Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Процессы, связанные с памятью

Хомич Алла Борисовна

         Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них - это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти. И, наконец, третий этап-это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили [1].

1.1.Запоминание.

  1. Первоначальная форма запоминания — так на­зываемое не преднамеренное или непроизвольное запоминание, т. е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, ос­тавляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.
  2. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофиль­мов, книг, считанные без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они напоминаются одинаково хорошо. Лучше всего за­поминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с це­лями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запо­минание носит избирательный характер, определяется отношение к окружающему.
         От непроизвольного напоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой, определенную цель — запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминания представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запом­нить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели.
В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. мнoroкpaтнoro повторения учебного материала до полного и безошибочного его запомина­ния. Так, например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т.д. Поставленная цель — за­помнить — играет важную роль, определяя собой всю деятель­ность запоминания. При прочих равных условиях произволь­ное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного, непроизвольного запоминания.
         Многое из, того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. И в то же время, если доставить перед собой эту задачу и вы­полнить вce необходимые для ее реализации действия, запоми­нание протекает с относительно большим успехом и оказывает­ся достаточно прочным. Большое значение при этом имеет по­становка не только общей задачи (запомнить то, что восприни­мается), но 6олее частных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится задача запомнить только основное, глав­ные мысли, наиболее существенные факты, в других — запом­нить дословно, в-третьих, — точно запомнить последователь­ность фактов и т.д.
Постановка специальных задач оказывает существенное вли­яние на запоминание, под ее влиянием меняется, сам его про­цесс. Однако, по мнению С. Л. Рубинштейна, основное значение приобретает вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе? которой оно совершается. Он счита­ет, что в проблеме запоминания нет однозначной зависимости между произвольным и непроизвольным запоминанием. И преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд.
  1. Исследования П. И. Зинченко в этом плане убедительно до­казали, что установка на запоминание, делающая его пря­мой целью действия субъекта, не является сама по себе ре­шающей для эффективности этого процесса; непроизволь­ное запоминание может оказаться эффективнее произволь­ного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их клас­сификация (без задачи запомнить), оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставле­на задача картинки запомнить.
  2. Посвященное той же проблеме исследование Д. А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем намеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью кото­рой 5ыло не запоминание, запомнилось прочнее, чем то, что они старались запомнить специально. Анализ конкретных ус­ловий, при которых непроизвольное запоминание, т.е., по существу, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зави­симости запоминания от деятельности, в ходе которого оно совершается.
3апоминается, как и осознается, прежде всего, то, что составляет цель нашего действия. Однако то, что не включено в целе­вое содержание действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. В мнемической деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлениях и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.
Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческое образование, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и сознательное обращение к прошлому в целях припоминания заученного материала – специальная форма сознательной деятельности.
Одной из основных задач психологической науки с самого начала было измерить доступный человеку объем памяти, быстроту, с которой он может запоминать материал. Эта задача не является простой. Измеряя память, необходимо принять все меры, чтобы объем материала, который запоминает испытываемые, не был уложен в определенные смысловые структуры (это сделало бы измерении “чистой” памяти невозможным и не позволило бы выделить  те единицы, в которых объем памяти может быть выражен).
Задача измерения объема памяти в ее наиболее чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти он предлагал испытуемому ряд бессмысленных слогов, которые давали наименьшие возможности для осмысления. Предлагая испытуемому запомнить 10-12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда, Эббингауз принял это число за объем “чистой” памяти. Первым и главным результатом этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризировало человека. Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов: это число значительно колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают только 4-5 изолированных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтения удержать 7-8 изолированных и бессмысленных элементов.
В целом необходимо отметить, что как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий [2].
Механическое и осмысленное запоминание. Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоми­нания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Оно опирается главным образом на обобщенные связи второй сиг­нальной системы. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое за­поминание неэкономно, требует многих повторений; меха­нически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.
 Условия, способствующие осмысленному и прочному запо­минанию. Осмысление материала достигается разными приемами и, прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Каждое наименование плана — это обобщенный заголовок определенной части текста. Переход от одной части к следующим частям — это логическая последовательность основных мыс­лей текста. При воспроизведении текста материал концентри­руется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает его припоминание. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению от­дельных частей текста, уточнению порядка и внутренней вза­имосвязи вопросов.
Установлено, что учащиеся, которые при запоминании тек­стов составляли план, обнаруживают более прочные знания, чем дети, запомнившие текст без плана.
Полезным приемом осмысления материала является сравне­ние, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений, правил примерами решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т.п. Существуют и другие приемы осмысления.
Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Повторение— важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таб­лицу, изготовить наглядное пособие и т.д. При активном по­вторении происходит оживление второсигнальных связей. Оно связано с осмыслением материала.
Разнообразие форм повторения способствует образованию новых связей изучаемого материала с практикой, жизнью. В результате запоминание делается более полным. Пассив­ное повторение не дает эффекта. В одном эксперименте уча­щиеся заучивали тексты путем пятикратных повторений. Ана­лиз эффективности каждого чтения показал, что как только повторение приобретает пассивный характер, - заучивание ста­новится непродуктивным. Очень важно правильно распре­делить повторение во времени, психологии известны 2 спо­соба повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворение требуется 12 повторений, то человек 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При рас­пределенном повторении чтения отделены друг от друга не­которыми промежутками.
Распределенное повторение рациональнее концентрирован­ного. Оно экономит время и энергию, способствуя более проч­ному усвоению знаний. В одном из исследований две группы пятиклассников заучивали стихотворение разными способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределен­ным. Полное заучивание при концентрированном способе по­требовало 24 повторения, а при распределенном способе — толь­ко 10, т.е. в 2,4 раза меньше[3].
Распределенное повторение обеспечивает и большую проч­ность знание. Повторения особенно полезны в первые часы и дни после ознакомления с материалом 40 тех пор, пока нервные связи в коре не укрепились и (согласно с химической гипотезой памяти) в нер­вных клетках не произошли структурные изменения белковых молекул. После этого повторения могут проводиться реже и с большими промежутками времени.
Продуктивность запоминания в целом и по частям. В психо­логии известны 3 способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ состоит в том, что мате­риал (текст, стихотворение и др.) читается от начала до кон­ца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т.д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от объема и характера его, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, по­сле чего снова весь текст читается целиком. Если же матери­ал, например, стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала прочитывается 1-2 раза от начала до конца, выясняется общий смысл его, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.
Из указанных способов наиболее целесообразным являет­ся комбинированный (исследования М. Н. Шардакова). Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей матери­ала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное. Такая деятельность осуществляется при большей coqpeдoтoчeннocти внимания, отсюда и большая ее продук­тивность. В опытах М. Н. Шардакова учащимся, которые за­учивали стихотворение комбинированным способом, потре­бовалось всего 9 повторений, при заучивании в целом — 14, а при заучивании по частям — 16 повторений.
Способы заучивания следует применять в зависимости от ха­рактера материала. При заучивании связного текста лучше поль­зоваться комбинированным способом, частичный лучше при­менять при заучивании иностранных слов, географических на­званий. Небольшой по объему и легкий текст можно заучивать целиком.
Успех запоминания также обеспечивается самоконтролем. Очень важно при заучивании делать попытку воспроизводить материал. Это важно на всех этапах усвоения. Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допу­стили при воспроизведении и на что следует обратить внима­ние в последующем чтении.
Продуктивность запоминания зависит и от характера мате­риала. Наглядно-образный материал запоминается лучше сло­весного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Существует различие в запо­минании описательных и объяснительных текстов: учащиеся младших и средних классов лучше запоминают художественные отрывки и естественнонаучные описания, хуже — общественно-исторические тексты; в старших классах это различие почти отсутствует.
Одним из условий успешного запоминания является так­же систематизация материала. Приведенный в систему, он легче запоминается, дольше хранится в памяти. Исследова­ния А.А. Смирнова, Л.В. Занкова выявили значительное пре­имущество в запоминании сгруппированного текста перед несгруппированным. Систематизация может протекать в раз­ных направлениях: путем объединения объектов запомина­ния по одному какому-либо признаку, например, распреде­ление предметов по группам в зависимости от цвета, вели­чины и формы и пр., путем объединения материала (напри­мер, по истории) в хронологическом следовании событий и путем систематизации его в соответствии с предложенной схемой, например, при обобщенной характеристи­ке географических зон и т.п. [4]

1.2.Кодирование

Процесс кодирования начинается уже на стадии сенсорной памяти, когда распознаются физические характеристики стимула. Далее он несколько углубляется во время передачи информации в кратковремен­ную память, так как здесь происходит первая перегруппировка разных элементов запоминаемого. Однако основной процесс кодирования про­исходит на стадии долговременной памяти, так как именно здесь осуществляются анализ и идентификация различных характеристик информации.

1.3.Хранение (архивизация)

Архивизация - это накопление материала в памяти. В зависимости от того, вовлекается ли при этом эпизодическая или семантическая память, архивизация происходит по-разному. Это важное подразделение двух форм памяти ввел Тульвинг.
В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографичная. Что касается семантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Так, благо­даря семантической памяти мы знаем, что такое экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем дело с конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в эпизодической памяти.
Несмотря на различие этих двух функций памяти, они дополняют друг друга и в различной степени обе определяют, как будет организо­вана информация для хранения в памяти. Для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация, которая позволяла бы не только класси­фицировать, но и быстро извлекать информацию. Можно выделить несколько способов “укладки” информации в памяти; они зависят от сложность и других особенностей запоминаемого материала.
Прежде всего, существуют такие формы организации памяти, кото­рые определяются чисто внешними причинами - самой сущностью того, что следуют запомнить. Во-первых, возможна пространственная органи­зация, позволяющая установить связи и “опорные точки” в нашем физического и социальным окружении. Именно такая организация лежит в основе построения “когнитивных карт”. Линейная организация позво­ляет найти  какое-либо  слово в словаре или имя в телефонной книге благодаря тому, что мы знаем алфавит. Этот же принцип дает нам возможность ориентироваться в днях недели и месяцах или, например, находить нужную страницу в книге.
Имеются также формы организации материала, более или менее произвольно формирующиеся “изнутри”. Во-первых, можно предполо­жить существование ассоциативной организации, при которой группируются совместно элементы с какими-либо общими признаками - на­пример, с одной и той же первой буквой (“Как там звали сотрудника Павлова на. “Б”? Нет; не Бандура...”), из одной и той же граммати­ческой категории (существительные с существительными, глаголы с глаголами и т.д.) или со сходными функциями (например, предметы одежды, пищевые продукты, музыкальные инструменты и т. п.).
Можно думать, однако, что оптимальную деятельность семанти­ческой памяти обеспечивает иерархическая организация. При такой организации мы относим каждый элемент к тому или иному уровню в зависимости от того, соответствует ли он какой-то общей или более специальной категории. Например, воробей сначала относится к категории “птиц” (т.е. не рыб и не млекопитающих), затем учитывается, что он маленький, серый и не умеет петь (в отличие, скажем, от канарейки, которая тоже относится к птицам, но желтого цвета и петь умеет).
Более поздние исследования, однако, показали, что память не всегда организована столь рационально по принципу “от общего к частному” (как организованы, например, науки). Так, было обнаружено, что если испытуемые быстрее воспринимают  утверждение типа “собака-жи­вотное”, чем “собака-млекопитающее”, то они, напротив, дольше анализируют фразу “канарейка-животное”, чем “канарейка-птица”. Из этого ясно, что форма иерархической организации в значительной степени зависит от большей или меньшей привычности тех или иных понятий, а также от информации, накопленной в эпизодической памяти.
То, что человек запомнил, мозг хранит более или мене длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение мо­жет быть динамическим и статическим. Динамическое сохране­ние проявляется, в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изме­няется мало, при статическом, наоборот, он обязательно под­вергается реконструкции, переработке.
Реконструкция материала, сохраняемого долговременной па­мятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в раз­личных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материа­ла, в обобщении его; Все это обнаруживается при воспроизве­дении. Например, ученик припоминает учебный материал в иной последовательности, чем заучивал его, упускает детали, - при­вносит что-то новое, обобщает. Обобщение характеризует бо­лее высокую ступень осмысления изучаемого материала.
О сохранении информации и ее видоизменении можно су­дить только по следующим двум процессам памяти — узнава­нию и воспроизведению.
 
[1] Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. – М: Наука, 1990. – с. 216, стр. 21
[2] Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М: Просвещение, 1966. – с. 375, стр. 87
[3] Истомина З.М. Развитие памяти. – М: Просвещение, 1978. – с. 120, стр 16
 
[4] Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание, М:, 1998. – с. 816, стр. 194

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»