Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методические рекомендации по формированию лексико-грамматического
строя речи и связного высказывания у дошкольников
посредством дидактического синквейна

 Играйте с нами, играйте сами, играйте лучше нас!

Чернышова Наталья Николаевна 
Дошкольные образовательные учреждения могут посещать дети с различными речевыми нарушениями, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР), когда нарушены все стороны речи.
 Проводя логопедическое обследование таких ребят, изучая методическую литературу, анализируя диагностику обследования, можно сделать вывод, что развитие лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) значительно отстаёт от возрастной нормы.
Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Для детей с нарушениями речи характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточная работоспособность на занятиях. 
Поэтому развитие речи с детьми с ОНР является актуальнейшей проблемой в работе учителя – логопеда в дошкольных образовательных учреждений.
 Зная, о таких трудностях у деток с особыми потребностями, педагоги находятся в поиске таких приёмов и методов, которые способствовали бы более качественному развитию всех сторон речи.
Всем известно, что мышление и речь, неразрывно связаны, поэтому в своей работе можно использовать метод дидактического синквейна, как способ развития критического мышления.  Дидактический синквейн – приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять»). Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк.
Правила составления дидактического синквейна:
  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную тему;
  • вторая строка – два слова, прилагательные, характеризующие заданную тему;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающие отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
При этом правила составления синквейна считаются больше рекомендацией, если автор считает нужным, может иногда и немного от них отступать, если это нужно для более красивого и содержательного стихотворения. Так иногда в третьей строке можно увидеть 2 слова, а не 3, словосочетания вместо одного слова, или одни части речи вместо других, это не так принципиально, если в итоге вы можете сложить хороший синквейн.
Последовательность составления синквейна:
  1. Кто? Что? (одно существительное)
  2. Какой? (два прилагательных)
  3. Что делает? (три глагола)
  4. Фраза из четырёх слов
  5. Вывод, ассоциации по теме, которая находится в первой строке
Пример готового синквейна
  1. Заяц
  2. Длинноухий, быстрый
  3. Прыгает, скачет, боится
  4. Мне жаль беззащитного зайца
  5. Дикое животное
 
  1. Зима
  2. Морозная, сказочная
  3. Наступает, радует зимними забавами, веселит
  4. Я люблю играть в снежки
  5. Время года
Из приведённых примеров видно, что для того , чтобы составить синквейн необходимо:
  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
  • владеть обобщением;
  • понятиями: слово – предмет (живой , неживой), слово – действие, слово – признак;
  • научиться правильно задавать и понимать вопросы;
  • согласовывать слова в предложении;
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Научившись составлять дидактический синквейн, можно использовать такие варианты работы как:
- анализ неполного синквейна, т.е. определение недостающей части, например, дан синквейн без первой строки и необходимо её определить);
- коррекция готового синквейна, т.е. определение неверной части и исправление её
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество.
«Вернитесь в своё детство,
Побудьте с нами в нём,
И лучшими друзьями
мы взрослых назовём»
В игре ребёнок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста.
  Инновационность игр «Играйте с нами, играйте сами, играйте лучше нас!» заключается в том, что знакомые для детей игры, внесены новые элементы, а именно правила игры, связанные с составлением дидактического синквейна, что позволяет детям с ОНР в доступной форме научится выделять главное, исключить лишнее, делать выводы по теме, классифицировать Эти игры советуют 7 принципам дошкольного образования и инклюзивным технологиям.
«Игры для дошколят на новый лад» свободно вписываются в коррекционно – развивающую работу, не требуя специальных условий.
       Целью использования «Игр для дошколят на новый лад» является более полное осознание темы, совершенствование словарной работы, как основы развития связной речи в целом.
      Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. Поэтому разработана определённая последовательность введения игр в образовательную деятельность.

 
Этапы Названия игр, упражнений Цель Возраст
1 этап Дидактическое пособие «Кто? Что? Какой? Какая? Какие? Что делает? Как я к этому отношусь..? Вывод обучение составлению синквейна Дети от 3-х лет до младшего школьного возраста
2 этап «Собери урожай», «Найди маму», «Сказки для маленьких», «Животные», «Птицы», «Найди букву», «Любимые сказки», «Гипермаркет» и игры в электронном виде Составление синквейна в определённой последовательности по разным лексическим темам Дети от 3-х лет до младшего школьного возраста
3 этап «Собери урожай», «Найди маму», «Сказки для маленьких», «Животные», «Птицы», «Найди букву», «Любимые сказки», «Гипермаркет» и игры в электронном виде Составление полного синквейна Дети от 3-х лет до младшего школьного возраста
4 этап «Собери урожай», «Найди маму», «Сказки для маленьких», «Животные», «Птицы», «Найди букву», «Любимые сказки», «Гипермаркет» и игры в электронном виде Определение недостающей части синквейна Дети от 3-х лет до младшего школьного возраста
5 этап «Собери урожай», «Найди маму», «Сказки для маленьких», «Животные», «Птицы», «Найди букву», «Любимые сказки», «Гипермаркет» и игры в электронном виде Определение неверной части синквейна и исправление её Дети от 3-х лет до младшего школьного возраста
6 этап Электронные игры (http:/natalilogoped.jimdo.com/) Совершенствование навыков в работе с синквейном Старший дошкольный возраст, младшие дошкольники
7 этап «Животные», «Птицы», «Найди букву», «Любимые сказки», «Гипермаркет» и игры в электронном виде Дети самостоятельно играют и изменяют правила игры Старший дошкольный возраст, младшие дошкольники
 
         Игры и упражнения по   формированию лексико –      грамматического строя речи и связного высказывания посредством   дидактического синквейна можно использовать не только на логопедических занятиях, но и воспитателям для закрепления той или иной лексической темы.   
Нельзя забывать, что и родители являются полноправным участниками образовательных отношений. Данная методичка и правила игры, вложенные в каждую игру, позволят родителям использовать эти игры в домашних условиях.
 
  • Все задания читает взрослый. Первые синквейны составляет взрослый, потом помогает ребёнку при помощи вопросов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

 
                         
   
 
   
     
 
   
   
 
 
   
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


- ребёнок называет предметную картинку (взрослый помогает)
 
 
  - взрослый называет признак предмета (прилагательное);
 
 

- ребёнок прикладывает фигурку и называет второй признак (прилагательное)
           - взрослый называет три действия предмета
                            - взрослый проговаривает своё отношение к предмету

 
 
 
 
- взрослый делает вывод о предмете
 
                                   
   
   
 
 
     
       
 
 
 
   
     
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                 
            - ребёнок называет предмет
     - ребёнок прикладывает фигурку и проговаривает признак    предмета
          - ребёнок прикладывает фигурку и называет действие предмета
Всё остальное проговаривает взрослый 
 
 
                             
   
     
 
 
   
     
 
   
   
 
 
   
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                - ребёнок называет предмет
 
 
 
 
                - ребёнок прикладывает фигурку и называет два признака предмета            
                       - ребёнок прикладывает фигурку и называет два действия предмета
Всё остальное проговаривает взрослый
 
                               
     
       
 
 
     
 
 
 
     
 
   
 
 
 
 
 
 
 

 

                - ребёнок называет предмет
 
 
 
 
                 - ребёнок прикладывает фигурку и называет два признака предмета           
                              - ребёнок прикладывает фигурку и называет три действия предмета
       - ребёнок прикладывает фигурку и договаривает за взрослым фразу
Всё остальное проговаривает взрослый
 
 
                             
   
     
 
 
   
     
 
   
   
 
 
   
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                - ребёнок называет предмет
 
 
 
 
                 - ребёнок прикладывает фигурку и называет два признака предмета           
                              - ребёнок прикладывает фигурку и называет три действия предмета
                               - ребёнок прикладывает фигурку и составляет фразу
Вывод проговаривает взрослый
 
 
                             
   
     
 
 
   
     
 
   
   
 
 
   
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                - ребёнок называет предмет
 
 
 
 
                 - ребёнок прикладывает фигурку и называет два признака предмета           
                              - ребёнок прикладывает фигурку и называет три действия предмета
                               - ребёнок прикладывает фигурку и составляет фразу

 
 
 
 
            - ребёнок прикладывает фигурку и делает вывод о предмете

 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом.
Использование игр и игровых упражнений на занятиях и вне занятий способствует достаточному формированию словаря, что положительно влияет на развитие связной речи, и не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.
         Серия игр  «Играйте с нами, играйте с нами , играйте лучше нас» являются важным средством формирования грамматически правильной речи, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.
 
Таким образом,  в соответствии с ФГОС ДО «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования должно содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе  использование специальных методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития»,  «Играйте с нами, играйте сами, играйте лучше нас!» могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребёнку необходимые знания о правильной речи и поведении, помогает воспитать необходимые умения и навыки (совместно и дружно играть, ответственность за участие в общем деле, оказание взаимной помощи и т.д.).Во втором (между занятиями) - помогает переключить ребёнка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Библиографический список:

 
  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д.: Изд. – во «Феникс», 2011.
  2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс,2008.
  3. 4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. —М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
  4. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников// «Логопед»  - 2005. - № 5
  5. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеренбург, 2007.
  6. Иншакова О.Б.  Альбом для логопеда - М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 279с
  7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/04/11/metodika-formirovaniya-leksiko-grammaticheskogo-stroya-rechi-u
  9. http://nsportal.ru/
  10. http://www.maam.ru/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение №1



http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/40/103040669_1363397450_0_5061b_a2b62ec1_l.png http://data0.eklablog.com/tubes-passion/mod_article620628_52.png
 







http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/40/103040669_1363397450_0_5061b_a2b62ec1_l.pnghttps://img-fotki.yandex.ru/get/3812/200418627.96/0_12525e_49c9fee2_orig.png

 
 
 
 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»