Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Формирование навыка здорового образа жизни
у детей c ОВЗ (ЗПР) путем вовлечения их во внеурочную
спортивно-массовую деятельность

 Великанова Наталия Владимировна
 Актуальность формирования навыка здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей с ОВЗ вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, увлечение компьютерными играми, вредные привычки сопутствуют  жизни современного ребенка.
 Здоровье  категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе.
 Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация является сложной и требует немедленных действий. Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.
И если решением проблемы ЗОЖ не заняться уже сегодня, то думать о ней завтра «возможно» будет некому. Приоритетными направлениями в работе педагогического коллектива стали: сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы VII вида – дети с задержкой психического развития, ребята с различными нарушениями интеллекта и психики. Это требует от учителя физкультуры понимания, повышенного внимания и специальных навыков. К сожалению, помимо поведенческих особенностей учащиеся имеют большое количество соматических заболеваний и принадлежат к специальной медицинской группе. Последнее время ситуация в школах VII вида осложняется увеличением и некотором изменении контингента обучающихся. В школе появилось много детей с диагнозом девиантное поведение. Вместе с ослабленными детьми в классах находятся ребята социально и педагогически запущенные. Работа педагога по формированию навыка ЗОЖ становится невероятно многообразной и даже индивидуальной. Формирование навыка ЗОЖ учителя физической культуры поводят как на уроках так и после них. В школе проводятся  занятия по программе внеурочной деятельности и в системе ОДОД. Я провожу уроки по программе «Если  хочешь быть здоров…» с использованием тренажерно-информационной системы ТИСа и руковожу школьным спортивным клубом «Алые паруса»
   1.ТИСА – уникальный тренажёрный комплекс, разработанный замечательным врачом, спортсменом и учителем Дмитрием Петровичем Рыбаковым. На протяжении многих лет его тренажёрные системы используются в санаторно-курортном лечении, в спорте высших достижений (восстановление после травм), в детских и взрослых реабилитационных центрах.
 Все элементы системы собраны из дерева, в каждый вмонтирован микропроцессор, синтезирующий мягкие природные биологические колебания. В сочетании с колебаниями общеразвивающие упражнения, упражнения ЛФК, коррегирующие упражнения и др. дают удивительный эффект. ТИСА оказывает комплексное воздействие на анализаторы, нормализует мышечный тонус, совершенствует мышечный корсет, подготавливает позвоночник и суставы к повседневной нагрузке и многое другое.
Занятия по программе «Если  хочешь быть здоров…» проводятся в начальной и основной школе для детей ослабленных, быстро устающих, часто болеющих и т.д.
  2. Школьный спортивный клуб «Алые паруса» начал свою работу в 2011-2012 учебном году в рамках ОДОД. В настоящее время в ШСК «Алые паруса» работает пять объединений физкультурно-спортивной направленности: «Юный волейболист», «Юный футболист», «Юный баскетболист», «Детский фитнес» и ОФП.
 В ШСК занимаются ребята, имеющие допуск врача и интерес к спорту вообще. В работу ШСК активно вовлекаются ребята , стоящие на учете в детской комнате полиции и на внутришкольном учете. Учащиеся с удовольствием посещают кружки, осваивают различные виды спорта, участвуют в соревнованиях. В Калининском районе ежегодно проходит Спартакиада ШСК. Для ребят силами ШСК  и ДДТ проводятся соревнования по лыжам, стрельбе, дартсу, городошному спорту, лапте, мини-гольфу, бочче, флорболу, баскетболу, волейболу, мини футболу. Ежегодно ГДЮЦСиФК проводит Спартакиаду С-Пб среди коррекционных ОУ. Соревнования по лёгкой атлетике, мини футболу, волейболу, дартсу, настольному теннису, шашкам проходят на лучших площадках города, судейство и патронаж осуществляют лучшие специалисты в области спорта.          С прошлого года при поддержке Муниципального образования Гражданка мы выступаем в турнире «Кожаный мяч». Педагоги ШСК сами выступают во всевозможных соревнованиях, мы считаем, что личный пример играет не последнюю роль в формировании навыка ЗОЖ.
    3. Огромный вклад в дело укрепления здоровья детей с ОВЗ последние годы вносит ГБНОУ СДЮШОР «Балтийский берег». Программа «Спорт для всех» - уникальное детище этого замечательного Образовательного Учреждения. Обучающиеся, разделенные на нозологические группы, имеют возможность соревноваться (а так же проводить тренировки) в нескольких современных спортивных дисциплинах. Педагоги активно взаимодействую со школами города, помогают учителям, организуют обучающие семинары и вебинары.
          1) Академическая гребля на тренажёрах,  гребля-индор .
Гребля-индор – официальная дисциплина гребного спорта, утвержденная Министерством спорта РФ в 2015 г. Соревнования проводятся на специальных гребных тренажерах Concept 2, имитирующих греблю в академических лодках на воде. Гребля-индор, как и любой другой вид адаптивного спорта, направлен на развитие и социализацию спортсменов с интеллектуальынми нарушениями. Моим ученикам очень нравится это вид спорта, ведь он очень современный и ребята не чувствуют себя выпавшими из жизни.
        2) Мини-гольф.
Мини-гольф – это не уменьшенный вариант обычного гольфа, а совсем другая игра со своими правилами и специальным инвентарем. В отличие от «большого» гольфа, где игрок имеет набор разных клюшек для разных видов удара, в мини-гольфе играют одной клюшкой, которая называется паттер. На ограниченном поле ребята проходят от 18 лунок, стараясь провести как можно меньше ударов.
Мини-гольф — это великолепный вид отдыха и время препровождения, но это еще и вид спорта доступный всем возрастам и физическим состояниям человека, при условии, что Вы способны стоять на ногах, держать клюшку и осмысленно ею катить мяч.
Красота этого вида спорта покоряет моих учеников. Они чувствуют себя взрослее.
       3) Трейл О (трейл ориентирование)
«Исторической базой» трейл-ориентирования является ориентирование бегом, но в трейл-ориентировании «устранена» скорость передвижения, что позволяет спортсменам с ограниченной подвижностью, включая спортсменов на инвалидных колясках, принимать участие в соревнованиях. На соревнованиях по трейл-ориентированию всех уровней от участника требуются навыки чтения карты и точное соотнесение карты и местности.  
Этот вид спорта тяжело дается моим ученикам, ведь сосредоточенность, концентрация внимания, аккуратность – навыки, которые мы, учителя, пытаемся привить им за всё время обучения в школе. Ребята очень стараются, с удовольствием выезжают на соревнования.
      4) Бочче
Бочче принадлежит к семейству игр с мячом, близких к боулингу, петанку и боулзу, имеющих общие истоки в античных играх, распространённых на территории Римской империи. Созданная в своём нынешнем виде в Италии (где называется bocce, множественная форма от итальянского слова boccia, что переводится как «шары»), игра распространена по всей Европе и на других континентах, куда была завезена итальянскими мигрантами. Увлекательная командная игра с мячами на любой ровной площадке (лучше на траве) очень нравится ребятам с ОВЗ. В неё могут играть все!
Итак, вовлекая детей с ОВЗ во внеурочную спортивно-массовую деятельность, мы формируем у них навык Здорового образа жизни, укрепляем их здоровье, повышаем интерес к жизни, помогаем поверит в себя и свои силы! Занимайтесь спортом сами и вместе с детьми!

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»