Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Снижение уровня тревожности у детей с задержкой психического
развития с помощью приемов арт-терапии

Баландина Юлия Владимировна
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.
Важно отметить, что в условиях общеобразовательной школы ребенок с задержкой психического развития впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой стороны – к попыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере.
Такие попытки иногда выражаются в различных нарушениях поведения. Под влиянием неудач у ребенка с ЗПР быстро развивается отрицательное отношение к учебной деятельности. Этого можно и нужно избежать. К каждому такому ребенку необходимо осуществлять индивидуальный подход. Педагог должен всячески поддерживать имеющееся у ребенка на первых порах положительное отношение к школе. Не следует подчеркивать отсутствие успехов в учебной деятельности и критиковать за не вполне адекватное поведение.
Сегодня одной из инновационных форм практической работы с детьми с ЗПР является арт-терапия. Арт-терапия — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние пациента [3].
При регулярном применении творческих методик в индивидуальной или групповой работе с детьми специалисты выявляют положительную динамику в развитии детей. В системе коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития можно выделить основные направления использования арт-терапии:
- психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений;
- психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу;
- психологическое, выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции;
- социально-педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.
 Активное использование специалистом в работе с детьми с ЗПР арт-терапевтических методик ведет к коррекции познавательной деятельности ребенка, развитию его общения со сверстниками, благоприятному формированию личности. Также творческая работа пробуждает интерес ребенка к искусству, развивает креативное мышление и способствует снятию эмоционального напряжения.
Тревожность у детей с задержкой психического развития является актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети испытывают беспокойство при оценке учителем своих знаний или выходе к доске.
 Для снижения тревожности у таких детей можно использовать приемы арт-терапии [1]. В переводе с английского языка «арт-терапия» – лечение изобразительным искусством. Искусство можно рассматривать как одно из средств самовыражения личности. Искусство развивает и воспитывает человека, позволяет ему разобраться в жизни и лучше понять самого себя. Оно способствует фиксации и передаче чувств и мыслей коммуникатора. Как средство опосредованного общения, искусство помогает нашему «Я» высвободиться и вступить в многосторонние и сложные взаимоотношения с другими людьми [4].
 Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Как показывает практика работы и данные психологического обследования, ребята с ЗПР зачастую имеют высокий уровень общей школьной тревожности, страхи, связанные с ситуацией проверки знаний, с несоответствием ожиданиям окружающих, в том числе и педагогов, страх самовыражения
Нами было проведено исследование в МАОУ «Подгорнская СОШ» в начальных классах среди детей с задержкой психического развития с помощью следующих методик:
 1) «Методика диагностики школьной тревожности Филлипса», направленная на определение общего уровня школьной тревожности;
2) Тест CMAS детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS, адаптированный А. М. Прихожан), позволяющий выявить уровень тревожности;
3) Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
В результате обследования мы выяснили, что у 50% обучающихся повышенный уровень школьной тревожности («Методика диагностики школьной тревожности Филлипса»), у 60% высокий уровень явной тревожности (шкал явной тревожности А. М. Прихожан). Также мы выявили у 75% обучающихся с ЗПР низкий и очень низкий уровень школьной мотивации.
Детям и их родителям был предложен метод коррекционной работы по снижению уровня тревожности с помощью приемов арт-терапии. Арт-терапия - это естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х годов.
Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется в психотерапии, в педагогике, в социальной работе [2]. Занятия арт-терапией для детей с ОВЗ способствуют:
 1) развитию креативности личности;
2) формированию образного мышлении;
3) развитие мелкой моторики;
4) стимулирует творчество и осознание чувств;
 5) помогает членам группы лучше взаимодействовать друг с другом; 6) формированию представлений о себе;
7) осознанию и выражению своих чувств. [3].
 В ходе коррекционных занятий с детьми использовались такие приемы арт-терапии как:
- Изотерапия – воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декаративно-прикладным искусством и т.д.;
-Музыкотерапия – воздействие через восприятие музыкой;
- Игровая терапия – воздействие с использованием игры.
Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место в коррекционной работе с детьми ЗПР. Изодеятельность интересна для ребенка. Он радуется результату своей работы, что создает ситуацию успеха, так необходимую для детей, имеющих отклонения в развитии.
После прохождения программы коррекционных занятий с использованием приемов арт-терапии дети были повторно обследованы. Анализируя данные, мы увидели, что уровень тревожности снизился на 25%, а уровень школьной мотивации повысился на 30%.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с ЗПР с помощью приемов арт-терапии значительно снизила уровень школьной тревожности и повысила уровень школьной мотивации. Помогла детям раскрыть свои возможности и лучше узнать друг друга.
 Библиографический список:
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
 2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2006. - 158 с.
 3. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 21-25.
4. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР : Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2007. – 139 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»