Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование бережного отношения к природе
у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) во
внеурочной деятельности

Шахова Галина Николаевна
    Природа – это величайший источник, из которого ребёнок черпает большую часть знаний и впечатлений. Интерес к объектам неживой и особенно живой природы, которые окружают ребенка,  появляется очень рано. Дети видят всё, что мы взрослые  перестали замечать: подвижного жучка, на зеркальной глади воды, трудолюбивого муравья на лесной тропинке,  крохотного паучка в густой траве. Сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов - все это привлекает внимание детей. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, а  если это возможно, то и  попробовать на вкус. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под влиянием этого интереса у ребенка возникают вопросы, ответы на которые он постоянно и активно ищет.
    Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
    Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование систем научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде и здоровью, становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Воспитание у учащихся с нарушением интеллекта бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения к природе и быту приобретает в наше время особое значение.
     Формирование экологических знаний и умений у детей с нарушением интеллекта разносторонне изучалось многими педагогами - дефектологами (В.В.Воронкова, Г.М. Лифанова, В.Г. Петрова, и др.) Значительное место в специальном воспитании и обучении занимает работа по формированию первоначальных экологических представлений.
     У детей с общей интеллектуальной недостаточностью, по сравнению с нормально развивающимися детьми, значение и функции активной и самостоятельной мыслительной деятельности несколько изменены. Формирование мыслительной деятельности является одной из главных задач коррекционной школы. По мнению Е.Д. Худенко, овладение экологическими знаниями и умениями, играет большую роль в общем развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, формировании их психических процессов, а так же в развитии у них возможности познавать мир действенным путем.
     Актуальность проблемы приобретает необходимость обеспечить учащихся с нарушениями интеллекта базовыми экологическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осознанного поведения в окружающей среде.
      Дети с умственной отсталостью, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
      Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников. Полноценная социальная адаптация детей с умственной отсталостью в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.
      Экологическое воспитание, по мнению специалистов,  — это процесс формирования у детей экологического сознания,  как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности;  помогающий понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство, и ориентирующий на бережное к ней отношение.
      Экологическое образование школьников  может осуществляется не только в учебном процессе, но и на занятиях внеурочной деятельности, которая таит в себе, в силу своей специфики, огромные резервы по экологическому воспитанию обучающихся с умственной отсталостью. Использование этого резерва представляется одним из важнейших путей воспитания у младших школьников с нарушением интеллекта, бережного отношения к природе, понимания значимости мероприятий по охране природы, по экологическому воспитанию.
      Внеурочная деятельность, являясь необходимым составным компонентом учебно-воспитательного процесса, имеет ряд способностей, которые определяют взаимосвязь и дополнение по отношению к урочной:
  • занимательный характер внеурочной деятельности позволяет быстрее увлечь учащихся;
  • участие в коллективных мероприятиях полнее способствует формированию экологических качеств личности школьника;
  • использование различных форм внеклассной работы, создает благоприятные условия для развития индивидуальных особенностей каждого ученика;
  • добровольное участие школьников во внеклассных мероприятиях позволяет всесторонне учитывать интересы детей, их потребности;
  • внеурочная деятельность полнее развивает детское творчество, изобретательность, воображение;
  • во внеурочной деятельности нет ограничений в выборе нравственно-экологического материала, а в учебном процессе материал ограничен рамками программы.
 
В своей работе мы применяем разнообразные методы и формы экологического воспитания  детей с умственной отсталостью.
    Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя или преподавателя - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.
     Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.
      Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение - при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.
       В работе с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью, особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основными методами работы в нашем образовательном учреждении являются  игра, труд  и  наблюдение.
      Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. При наблюдении у детей развивается  интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.
       Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим их миром. У детей с умственной отсталостью игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. В играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
       Труд, как метод воспитательно-образовательной работы с умственно отсталыми детьми, имеет не менее важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного.
    Учитывая вышесказанное, нами были выбраны основные направления в работе по развитию экологического воспитания:
1. Организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе наблюдений, и сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.
2. Трудовое взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием.
3. Внеклассная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач).
4.Различные виды экскурсий, прогулок.
5.Беседы и презентации, просмотр видеофильмов.

Правильно составленный план и грамотно проводимое обучение поможет ребенку с умственной отсталостью сформировать систему знаний о природе.
      Работа по воспитанию экологического сознания у умственно отсталых детей должна проводиться педагогами ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависеть от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных занятий, должны быть обязательно включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия детей по интересам, самоподготовка. В каждом из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности. Целью экологического воспитания учащихся является формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе, достижение которой осуществляется посредством разнообразных современных образовательных технологий.
Литература:
  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - М., 2005.-170с
  2. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.
  3. Новикова И.М., Касицына М.А. Планирование занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей с умственной отсталостью//Коррекционная педагогика. 2008.№4.
  4. Специальная дошкольная педагогика и психология. /Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Владос, 2001.
  5. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  6. Экологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010. - 120 с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»