Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование арт-терапии в коррекции
тревожности младших школьников
с задержкой психического развития

Баландина Юлия Владимировна
 В статье поднимается проблема повышенной тревожности младших школьников с задержкой психического развития, подчеркивается важность и актуальность ее решения в условиях современности.
 Ключевые слова: тревожность, страхи, задержка психического развития . арт-терапия, групповая арт-терапия. 
Современная арт-терапия в России представляет собой стремительно развивающееся и имеющее значительные перспективы направление практической психологической работы, включающее большое многообразие подходов, в основе которых лежит применение творческой деятельности, в том числе изобразительной [7]. К арт-терапевтичеким техникам активно обращаются психологи, врачи, социальные работники, художники. Сфера применения арт-терапевтического подхода в психологии и педагогике постоянно расширяется, что обусловлено полифункциональностью и широкими возможностями арт-терапии.
Особую распространённость арт-терапевтические технологии получили в работе с детьми разного возраста [6], в том числе с детьми, имеющими разного рода психологические проблемы.
Одной из серьёзных психологических проблем младшего школьного возраста, согласно имеющимся литературным данным, является проблема тревожности. Ф.Б. Березин рассматривает тревожность как сложное, комплексное состояние, имеющее разнообразные проявления. Он описывает так называемый тревожный ряд, включающий несколько аффективных феноменов, сменяющих друг друга в определённой последовательности по мере нарастания тревоги: ощущение внутренней напряженности, гиперестезические реакции, собственно тревога как центральный элемент рассматриваемого ряда, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение [1].
 По данным психологов, уровень тревоги субъекта всегда должен соответствовать требованиям ситуации. Тревога, неадекватная ситуации по своей силе и длительности, нарушает адаптивное поведение личности, приводит к накоплению стрессового напряжения, его хронификации, возникновению психосоматических расстройств [4].
Тревожность младших школьников с задержкой психического развития определяется чрезмерным беспокойством, чувством беспомощности, повышенными требованиями к себе, самокритичностью, низкой самооценкой, выраженной потребностью в поощрении и одобрении взрослых. В подобных ситуациях для детей этого возраста характерно возникновение конверсионного синдрома, проявляющегося как ощущение сухости во рту, комка в горле, слабости в ногах, учащенного сердцебиения. Ребёнок с повышенным уровнем тревожности скован, напряжён, пуглив. Подавляющее большинство ситуаций вызывает у него страх [2]. Это состояние мешает сосредоточиться и проявить свои способности в учёбе, то есть оно полностью дезорганизует учебную деятельность
 О.С. Лямкина и Т.В. Ветер выделили несколько факторов, взывающих состояние стресса и тревожности у младших школьников:
 а) факторы учебной деятельности (страх самовыражения, ситуация проверки знаний);
 б) факторы, обусловленные наличием социально-психологического и педагогического взаимодействия ребёнка и среды (страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх быть отвергнутым сверстниками, проблемы в отношениях с учителями);
 в) факторы личностного характера (иерархия мотивов, установки личности по отношению к себе и окружающим, интеллектуальный потенциал, опыт;
г) факторы, обусловленные условиями жизни и быта ребёнка (напряженные отношения в семье, особенности воспитания и др.) [9].
Целью исследования явилось выяснение возможностей групповой арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития. На его первом, диагностическом, этапе было опрошено 12 учащихся начальной школы с. Подгорного Томской области с задержкой психического развития. Для решения задачи диагностики тревожности использовался следующий методический инструментарий: опросник школьной тревожности Филлипса, методика неоконченных предложений , тест «Нарисуй историю» А.И. Копытина  и цветограмма «Моя жизнь» .
Результаты диагностики выявили у обучающихся средний и повышенный уровень тревожности. Для работы с ними была разработана специальная программа групповых арт-терапевтических занятий, направленная на снижение тревожности. Программа была рассчитана на 20 ч. Арт-терапевтическая программа состояла из трёх частей:
 1) подготовительной – предполагающей диагностику эмоционального состояния младших школьников, проведение упражнений на создание атмосферы безопасности и доверия в группе;
 2) основной включающей проведение арт-терапевтических занятий, ориентированных на снижение тревожности, отреагирование отрицательных эмоциональных переживаний, повышение самооценки;
 3) заключительной – предполагающей диагностику изменений эмоционального состояния и уровня тревожности школьников и подведение общих итогов работы.
Проведенная нами работа позволила сделать следующие выводы:
1. Проблема тревожности остаётся весьма актуальной для современной начальной школы и требующей своего решения со стороны психологов и педагогов.
 2. Сфера школьной жизни характеризуется существенным преобладанием отрицательных эмоций.
3. Некоторые события повседневной школьной жизни являются для младших школьников высоко стрессовыми, травмирующими, что приводит к нарастанию у них тревожного напряжения.
4. Групповые арт-терапевтические занятия способствуют снижению исходного уровня тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
Литература:
1. Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога / Психические состояния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. С. 219-229.
2. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопр. Психологии. 1982. № 3.
3. Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю» // Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство». 2004. – Т.7. №3. – С. 51-64.
4. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005.
5. Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. 1989. №3.
 6. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2006.
 7. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002.
 8. Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю»: учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2003.
9. Лямкина О.С., Ветер Т.В. Стресс в школьной жизни // Образование в современной школе. 2003. № 3.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»