Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социальный экологический проект

ЭкоКультУра!

Гончарова Татьяна Валерьевна

Цель: Проекты экологической направленности, воплощенные в жизни, всегда направлены на поддержку природных экосистем.

Зачем нужен социальный экологический проект «ЭкоКультУра!» обществу?

С каждым годом реализация экологических проектов становится более сложной задачей для общества. Причинами являются различные факторы, глобального характера, такие как изменяющаяся в худшую сторону экология, снижение доли кислорода в атмосфере вследствие масштабной вырубки лесов, возведение промышленных предприятий, отравляющих отходами производств воду и воздух, и локальные, к ним можно отнести отсутствие экологической культуры в социуме, недостаток элементарных природоохранных знаний, нехватка практических навыков и умений в сфере защиты окружающей среды. Наша Земля в скором времени может превратиться в огромный мусорный полигон. В связи с этим, экологическая культура населения – это разумная инвестиция в будущее.
Задача № 1 социального экологического проекта «ЭкоКультУра!» - популяризация природоохранного опыта работы сотрудников РЦ.

Почему возникла необходимость разработать и реализовать социальный экологический проект «ЭкоКультУра!» в Реабилитационном центре?

Реабилитационный центр готовит получателей социальных услуг к самостоятельной жизни, работе и взаимодействию в естественном социальном окружении. Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны быть подготовлены так, чтобы их поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. В своей работе по экологическому просвещению получателей социальных услуг РЦ опирается на существующие нормативные документы. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.) «Об охране окружающей среды». Он обязует организации, осуществляющие образовательную деятельность, вести просветительскую экологическую работу в обществе. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 304 – ФЗ от 31.07. 2020г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» деятельность по воспитанию должна быть направлена создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Также, Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивает значимость экологической безопасности Российской Федерации, являясь составной частью национальной безопасности нашей страны. Реализация социального проекта экологической направленности всегда имеет патриотический аспект. Настоящей патриот России законопослушен, знает историю и традиции малой родины, готов работать на благо государства и, конечно, беречь природу и заботиться об окружающей среде. Формирование патриотизма происходит через познание к своей стране и природе родного края, через осознание любви к Отечеству и ответственности за окружающую среду и главным образом, в реализации практик малых дел и благоустройстве городской среды.
Задача № 2 социального экологического проекта «ЭкоКультУра!» - это экологическое просвещение и патриотическое воспитание получателей социальных услуг.

Почему экологический проект «ЭкоКультУра!» социальный?

            В названии проекта звучит понятие «социальный» и для этого есть несколько причин. Первая причина связана с направленностью проекта в социум, только общими усилиями можно добиться положительного результата в сохранении и восстановлении природной среды, обеспечении качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека. Вторая причина – это социальное становление обучающихся. Для людей с нарушением интеллекта, адаптация в социальном пространстве, умение самостоятельно ориентироваться – это сложный, а порой невозможный процесс. Здесь требуется не только профессиональная помощь специалиста, но и инклюзия, общественная эмпатия. Социализация людей с нарушением интеллекта осуществляется на протяжении всей жизни и обязательными условиями являются:
1) деятельность — у человека сформированы определенные умения, способности и их необходимо реализовывать;
2) общение - возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими.
         Успешная интеграция в общество людей с ограниченными возможностями здоровья должна сопровождаться:
1) воздействием общества и социальной среды на личность;
2) активным участием в данном процессе самого человека;
3) совершенствованием самого общества, системы социальных отношений, которая в силу жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для данной категории лиц.
         Участие получателей социальных услуг в социальном экологическом проекте – это возможность проявить социальную значимость для общества, продемонстрировать полезные умение и навыки, а также наладить «коннект» с внешним миром.
Задача № 3 социального экологического проекта «ЭкоКультУра!» – это социальная интеграция в общество людей с ОВЗ.

Как будет осуществляться планирование и дальнейшая работа социального экологического проекта «ЭкоКультУра!»?

Планирование мероприятий строится с учетом экологического календаря Центра экологической информации и культуры. Темы месяца заранее обсуждаются с педагогами и сотрудниками РЦ. После выбора темы, формы проведения мероприятия, согласования даты оно вносится в Календарь экособытий месяца.
Работа социального экологического проекта должна идти в непрерывном режиме, в трех направлениях.
Информационно-аналитическое направление.
Сбор экологической информации и ее анализ имеет ключевое значение для последовательной, а главное эффективной реализации целей проекта «ЭкоКульУра!».
Прежде всего, такая информация необходима при планировании экологических мероприятий в структурных подразделениях РЦ и для дальнейшего включения в проект новых участников.
Организационное направление.
Мы находимся на начальном этапе, поэтому необходим постоянный поиск новых возможностей, форм работы и сотрудничества. Данный проект должен постоянно обновляться и дополняться, так как любое зарождение требует постоянного развития.
Прикладное направление. Мероприятия проекта должны стремиться к практическому значению, которое заключается в реализации комплекса мер, предназначенного для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.
Задача № 4 - это развитие, наполнение и модификация социального экологического проекта «ЭкоКультУра!».

Кто может стать участникам социального экологического проекта «ЭкоКультУра!»?

         Участниками социального экологического проекта «ЭкоКультУра!» на первом этапе были педагоги отделения дополнительного образования (далее ОДО) и обучающиеся объединений. Далее присоединились в проект сотрудники социально-реабилитационного отделения (далее СРО), социально-психологического отделения (далее СПО) РЦ и получатели социальных услуг. Приветствуется сотрудничество со сторонними учреждениями и организациями.
Задача № 5 социального экологического проекта «ЭкоКультУра!» – это доступность, открытость, достоверность.

Какие трудности или открытия могут возникнуть на стадии планирования и в непосредственной работе социального экологического проекта «ЭкоКультУра!»?

Основная задача проекта – это саморазвитие. В процессе самосовершенствования проект может столкнуться с разнообразными трудностями, такими как отсутствие новых идей, творческое выгорание, безынициативность сотрудников, ограничения и запреты в связи с коронавирусом (COVID-19).
Важно не допустить того, что экологическая задумка превратится в заурядный творческий продукт. Необходимо стремиться к неформальному тиражированию опыта и результатов, а выявлению возможных практик малых дел и реализации их на пользу общества.
         Экологическое проектирование в образовании и в социальной сфере имеет огромный потенциал. В декоративно-прикладном направлении педагоги дополнительного образования, психологи, руководители кружков способны раскрыть творческие способности получателей социальных услуг через активизацию природоохранной деятельности, выявить и поддержать экологические инициативы коллег. В рамках физкультурно-оздоровительного и спортивного направлений можно организовать на базе РЦ массовые мероприятия, такие как: «Экологические старты», «Экологическое ориентирование», «Экологический квест» и т.д. В социально-педагогическом направлении педагоги дополнительного образования, инструкторы по труду, логопеды могут реализовывать комплексный подход к формированию единой системы экологического обучения и воспитания получателей социальных услуг, который будет способствовать становлению экологических компетенций у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задача № 6 – преодоление трудностей на пути саморазвития проекта, выявление интересных экологических предложений сотрудников РЦ, а также побуждение к активным природоохранным действиям коллектива РЦ.

Какое будущее у социального экологического проекта «ЭкоКультУра!»?

         Семь ключевых факторов, которые приведут проект к успеху: 1. Четкое определение границ проекта.
2.Тщательный выбор членов проектной команды.
3.Постановка целей так, чтобы они соответствовали требованиям SMART.
4.Управление данными.
5.Регулярное отслеживание прогресса.
6.Создание условий для внутренней мотивации в коллективе.
7.Обдуманное и эффективное управление имеющимися ресурсами.
         Социальный экологический проект «ЭкоКультУра!» должен пройти несколько этапов саморазвития:
Первый этап (2021 учебный год):
         Знакомство с проектом, добровольное участие в проекте педагогов сотрудников РЦ, сбор информации и выявление инициатив, распространение опыта.
Второй этап (2021-2022гг.):
         Внедрение проекта в РЦ, расширение границ проекта, привлечение новых партнеров, разработка практик малых дел, сбор информации и выявление инициатив, распространение опыта.
Третий этап (2023г):
         Подведение итогов.
Задача № 7- подготовка документов социального экологического проекта «ЭкоКультУра!» к актуальному, престижному конкурсу или гранту всероссийского уровня.

 


[1] SMART – это метод описания цели, включающий в себя: конкретность, измеримость, достижимость, важность и определённость по срокам.
Источник информации:

  1. КонсультантПлюс. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция). 

  2. Официальный интернет-портал правовой информации. Федеральный закон Российской Федерации № 304 – ФЗ от 31.07. 2020г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». 

  3. Информационно-правовой портал Гаран.РУ. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»