Общие принципы, методы и приёмы при проведении
коррекционно-развивающих занятий в условиях
реабилитационного центра
Гончарова Татьяна Валерьевна
При организации коррекционно-развивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие и предполагаемые закономерности развития лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и придерживаться следующих принципов:1.Единство коррекционно-развивающих и воспитательных задач.
2.Систематичность и последовательность (приобретаемые реабилитантами знания, умения и навыки должны представлять собой определённую систему, а их формирование осуществляться поэтапно).
3. Доступность содержания материала к занятию (материал должен быть адаптирован с учётом умственных, психологических, физиологических возможностей получателей социальных услуг; должен соответствовать уровню знаний, умений и навыков; вместе с тем, требовать определённых усилий для его усвоения).
4. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения реабилитантами изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации)
5. Индивидуальный подход к каждому получателей социальных услуг.
6. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).
7. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность и формирующих необходимые социально- коммуникативные навыки.
8. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому человеку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными методами в коррекционной работе положительно влияющие на познавательную сферу лиц с отклонениями в развитии являются:
- объяснение
- рассказ
- демонстрация
- наблюдение
- работа с книгой
- игра
- упражнение
- лабораторно-практическая работа
- практическая работа
- самостоятельная работа
- применение технических средств обучения
- индивидуальное обучение.
- сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания;
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- псих гимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Требования к коррекционно-развивающему занятию: у большинства людей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе специалиста. Целью коррекционно-развивающей деятельности является раскрытие и развитие потенциала обучающегося, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого человека найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
При подготовке к проведению коррекционно-развивающего занятия необходимо соблюдать следующие требования:
1. Специалист должен владеть знаниями по каждому разделу календарно-тематического планирования и методами обучения и воспитания.
2. На каждом занятии должна вестись коррекционно-развивающая работа.
3. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт реабилитантов.
4. На каждом занятии должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход.
5. Занятие должно быть оснащено:
- техническими средствами обучения;
- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, инструкции, перфокарты, и т.п.);
- весь материал должен соотноситься с уровнем развития получателя социальных услуги связываться с логикой занятия.
7. На занятии должен строго соблюдаться здоровье сберегающий режим и предупреждались перегрузки реабилитантов.
8. Занятие должно оказывать всестороннюю педагогическую поддержку и способствовать социальной4
9.При подготовке к занятию следует помнить:
- тему занятия;
- определить тип занятия и форму его проведения;
- поставить цель (чему учишь!), согласно темы занятия;
- для достижения основной цели поставить и выполнить задачи: образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные;
- как все этапы занятия будут работать на достижение основной цели
- Занятие сообщения и усвоения новых знаний и умений;
- Занятие повторения и обобщения полученных знаний и умений;
- Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков;
- Занятие применения знаний, умений и навыков;
- Комбинированное занятие.
- Беседа;
- Мастер-класс;
- Самостоятельная работа;
- Практическая работа;
- Экскурсия и т.д.
- Занятие-соревнование: кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
- Занятие-КВН (предполагает разделение обучающихся на две подгруппы (команды), которые соревнуются в выполнении одинаковых по сложности заданий с подсчётом баллов);
- Театрализованная игра (разыгрываются микросценки, несущие познавательную информацию);
- Занятие-сюжетно-ролевая игра (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом коррекционно-развивающие задачи воспитания);
- Занятие-сомнения (поиск истины). (Исследовательская деятельность типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.);
- Занятие-путешествие (виртуальная экскурсия по просмотренным видеоматериалам);
- Бинарные занятия (составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.);
- Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию);
- Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной);
- Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» по заданной тематике);
- Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).
С учетом динамики работоспособности умственно отсталых лиц рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на занятии:
- организационно - подготовительный;
- основной;
- заключительный.
Организационно-подготовительный этап обеспечивает быстрое включение получателей социальных услуг в занятие и предпосылки к продуктивной работе. У лиц с ОВЗ создание предрабочей обстановки затруднительно из-за сложностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово педагога может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внимания, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до пяти минут, и должны быть связаны с предстоящей работой. Специалист должен активизировать внимание, а затем можно переходить к словесным инструкциям. В практике такая организация осуществляется созданием специальной ситуации для подготовки к учебной деятельности.
Основной этап занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего или коррекционного комплекса. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на динамическое развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков. Главное требование на этом этапе - обеспечить у обучающихся правильные представления и понятия. Для полного восприятия и осознанного усвоения учебной задачи нужно несколько обращений к одному и тому же материалу, в ходе которого идет уточнение знаний, умений, исправление неправильно усвоенного материала. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельности, смену психофизического состояния: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому. Важно на занятии менять смену деятельности и проводить между отдельными упражнениями физминутки. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать реабилитантов, поднять настроение и, напротив снять чрезмерно эмоциональное возбуждение.
Заключительный этап предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо, было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Обязательна необходима работа по мотивации на проведение следующего занятия. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что обучающиеся сами или с помощью специалиста отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и педагогу.