Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование арт-педагогических технологий
глинотерапии во внеурочной деятельности

Сагаева Ольга Владимировна
     Работа с глиной пробуждает сенсомоторный способ взаимодействия с миром, т.е. способ, который человек использовал до того, как научился говорить. Глина мягкая, податливая – из нее можно сделать все, что захочется, сломать, переделать по-новому, проткнуть или сделать гладкой. Это качество позволяет снять тревогу, выплеснуть эмоции, снять мышечное напряжение, что очень актуально для всех категорий обучающихся. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Но в то же время работа с глиной невозможна без приложения усилий – нам нужно прочувствовать ее, чтобы сделать нужную фигуру, и приложить немало усилий для получения результата. Поэтому использование глины очень полезно при агрессивном поведении, гиперактивности и т.д.
     Чрезвычайно полезна работа с глиной для развития мелкой моторики. Она прекрасно координирует движения рук, способствует развитию речевых  навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев, учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала.
     Приведем типичные нарушения в двигательной сфере, и то, как работа с глиной может помочь их коррекции:
1. Отсутствие усилий. При таких нарушениях ребенок в начале не может расплющить даже маленький кусок глины, не продавливает в ней углублений, когда раскатывает «колбаску», она мало видоизменяется. Начинать работу в подобных случаях надо с мягкой глиной. Иногда оказывается достаточным научиться продавливать пальцами или другими частями ладони углубления. Ребенок учится правильно месить глину, для чего каждый раз соответственно подбирается ее вязкость. Раз за разом ребенок привыкает вкладывать усилия при работе руками.
2. Трудности расчета усилия. При решении этой проблемы используется инструмент, который в зависимости от силы надавливания дает разные отпечатки и позволяет выдавливать им чередующиеся узоры (это может быть даже простая палочка).
3. Отсутствие плавности движений. Решить эту проблему помогает «примазывание» деталей длинными плавными движениями, «вытягивание» детали из целого, создание плавных переходов между деталями (движения повторяют линию), заравнивание поверхности.
4. Трудности работы всей кистью. При этом нарушении следует начинать лепку с полужидкой или очень мягкой глины, работать большими кусками, лепить несложные формы.
5. Трудности в сфере мелкой моторики. В этом случае следует лепить изделия с большим количеством мелких деталей или же выбирать для лепки такие предметы, которые требуют большого количества «тонких» движений: «защипываний», «примазывания» деталей и заравнивания. Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенку трудно выполнить повторяющиеся движения (катать «колбаски», раскатывать скалкой). Тогда может помочь ритмичное «проговаривание», счет в такт движений – необходимо только подобрать нужную для конкретного ребенка частоту.
6. Отсутствие переноса веса на руки (например, при раскатывании скалкой). Для коррекции этого нарушения можно попробовать раскатывать глину на полу, стоя на коленях. Бывает, что при раскатывании скалкой ребенку трудно сочетать ритмичные движения с приложением усилия. Здесь помогает «проговаривание» и напоминание сильнее нажимать на скалку.
     Теперь рассмотрим случаи нарушений координации, и как работа с глиной может помочь их преодолению:
1. Нарушение взаимодействия рук. При таком нарушении важна лепка одновременно двумя руками. Самое простое – раскатывать глину между двумя ладонями (делать шарик и «колбаску»). Сложнее одной рукой держать изделие, а другой что-то с ним делать. Еще труднее, когда руки, находясь во взаимодействии, выполняют неодинаковые движения. На занятиях мы постепенно переходим от самых простых к все более сложным упражнениям.
2. Нарушение зрительно-моторной координации (связи глаз-рука). На занятиях и в этом случае осуществляется переход от самого простого (закрепить деталь на правильном месте) к более сложному (выложить рисунок тонкими «колбасками» по уже нарисованным линиям и др.)
3. Нарушение взаимодействия пальцев рук. Постепенный переход «простое-сложное» сохраняется и здесь: «защипывание», затем катание маленьких «колбасок» и шариков указательным и большим пальцами и, наконец, изготовление сосуда из колец и размазывание их в ровную поверхность.
4. Нарушение пространственных представлений. Случается, что у ребенка не сформировано правильное представление о схеме человеческого тела. Ему безразлично, куда прилепить руки, ноги, голову. Иногда он просто игнорирует существование некоторых частей тела, например, ног. Безусловно, для решения таких проблем нужны еще и другие занятия, в частности, сенсорная стимуляция. Освоение ребенком формы, размера, пропорций можно реализовывать при лепке самых разных изделий.
     Таким образом, воспитательно-педагогический опыт показывает, что свойства глины как материала ценны с точки зрения коррекционной работы. Глина обладает целым рядом свойств, делающих ее очень удобной для такой работы. Она позволяет проделывать следующие операции: месить, рисовать пальцами узоры на ее поверхности, работать с фактурой этой поверхности, раскатывать ее в тонкие листы скалкой или руками, потом отрезать что-либо от этих листов, придавать им определенную форму, менять ее консистенцию, работать как с очень крупными, так и совсем маленькими объемами материала.
     При лепке дети не только рассматривают предмет и кусок глины, но и ощущают, ощупывают то и другое и, кроме того, воздействуют на пластическую массу. Развивая чувство активного осязания, лепка содействует лучшему пониманию форм предметов окружающего мира. В лепке, таким образом, представление о форме достигается и зрительным, и осязательным путем одновременно. А, как известно, чем больше различных анализаторов принимают участие в восприятии, тем это восприятие прочнее сохраняется в памяти, тем оно становится более верным и полным.
    

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»