Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Польза йоги при коррекции заикания у детей

Загребайло Татьяна Николаевна

Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Общие сведения

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедииневрологии, психологии

Причины заикания

Предрасполагающие причины

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести:

Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией. Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.
Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!
Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимают кверху плечи и напрягают мышцы лица и шеи. Говорят на выдохе, короткими фразами, «натыкаясь» на ларингоспазм. Затем судорожно делают снова вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда даже одно только слово или один слог. Диафрагма – самая сильная из мышц, участвующих в дыхании и голосообразовании, при таком ключичном типе дыхания пассивна, не принимает активного участия в фонации. К тому же воздухом наполняются только узкие верхушки лёгких. Объём вдоха ничтожно мал, воздуха не хватает на длинную фразу.
Заикающемуся ребёнку надо изменить стереотип дыхания и речи:
Чем помогает дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения при заикании у детей расслабляют и придают тонус мышцам, участвующим в артикуляции. В результате:

  • ребенок начинает правильно дышать, соблюдая темп вдоха и выдоха;

  • проходит страх перед артикуляцией;

  • проходит спазм мышц, который мешает держать темп речи;

  • головной мозг получает больше кислорода, за счет чего улучшается его работа;

  • укрепляются мышцы диафрагмы, брюшной полости, носоглотки.

Йога считается одной из самых популярных систем тренировки тела в фитнес-формате. Высокая эффективность дыхательных и физических упражнений проверена временем. Для человека, ведущего малоподвижный образ жизни и далекого от аэробики и фитнеса, не составит труда даже на первых занятиях справиться с нагрузками. Полезна йога и для детей, хотя она и отличается от индийской практики для взрослых, уделяющих больше внимания духовной практике и самосовершенствованию.

  • Детская йога — это полезные для здоровья физические упражнения, позволяющие молодому организму развиваться гармонично. Многие эксперты уверены, что такие занятия должны проходить в форме игры, а главной целью выполнения асан (положение тела) является выработка у детей привычки к здоровому образу жизни. Чтобы йога была полезной, важно обращаться только к профессиональным инструкторам и не заниматься самодеятельностью.

Неоспоримая польза детской йоги

Йоги определяют, насколько здоров человек по состоянию его позвоночника. Практически все асаны разработаны для нормализации функционирования позвоночного столба и укрепления мышц вокруг него. Скручивания, растяжения, наклоны, повороты направлены на приобретение правильной осанки и улучшения гибкости.
Упражнения для шеи нормализуют кровообращение в головном мозге. Это помогает снять зрительную нагрузку, способствует лучшей концентрации, запоминанию информации. Бытует мнение, что тренируя шейный отдел, дети становятся менее подвержены ангинам и фарингитам. Дыхательные техники позволяют разработать легкие, увеличить их рабочую площадь, что особенно полезно для детей-астматиков и аллергиков
Часто эксперты утверждают, что асаны, в которых все внимание направлено на область живота, являются природным «внутренним массажем» органов брюшной полости. Такой массаж способствует нормальному усвоению пищи, ускорению выведения токсичных веществ, нормализации работы желудочно-кишечного тракта. У полных детей ускоряется обмен веществ, и они, как следствие, теряют лишний вес. Худые дети могут набрать мышечную массу и стать крепче физически. Влияние йоги на ребенка многогранно:

  • Йога улучшает состояние здоровья ребенка, укрепляет вестибулярный аппарат, развивает координацию и гибкость.

  • Благодаря тому, что занятия проходят в игровой форме, у детей школьного возраста развивается концентрация, внимательность и аккуратность к движениям и позам.

  • Наполняет организм ребенка энергией, позволяет поддерживать хорошую физическую форму.

  • Вырабатывает у ребенка эмоциональную устойчивость, терпение, спокойствие и душевное равновесие.

  • Формирует положительное отношение к окружающему миру, учит его вести правильный образ жизни без формирования вредных привычек.

  • В отличие от большого спорта, тело и дух ребенка не перегружены, у него всегда есть возможность рассчитать свои силы и отдохнуть.

  • Заниматься йогой могут даже часто болеющие дети. Йога восстанавливает иммунитет, помогает ребенку переключить внимание с болезни на более позитивные вещи: общение, положительные эмоции, самопознание.

  • Для занятий йогой не нужны дорогостоящие тренажеры или снаряды. Необходим коврик и желание ребенка.

Особенно полезна йога для гиперактивных детей. Занятия позволяют направить неуемную энергию ребенка в правильное русло. Детям-флегматикам йога поможет раскрепоститься, придаст решительности, научит проявлять инициативу. Кроме того, ребенок менее подвержен стрессам, депрессии и его самооценка значительно повышается. 

Дыхательные упражнения (пранаямы)
Необходимо рассказывать детям о положительном влиянии дыхания. Дыхание – это жизнь. Все на земле дышит: и растения, и животные, и птицы. Наше тело состоит из маленьких клеток, которым тоже нужен воздух. Эти клетки живут благодаря жизненной энергии, которая называется «прана». Когда мы дышим, клетки тела набирают не только воздух, но и прану. Еще мы берем ее из пищи, когда общаемся, правильно отдыхаем и спим.
Детям 3–6 лет давать много дыхательных упражнений нет необходимости. В качестве примера приведу несколько простых упражнений.
1. «Лодочка на волнах».
Лягте на спину на коврике. Положите на живот в области пупка маленькую игрушку, мешочек либо бумажную лодочку. Вдох: наполните живот воздухом так, чтобы игрушка поднялась. Выдох: втяните живот так, чтобы игрушка опустилась. Ваш живот двигается, как волны в океане. Повторите упражнение 6–8 раз.
2. «Зернышко».
Примите позу «ребенок» и представьте себя маленьким зернышком в земле. Вдох: представьте, что вы начали расти. Встаньте на колени и поднимите руки над головой. Потянитесь вверх, насколько возможно, задержав на 1 секунду дыхание. Выдох: опустите руки и склонитесь на коврике в позе маленького семечка. Повторите упражнение 3–6 раз.
3. «Обними мишку».
Лягте на спину на коврике. Вдох: поднимите руки над головой. Выдохните со звуком «ха» и прижмите колени к груди, не поднимая головы. Вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 3–6 раз.
4. «Сбрось усталость».
Встаньте, широко расставив ноги, наклонитесь вниз. Тело расслаблено, глаза закрыты. На вдохе руки скользят по ногам. Медленно поднимаемся, «собираем» с себя усталость. С резким выдохом и звуком «ха» бросаем тело вниз, руки свободно свисают. Вот мы и сбросили усталость.
5. «Жужжащая пчела».
Сядьте на коврик, скрестив ноги. Вдохните через обе ноздри и, выдыхая, произносите долгие звуки «з-з-з», «ж-ж-ж» или «м-м-м». При этом можно четырьмя пальцами закрыть глаза, а большими пальцами заткнуть уши и при жужжании вибрировать большим пальчиком в ушах, приоткрывая и закрывая слуховое отверстие.
6. – «Дышим на вертушку».
Глубоко вдохните и медленно выдыхайте, заставляя вертушку крутиться как можно дольше. Повторите несколько раз и вернитесь к обычному дыханию.
7. «Корова».
Сядьте на коврике на пятки. Глубокий вдох через нос. На выдохе произносите носовой звук «м» с закрытым ртом, при этом похлопывая пальцами по крыльям носа. Повторите 3–4 раза.
Дети обожают играть со своим дыханием и поэтому любят пранаямы. Это даёт им умиротворение, ощущение простора, внутренней силы и помогает сосредоточиться. Это очень мощная практика работы со стрессом, тревогой и страхом. Имейте в виду, что частота дыхания детей, как правило, гораздо выше, чем у взрослых. Также детям следует объяснять простым и доступным языком, для чего мы делаем пранаямы (пранаяма успокаивает, даёт силы, гармонизирует с миром). В нашем руководстве мы подробно описали эффект пранаям, чтобы вы точно знали, как они работают, и чтобы для вас не составило труда выбрать, в каком случае какую пранаяму использовать лучше всего.
Всякий раз, включая дыхательные практики в занятия по йоге, вовлекайте детей в игру, стимулируйте их воображение, учитывайте возраст и настроение детей, и это сделает упражнения веселыми и интерактивными.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»