М.В. Исаковский «Весна»
Куранова Наталья Александровна
Задачи:Образовательные: познакомить с новым произведением; формировать навыки осознанного, выразительного чтения, чтения разными способами; учить находить в тексте ответы на поставленные вопросы; учить анализировать и обобщать;
Коррекционно – развивающие: корригировать и развивать зрительное восприятие на основе упражнения на внимание, вербальную память на основе упражнений в запоминании и обобщении, логическое и ассоциативное мышление и воображение на основе активизации творческой деятельности обучающихся; пополнять активный и пассивный словарь обучающихся; способствовать развитию устной связной речи.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать интерес к учёбе, чтению.
Место урока в системе занятия: урок проводится в рамках изучения новой темы М.В.Исаковский «Весна».
Ресурсное обеспечение: Учебник «Чтение» 7 класс специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида, А.К.Аксёнова. М. Просвещение 2005 г., презентация, интерактивная доска.
Используемые материалы: информационно-коммуникативные (презентация), личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Прозвенел у нас звонок, начинается урок. Давайте прочитаем девиз нашего урока
« Мало уметь читать – надо уметь думать». Этим мы и будем сейчас заниматься.
- Здравствуйте. Сейчас у нас урок чтения. На уроках чтения мы
читаем, говорим, размышляем, слушаем. Сегодня на уроке мы тоже с вами продолжим учиться говорить, размышлять, читать, отвечать на вопросы, слушать.
II. Речевая разминка.
1. Чтение слогов.
2. Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки
Ветер веет, ветер дует,
Ветер воет, завывает.
У ветлы, у вербы, ивы
Ветер ветви наклоняет.
– После такой разминки мы должны читать и говорить четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Введение в новую тему.
Беседа
1.Вам было задано узнать, чем необычно это стихотворение? (состоит из одного предложения).
2.Назовите глаголы, которые передают действия ветра.(ответы учащихся)
3.А какого они времени? (Прошедшего времени)
4.Вспомним загадку о ветре. (Без ног, без ног, а ворота открывает)
5.В чём сходство стихотворения и загадки? (Ветер, как живое существо)
6.О ветре говорится как о явлении природы или как о живом человеке? (докажите)
- А в какое время года мы можем наблюдать такой озорной ветер? Конечно же – весной.
- Завтра у нас заканчивается календарная зима. Мы так соскучились по солнечным весенним денечкам. И, с удовольствием, поговорим с вами сегодня о весне. Вы согласны со мной? - По каким признакам вы узнали, что речь идет о весне?(Слайд)
IV. Динамическая пауза.
Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей, (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше, (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу, (сцепить руки кончиками пальцев над головой) Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг) В дождевую тучу, (присесть)
-Перечислите названия весенних месяцев по порядку. (Март, апрель, май.)
- Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь, и какие признаки этого месяца вы услышали (слайд):
В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
Снег пугает, шалунишка:
Только ступит, стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот (март)
В ночь мороз,
С утра капель,
Значит, на дворе (апрель)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (май)
V.Гимнастика для глаз (слайд).
VI. Рассказ учителя о весне.
Пришла весна, и вся природа мигом преобразилась, стараясь сбросить свой мрачный зимний покров и освободиться от докучного белого плена. Пришла весна, и все вокруг зазеленело и окрасилось нежными оттенками юности и обновления, зашумело молодой листвой и нескончаемым щебетаньем птиц.
Приход весны — желанное для всей природы явление, когда, словно пробудившись от долгого сна, вся земля, встрепенувшись, украшает себя красочными и неповторимо прекрасными цветами. Это милые и трепетные подснежники, гордые и независимые тюльпаны, ароматная и нежная сирень, горделивые нарциссы и застенчивые маргаритки.
VII. Изучение нового материала.
1) Чтение текста учителем.
- Вы меня внимательно послушайте.
2) Чтение текста учеником.
Установка на правильное, осознанное, выразительное чтение.
- Чтение «про себя», «жужжащее» чтение.
3) Работа с текстом.
- Найди в тексте, как поэт показывает весеннее пробуждение земли.
5) Выборочное чтение.
- Найдите строки, как встречает весну всё живое в природе.
6) Чтение по началу предложения и по его концу.
VIII. Закрепление пройденного материала.
Каким настроением проникнуто стихотворение М.В.Исаковского? Чем создаётся это настроение?
IX. Домашнее задание.
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Передайте при чтении восхищение красотой пробуждающейся природы, общую радость от прихода весны.
X. Рефлексия.
Ребята, вот и подошёл к концу наш урок. Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточек.
«+» - справился;
«?» - сомневался;
«-« - не справился;
Или, дополнив предложения:
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я могу похвалить себя за…