Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Создание комфортной развивающей
образовательной среды для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья

В федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особое  внимание обращается на создание комфортной развивающей образовательной среды учебного заведения, которая должна быть одним из главных ориентиров развития. Логика здесь проста и понятна: если педагоги и обучающиеся начинают ощущать себя в школе более комфортно, значит – школа развивается. В противном случае либо никакого развития не происходит, либо оно происходит за счет психологического здоровья участников образовательного процесса, что сказывается на всем, в том числе и на образовательных результатах. В контексте стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как доступность, открытость и привлекательность. В стандарте акцентируется внимание на комфортности образования не только для обучающихся, но и для педагогических работников. В данной статье я поделюсь опытом создания комфортной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в частности для детей с умеренной умственной отсталостью.
Для создания комфортной образовательной среды детям с ОВЗ в нашей школе работает комплексная ППМС служба сопровождения учащихся. Она включает различных специалистов - психологов, социальных педагогов, дефектологов, медицинских работников.  Цель ППМС службы сопровождения – комплексное сопровождение учащихся, оказание эффективной помощи учащимся в реализации их физического и эмоционально-психического потенциала, обеспечение непрерывного процесса обучения, воспитания  для наилучшей их адаптации, социализации и интеграции в  современное общество.
Основные принципы работы ППМС службы:
  1. Индивидуализация - направленность на конкретные потребности и возможности ученика, достигающая чётко определенных целей; приоритет интересов ребенка.
  2. Всеобъемлемость - обеспечение полноценного воспитания, образования, и развития независимо от проблем, которые испытывает ребенок.
  3. Доступность - любой учащийся школы, родители или учителя могут обратиться за помощью.
  4. Семейно-ориентированностъ - активное включение родителей в разработку и осуществление маршрутов развития и образования их детей.
  5. Командная работа профессионалов - взаимосвязь и объединение психологов, учителей, родителей, воспитателей ГПД, медиков, социальных педагогов.
  6. Непрерывность - сопровождение развития ребенка продолжается в течение всего его пребывания в стенах школы и даже по окончанию её.
 
Специфические особенности  детей с ограниченными возможностями здоровья требуют создания условий для их обучения и воспитания. Специалист, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья должен хорошо знать и реагировать на их потребности. Поэтому мы проводим образовательный мониторинг.
Образовательный мониторинг представляет собой систему сбора, хранения, анализа и представления информации о качестве образовательного процесса в школе, а также систему накопления психолого-педагогического опыта. В качестве объекта мониторинга выступает учащийся. Предметом исследования являются условия и факторы, обеспечиваю­щие развитие личности учащихся с умеренной умственной отсталостью.
Разрабатывая систему мониторинга, мы исходили из следующей гипотезы: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности учителей по формированию у учащихся умений и навыков; позволяет определить путь развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
Основные методы исследования, используемые в мониторинге: наблюдение, беседа, дидактическая игра.
Использование мониторинга позволило не только создать индивидуальные маршруты развития, но и выявить проблемы отдельных классов и общешкольные, что в свою очередь, легло в основу формирования целевых групп для психокоррекционной работы и планирования методической работы в учреждении.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учётов результатов. Начинается она с  изучения индивидуальных особенностей учащихся: физических, психологических, личностных, в том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
Для отслеживания динамики обучения группа специалистов нашей школы разработала динамические карты учеников. Динамические карты содержат: титульный лист с фотографией ребенка, его датой рождения, датой поступления в школу, именами родителей; обследование логопеда; обследование психолога; состояние здоровья; определение уровня сформированности учебных навыков; контроль динамики  и качества изменений знаний и умений; контроль  динамики и качества физического развития; работы учащихся. В конце каждого этапа обучения мы определяем уровень сформированности умений и навыков.
Разработанный в школе и апробированный  мониторинг, соответствует требованиям времени и полезен в практической деятельности не только специалистам служб сопровождения ребенка, но и руководителям образовательного учреждения, стремящимся к эффективной организации учебно-воспитательного процесса.
Практическая ценность мониторинга заключается в том, что он может быть применен как в полном объеме, так и, в случае необходимости частично, по разделам. Используемые диагностические методики тщательно отобраны, апробированы в коррекционной школе и доступны для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Кроме того, проводимый мониторинг позволяет обеспечить комплексное коррекционное сопровождение ребенка в течение всего периода обучения, основанное на изучении его индивидуальных особенностей в образовательном процессе с целью активного управления ходом развития его умственных и физических возможностей.
Результативность:
  1. Индивидуальная диагностика учащихся
  2. Выбор и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся
  3. Развитие коммуникативных навыков детей.
  4. Коррекция физических недостатков
  5. Максимально возможная социально-бытовая ориентация
  6. Выявление детей «группы риска» по девиантному поведению, профилактика девиантного поведения.
Таким образом, мониторинг способствует практическому достижению миссии коррекционной школы - обеспечению максимально возможной социализации обучающегося с отклонениями в развитии при условии его психолого-медико-педагогической и социальной реабилитации.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»