Методические рекомендации по формированию лексико-грамматического
строя речи и связного высказывания у дошкольников
посредством дидактического синквейна
строя речи и связного высказывания у дошкольников
посредством дидактического синквейна
Играйте с нами, играйте сами, играйте лучше нас!
Чернышова Наталья Николаевна
Дошкольные образовательные учреждения могут посещать дети с различными речевыми нарушениями, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР), когда нарушены все стороны речи.Проводя логопедическое обследование таких ребят, изучая методическую литературу, анализируя диагностику обследования, можно сделать вывод, что развитие лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) значительно отстаёт от возрастной нормы.
Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Для детей с нарушениями речи характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточная работоспособность на занятиях.
Поэтому развитие речи с детьми с ОНР является актуальнейшей проблемой в работе учителя – логопеда в дошкольных образовательных учреждений.
Зная, о таких трудностях у деток с особыми потребностями, педагоги находятся в поиске таких приёмов и методов, которые способствовали бы более качественному развитию всех сторон речи.
Всем известно, что мышление и речь, неразрывно связаны, поэтому в своей работе можно использовать метод дидактического синквейна, как способ развития критического мышления. Дидактический синквейн – приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять»). Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк.
Правила составления дидактического синквейна:
- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную тему;
- вторая строка – два слова, прилагательные, характеризующие заданную тему;
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающие отношение к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Последовательность составления синквейна:
- Кто? Что? (одно существительное)
- Какой? (два прилагательных)
- Что делает? (три глагола)
- Фраза из четырёх слов
- Вывод, ассоциации по теме, которая находится в первой строке
- Заяц
- Длинноухий, быстрый
- Прыгает, скачет, боится
- Мне жаль беззащитного зайца
- Дикое животное
- Зима
- Морозная, сказочная
- Наступает, радует зимними забавами, веселит
- Я люблю играть в снежки
- Время года
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
- владеть обобщением;
- понятиями: слово – предмет (живой , неживой), слово – действие, слово – признак;
- научиться правильно задавать и понимать вопросы;
- согласовывать слова в предложении;
- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
- анализ неполного синквейна, т.е. определение недостающей части, например, дан синквейн без первой строки и необходимо её определить);
- коррекция готового синквейна, т.е. определение неверной части и исправление её
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество.
«Вернитесь в своё детство,
Побудьте с нами в нём,
И лучшими друзьями
мы взрослых назовём»
В игре ребёнок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста.
Инновационность игр «Играйте с нами, играйте сами, играйте лучше нас!» заключается в том, что знакомые для детей игры, внесены новые элементы, а именно правила игры, связанные с составлением дидактического синквейна, что позволяет детям с ОНР в доступной форме научится выделять главное, исключить лишнее, делать выводы по теме, классифицировать Эти игры советуют 7 принципам дошкольного образования и инклюзивным технологиям.
«Игры для дошколят на новый лад» свободно вписываются в коррекционно – развивающую работу, не требуя специальных условий.
Целью использования «Игр для дошколят на новый лад» является более полное осознание темы, совершенствование словарной работы, как основы развития связной речи в целом.
Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. Поэтому разработана определённая последовательность введения игр в образовательную деятельность.
Этапы | Названия игр, упражнений | Цель | Возраст |
1 этап | Дидактическое пособие «Кто? Что? Какой? Какая? Какие? Что делает? Как я к этому отношусь..? Вывод | обучение составлению синквейна | Дети от 3-х лет до младшего школьного возраста |
2 этап | «Собери урожай», «Найди маму», «Сказки для маленьких», «Животные», «Птицы», «Найди букву», «Любимые сказки», «Гипермаркет» и игры в электронном виде | Составление синквейна в определённой последовательности по разным лексическим темам | Дети от 3-х лет до младшего школьного возраста |
3 этап | «Собери урожай», «Найди маму», «Сказки для маленьких», «Животные», «Птицы», «Найди букву», «Любимые сказки», «Гипермаркет» и игры в электронном виде | Составление полного синквейна | Дети от 3-х лет до младшего школьного возраста |
4 этап | «Собери урожай», «Найди маму», «Сказки для маленьких», «Животные», «Птицы», «Найди букву», «Любимые сказки», «Гипермаркет» и игры в электронном виде | Определение недостающей части синквейна | Дети от 3-х лет до младшего школьного возраста |
5 этап | «Собери урожай», «Найди маму», «Сказки для маленьких», «Животные», «Птицы», «Найди букву», «Любимые сказки», «Гипермаркет» и игры в электронном виде | Определение неверной части синквейна и исправление её | Дети от 3-х лет до младшего школьного возраста |
6 этап | Электронные игры (http:/natalilogoped.jimdo.com/) | Совершенствование навыков в работе с синквейном | Старший дошкольный возраст, младшие дошкольники |
7 этап | «Животные», «Птицы», «Найди букву», «Любимые сказки», «Гипермаркет» и игры в электронном виде | Дети самостоятельно играют и изменяют правила игры | Старший дошкольный возраст, младшие дошкольники |
Игры и упражнения по формированию лексико – грамматического строя речи и связного высказывания посредством дидактического синквейна можно использовать не только на логопедических занятиях, но и воспитателям для закрепления той или иной лексической темы.
Нельзя забывать, что и родители являются полноправным участниками образовательных отношений. Данная методичка и правила игры, вложенные в каждую игру, позволят родителям использовать эти игры в домашних условиях.
- Все задания читает взрослый. Первые синквейны составляет взрослый, потом помогает ребёнку при помощи вопросов
|
- ребёнок называет предметную картинку (взрослый помогает) - взрослый называет признак предмета (прилагательное); - ребёнок прикладывает фигурку и называет второй признак (прилагательное) - взрослый называет три действия предмета - взрослый проговаривает своё отношение к предмету - взрослый делает вывод о предмете |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- ребёнок называет предмет - ребёнок прикладывает фигурку и проговаривает признак предмета - ребёнок прикладывает фигурку и называет действие предмета Всё остальное проговаривает взрослый |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- ребёнок называет предмет - ребёнок прикладывает фигурку и называет два признака предмета - ребёнок прикладывает фигурку и называет два действия предмета Всё остальное проговаривает взрослый |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- ребёнок называет предмет - ребёнок прикладывает фигурку и называет два признака предмета - ребёнок прикладывает фигурку и называет три действия предмета - ребёнок прикладывает фигурку и договаривает за взрослым фразу Всё остальное проговаривает взрослый |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- ребёнок называет предмет - ребёнок прикладывает фигурку и называет два признака предмета - ребёнок прикладывает фигурку и называет три действия предмета - ребёнок прикладывает фигурку и составляет фразу Вывод проговаривает взрослый |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- ребёнок называет предмет - ребёнок прикладывает фигурку и называет два признака предмета - ребёнок прикладывает фигурку и называет три действия предмета - ребёнок прикладывает фигурку и составляет фразу - ребёнок прикладывает фигурку и делает вывод о предмете |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом.
Использование игр и игровых упражнений на занятиях и вне занятий способствует достаточному формированию словаря, что положительно влияет на развитие связной речи, и не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.
Серия игр «Играйте с нами, играйте с нами , играйте лучше нас» являются важным средством формирования грамматически правильной речи, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.
Таким образом, в соответствии с ФГОС ДО «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования должно содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе использование специальных методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития», «Играйте с нами, играйте сами, играйте лучше нас!» могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребёнку необходимые знания о правильной речи и поведении, помогает воспитать необходимые умения и навыки (совместно и дружно играть, ответственность за участие в общем деле, оказание взаимной помощи и т.д.).Во втором (между занятиями) - помогает переключить ребёнка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях
Библиографический список:
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д.: Изд. – во «Феникс», 2011.
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс,2008.
- 4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. —М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
- Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников// «Логопед» - 2005. - № 5
- Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеренбург, 2007.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда - М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 279с
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/04/11/metodika-formirovaniya-leksiko-grammaticheskogo-stroya-rechi-u
- http://nsportal.ru/
- http://www.maam.ru/
Приложение №1