким, либо со звонким и глухим звуками.

4.       При определении последовательности и количества звуков в слове проводим работу со звуковой линейкой. Дети последовательно называют звуки в слове, показывают их на звуковой линейке.

 

5.       Придумать слово с заданным количеством звуков.

6.       Распределить картинки в ряд: первый – в названии, которых 3 звук, второй – 4 звука, третий 5 звуков

7.       Составить графическую схему слова по названию картинки, по предложенному слову, отгадать загадку. Выложить схему слова – отгадки.

8.       Подобрать картинки или слова к предложенным  графическим  схемам.

 

 Игра  «Найди соседей»  заданного звука

Вместе с детьми выясняем, какой звук слышится в слове перед и после заданного звука.

Для ребенка, начинающего читать, буква является сложным графическим элементом. Существует много букв сходных по начертанию. В работе используем зрительный анализ каждой буквы6 пишем в воздухе, выкладываем из палочек, ощупываем тактильно буквы, вырезанные или изготовленные из различных материалов. Выпуклые буквы и другие находим в «сухом бассейне», в разрезной азбуке, чудесном мешочке и т.д, печатаем. Успешное и точное усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности тех функций, о которых было рассказано выше: развития фонематического восприятия, зрительного анализа, возможности зрительного  запоминания, оптико -  пространственных ориентировок. Усвоив образ буквы дети читают слоги, слова с этой буквой. С помощью пособия «окошечки» можно провести ряд упражнений. Предлагаем ребенку составить, какой – либо слог, например: ПА, прочитать его, а затем последовательно провести преобразование слога. «Поставь во второе окошечко буку О вместо буквы А – прочитай, поставь букву У вместо буквы О – прочитай. Поставь в первое окошечко букву М вместо П – прочитай и т.д. Дети постепенно подводятся к пониманию, что слог - это часть слова.

Владев чтением обратных и прямых слогов, дети оказываются подготовленными к чтению слов типа /муха, косы, суп, ток/ а затем слов типа /сумка. Кошка, стол, волк и т.д./ Дети учатся постепенно понимать и правильно употреблять термины: предложение, слово, звук, гласный звук, согласный звук, твердый звук, мягкий звук, звонкий, глухой. Все слова, намеченные для чтения, предварительно анализируются, выкладываются схемы разбора этих слов. Используем для чтения слоговые таблицы, играем в занимательные игры. Например: «Чудо дерево растет, а на нем плоды из слов» Дети находят слоги «плоды», составляют слова.

Упражнение: против слов, предназначенных для чтения, даем предметные картинки, но в иной последовательности. По прочтении слова дети находят соответствующее изображение.

Упражнение: Даны слова с пропущенными буквами или слогами, надо добавить недостающие буквы.

Упражнение: Напечатаны слова – подлежащие, а сказуемые обозначены чертой Например: Саша______________. С помощью рисунка надо составить предложение /Саша рисует/

В процессе работы привлекаем внимание детей не только к звуковому и слоговому составу слов, но и к буквенному составу. Дети упражняются в выкладывании слов и предложений из букв, выполняются различные задания, связанные с преобразованием слов /палка – полка, булка – балка/, используем игры с кубиками.

Упражнение: переставь местами кубики - прочитай новое слово: насос – сосна, навес – весна, камыш – мышка

 Все упражнения предлагаем детям в занимательной игровой форме, например: расставь матрешек по росту – прочитай слово; повтори парами, найди часть – составь слово и др.

На последнем этапе используем разнообразные игры и упражнения в виде кроссвордов, шарад, загадок, чтению изографов, чтение слов по пол – букве, а также электронные игры по обучению детей грамоте. Следует максимально уделять внимание пониманию детьми читаемых слов, предложений, коротких доступных текстов. Все выше перечисленные приемы работы развивают активную мыслительную деятельность детей и выполняются с большим желанием.

 

Таким образом, формирование фонематических процессов у дошкольников положительно влияет на развитие всех компонентов речевой системы. Эффективная, систематическая и целенаправленная работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза необходима для успешного обучения чтению и письму, подготовке детей к школе. Показателем результативности работы по развитию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи можно считать:

- уровень сформированности метаязыковых навыков

- навыков овладения чтением

- Возможным риском возникновения дисграфии

Литература

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Логопедическая тетрадь. Т.А. Ткаченко

Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет Е.В. Колесникова

Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста Е.В. Кириллова

Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи

                                                                                                                                  А.П. Воронова

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников Н.В. Новоторцева

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»