Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Играем с песком

(для педагогов работающих с детьми с ТМНР)
Белых Алла Гаврииловна,
воспитатель ГБСУСО ДДИ№ 1
Петродворцового района

 Санкт-Петербурга
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Методика проведения занятия
         На занятиях я использую методы альтернативной коммуникации, работаю с коммуникатором «Go Talk 4+». Наши дети имеют стойкие проблемы речевого развития, не умеют использовать речь при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Для всех детей характерны нарушения функций психики: мышления и речи, памяти и внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы.
        Занятие я начинаю с приветствия, устанавливаю с детьми доверительный контакт, использую средства жестовой коммуникации «привет», «указательный» жест.  Далее провожу пальчиковую гимнастику. Это разминка для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирание пальцев рук. Пальца могут «поскакать», «пошагать», «согнуться», «поиграть» с палочками, бусинками, шишками.  
        В основной части занятия, выполняются предложенные игры и упражнения. Педагог объясняет детям и показывает, как можно играть с песком, какие предметы и орудия могут быть использованы в играх. На этапе ознакомления со свойствами песка педагог показывает, как надо брать песок ладошками, просыпать его между пальцами. Ребенку игра в песок доставляет удовольствие. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Взаимодействуя с песком, дети получает информацию о свойствах песка. Трогая руками песчинки, дети развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.
         Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания воспитанников педагог на занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:
  • сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, который обратится с просьбой о помощи, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну.
  • стихотворения и загадки;
  • игры;
  • познавательные беседы;
  • проблемные ситуации;
  • музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрацию презентаций.
         В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям: обеспечивать преодоление или ослабление недостатков в развитии ребенка, что даст ему возможность овладеть более сложным материалом, как игровым, так и учебным. Особое значение в этом процессе приобретает соответствующая предметно-развивающая среда.
Список литературы:
  1. Зарин А. П., Нефедова Ю. В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
  2. Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т. А. Алексеева, Л. Б. Баряева, Л. И. Кайкина, Л. В. Капустянская и др.; под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб.:ЦДК проф. Баряевой, 2015.
  3. Венгер Л.А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л.А.Венгер. - М.: Просвещение, 1985.
  4. Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина Игры-занятия с природным и рукотворным материалом,
Занятие
Тема: «Куличики из песка»
Цель занятия:
Формировать практические действия с предметами (совком, формой для песка) и с природными материалами.
Задачи занятия.
1.Обучающая:
  • формировать умение брать совком песок и  насыпать его в  форму, удерживать  форму в руке и переворачивать ее на поднос;
  • учить смотреть на фотографию, фиксировать на ней взгляд, указательным жестом показывать себя на фотографии;
  • формировать умение пользоваться жестами  (приветствия, прощания, указательными).
2.Коррекционно-развивающая:
  • развивать зрительное, слуховое внимание, тактильные ощущения;
  • развивать мелкую моторику рук, на основе практических действий  с предметами;
3.Воспитательная:
  • воспитывать положительные эмоциональные реакции при взаимодействии с  педагогом;
  • -воспитывать у детей основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе.
Методы организации образовательно-воспитательного процесса:
  • словесный, наглядный, практический.
Методическое и техническое обеспечение занятия:
средства технические: магнитофон, музыкальные записи, ноутбук;
методические средства: коммуникатор, наглядные пособия,  дидактическая игрушка – кукла, фотографии детей, педагога, предметов, прозрачный таз, мольберт, песок.
раздаточный материал: формочки, грабли, палочка, подносы, передники, полотенца для рук, салфетки, лейка с водой.
Предварительная работа:
  • рассматривание картинок с изображением предметов, фотографий детей группы;
  • чтение малых фольклорных форм (песенки, потешки), игры с пальчиками и ладошками;
  • коррекционно-развивающие упражнения с природным материалом: «Игры с песком», «Собери шарики в коробку»,  «Спрячем пальчики в горохе », «Что в миске?», «Найди цветок, листок в желудях»; игровые действия с предметами и игрушками разной текстуры «Похлопаем, потопаем», «Гладь ладошки, ёж», «Мягкие лапки» и материалами (вода, песок, крупа), «Теплая - холодная», «Сухой – мокрый»,  с бытовыми  предметами: массажер; отрезки ткани и меха; с пульверизатором и феном; с султанчиками  («Дождик», «Ветер теплый и холодный»);
  • наблюдение в природе на прогулке за свойствами песка в разную погоду: игры с водой, с песком, обследование песка. Д/и и упражнения с различными сыпучими природным материалами « Найди предмет», рисование пальцем, палочкой по песку, по крупе;
  • посещение экологического сада на территории учреждения.
 
 
 

 
 
Название упражнения
Частные задачи
Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть
Организационный момент
1. Вводная часть
Приветствие
(жесты: «привет», указательный)
Задача:
-формирование умение соотносить себя  с фотографией.
-воспитывать положительные эмоциональные реакции при взаимодействии с педагогом
  • К нам пришли гости. Поздоровайся, Аэлита, Соня, помаши рукой.
  • Привет, привет! (Обучение жесту «приветствия»)
  • Кто здесь? Кто с нами? Аэлита! Соня.
Педагог устанавливает зрительный, тактильный эмоциональный контакт
с детьми
Дети машут
рукой
Используют жест «привет»
 
Ребенок  показывает себя  на фото, используя «указательный» жест
Работа с коммуникативной картой «заниматься»
Задача:
формирование понятия «заниматься»
  • Будем заниматься  (педагог  показывает жест «заниматься», показывает коммуникативную карту, затем вывешивает ее  на доску)
Дети показывают жест «заниматься»
Пропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторное развитие
Упражнение «Пальчики»
 на подготовку рук к работе, массаж рук

 
–    Соня…, дай мне левую руку: 
Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца
«Пальчики погладим, ладошки разотрем.
Пальчики покажем, и играть начнем».
Дети дают поочередно левую и правую руку,
выполняют упражнения по тексту
Мотивация образовательной деятельности
Сюрпризный момент
«Встреча куклы»
Задача: формирование умение  пользоваться указательным жестом, соотносить предметы с фотографией
 
 
 
 
Сообщение темы занятия
  • К нам пришла кукла.
 Педагог указывает жестом на куклу,  показывает фотографию куклы сопоставляя их.
  • Здравствуй, кукла! Привет!
Педагог использует жест «привет».
  • Поздоровайтесь с куклой.
Кукла здоровается с каждым ребенком,  педагог называет имя ребенка и устанавливает эмоциональный контакт с каждым ребенком.
  •     Соня,  покажи, где кукла?
  •     Кукла.
 Ребенок  указывает жестом на куклу и на фотографию куклы, сопоставляя их.
  • Кукла будет играть с нами.
  • Сегодня на занятии  мы будем играть с песком, лепить куличики из мокрого песка.
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети  здороваются с куклой, используют жесты: «указательный» и  «привет»

 
Основная часть
Актуализация имеющихся знаний
Игра – забава с песком «Здравствуй, песок!»
Задача:   
Формировать практические способы действия с песком
 

 
  • Смотрите - это песок. Будем играть. Педагог показывает детям ёмкость с песком.
  • Для игры с песком наденем фартуки, закатаем рукава.
  • Вспомним правила игры с песком.
  • Песок в рот брать нельзя, разбрасывать по полу нельзя.
  • Я опускаю ладонь на песок.
педагог проводит своей рукой по песку.
  • Это песок.
  • Я шевелю пальцами в песке, сжимаю, разжимаю кулаки.
  • Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки.  
  • Песок сухой.
  • Пропускаю песок между пальцами, ладонями.
  • Песок сыплется.
  • Соня, Аэлита, опусти руки на песок.
  • Песок сухой, руке приятно.
  • Соня, Аэлита, разровняй ладошкой поверхность песка, проведи по песку пальцами, сожми и разожми кулачки.
  • Соня, Аэлита, набери в руку  песок, сыпь его. Смотри, как песок сыплется. Песок сухой.
Педагог берет руки ребенка и опускает их в песок, водит ладонями по песку,то опускает, то поднимает их, разворачивает, прихлопывает. Обращает внимание, что песок сухой, сыпется из рук.
  • Вытираем руки салфеткой.
Дети  смотрят, слушают
 
Дети надевает фартуки, закатывают рукава
 
 
 
 
 
Дети  смотрят, слушают
 на игру с песком
 
 
 
Дети выполняют упражнение
 
 
 
Дети обследуют сухой песок        
 
 
 
 
Дети вытирают руки салфеткой
Изучение нового материала
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Игра – забава с песком «Печем куличи»
Задача:   
Формировать практические способы действия с мокрым песком
 
 

 
  • Кукла идет на праздник, хочет  испечь куличи.
  • Поможем  кукле слепить куличи из песка.
  • Возьмем лейку с водой и польем песок водой, песок становится мокрый.
  • Положите руки на песок.
педагог помогает детям трогать песок, ощущать его.
  • Песок холодный, мокрый, прилипает к ладоням. Проведем по песку руками.
  • Возьмите в руки мокрый песок крепко-крепко сожмите в кулачок, потихоньку разожмите кулачки, посмотрите, получился комочек.
  • Мокрый песок, когда мы берем его в руки, лепится.
педагог показывает прием обследования песка, помогает детям обследовать мокрый песок.
  • Поиграем с мокрым песком.
  • Будем  делать куличи из мокрого песка.
  • Я беру совком  песок, насыпаю  его в формочку, хлопаю совком по песку,  беру формочку и переворачиваю на поднос, поднимаю формочку.  Получился кулич.
  •  Соня, Аэлита,  возьми  совком песок, насыпь его в формочку, похлопай совком  по песку, возьми формочку и переверни на поднос, подними формочку. Получился кулич.
  • Посмотрите, ребята, кукла,  какой кулич получился у Сони, Аэлиты.
  • Вытрем руки салфеткой.
  • Мы сделали  и дарим кукле куличи.
«Вот ведерко, вот совок.
Я иду играть в песок.          
Напеку я без печей
Пирогов и куличей.
Вот какое угощенье!
Это все не для ребят,
Это куклы все съедят».
  • Молодцы ребята, у вас получились куличи. Теперь мы знаем, что из мокрого песка можно лепить куличи. Кукла благодарит детей.
 
 
 
 
Дети смотрят на игру с песком
 
 
Дети опускают руки на песок
 
 
Дети обследуют песок
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети берут совком песок, насыпают  его в формочку, утрамбовывают совком песок, берут формочку,  переворачивают на поднос, поднимают формочку
Физкультминутка 
 
 
Задача: 
Выполнение  кинезиологическое  упражнение
«Над водой летят стрижи»

 
  • Потрудились,  теперь отдохнем.
Звучит спокойная музыка.
«Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.) 
Под водой плывут ерши,  (Руки в низ.
 Плывет лодочка-краса
 Расписные паруса». (Руки сцеплены            в замок перед грудью, плавные движения туловища.)
- Молодцы, весело и дружно играли.
 
Дети выполняют действия под музыку
Первичная проверка понимания
 Игра: «Волшебный экран»
Задача:  развивать мелкую моторику рук, на основе игр и упражнений с предметами
  • Отдохнули, молодцы.
  • Поиграем с мокрым песком.
  • Кукла принесла  «Волшебный экран»
  • Возьмите грабли, палочки проведите граблями по мокрому песку.
  • Появились дорожки на песке, песок не сыплется, потому что он мокрый.
 
Дети  берут грабли, палочки и ведут по мокрому песку, оставляя следы на песке

 
Заключительная часть
Завершения занятия
 
 
 
Работа с коммуникатором
  • Поиграли с песком.
  • Вытираем руки салфеткой. Снимаем фартуки.
  • У нас в гостях была кукла. Ей было с вами интересно играть.
  • Соня, Аэлита, кто был в гостях?
  • Кукла.
  • Покажи куклу.
Педагог предлагает ребенку показать картинку куклы на коммуникаторе сопоставляя с натуральным предметом.
  • Аэлита  внимательно слушала, наблюдала, играла с песком. Молодец!
  • Соня наблюдала, играла с пальчиками, хорошо лепила куличи.
  • Вы молодцы, хорошо занимались, все старались.
Завершения занятия
(педагог снимает с коммуникативной доски пиктограмму – занятие «Заниматься»)
  • Наше занятие закончено. Все.
(педагог жестом показывает, занятие закончилось).
  • До свидания, пока, пока, пока.
  • Попрощаемся с куклой: пока-пока. Жест «прощания»
 
Дети снимают фартуки, вытирают руки салфеткой
 
Ребенок указывает жестом на куклу и фотографию куклы на коммуникаторе Жест «указательный»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети прощаются, жест «прощания»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»