Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Альтернативная коммуникация для детей с ОВЗ

Щербакова Екатерина Алексеевна
    Коммуникация - процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Коммуникация нужна чтобы кому-то что-то сообщить, на кого-то/что-то повлиять (например, попросить), получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).
   Альтернативная коммуникация- это все способы коммуникации,  дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.     Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. 
   Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC — аугментативная 
(augmentative — увеличивающий) и альтернативная коммуникация.
Цели использования альтернативной коммуникации: 
•  построение функционирующей системы коммуникации; 
•  развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию; 
•  развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью 
символов.
Случаи, в которых используется дополнительные коммуникации:
  • Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в среде глухих — это язык жестов).
  • Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).
  • Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).
  • Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.
  • Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).
  • Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).
  • Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).
  • Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).
    Говоря о видах альтернативных коммуникаций мы можем поделить их условно на две группы: системы с низким уровнем использования техники( Low-tech) и системы с высоким уровнем использования техники ( High-tech).
Системы с низким уровнем использования техники  (Low-tech).
Использование средств, не требующих специальных 
электрических устройств:
  1. Коммуникация при помощи предметов.
  2. Коммуникация с помощью фотографий и изображений. 
  3. Коммуникация с помощью графических символов (пиктограмм). 
  4. Коммуникация с помощью жестов.
Коммуникация при помощи предметов:
  • Эта форма подходит детям, находящимся на начальных этапах развития коммуникации, а также имеющим дополнительные нарушения зрения.
  • Поскольку реальные предметы не всегда доступны и уместны, допускается использование их моделей (игрушечная посуда, машинки, куклы и т.д.) 
  • Пример: «пить - чашка», «хочу в туалет – рулон туалетной бумаги», «идти на прогулку – ботинок», «ложиться спать – подушка»
Коммуникация с помощью фотографий и изображений.
  • При данной форме коммуникации фотографируются реальные объекты из непосредственного окружения ребенка либо используются наборы картинок. 
Система коммуникации при помощи карточек PECS.
  • PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.
Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.
Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.
Этапы обучения использования системы карточек РЕСS:
1.Первый этап обучения — формирование навыка подавать карточку с изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнёру по коммуникации.
2.Второй этап обучения — закрепление и обобщение навыка, полученного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для того что бы получить желаемый предмет.
3. Третий этап обучения — обучение различию карточек.
4.Четвёртый этап обучения — выбор между двумя желаемыми предметами.
5.Пятый этап обучения - обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги.
Карточки-подсказки
  • Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. 
Интерактивные коммуникационные доски
  • это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию
 
   Книги "разговоров"
Книга "разговоров" может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора. 

Коммуникация с помощью графических символов (пиктограмм).
  • Графические символы дают однозначные указания на предметы, действия. 
  • Обязательным условием является то, что символы в последующем должны всегда изображаться в одном и том же виде.
  • Использование этих средств предполагает у ребенка формирование интереса к реалистическому изображению, которое должно быть легко узнаваемо, даже если оно немного стилизовано. Развивается потребность к обучению, у ребенка появляется возможность перехода к графическому символу, он сможет соотнести графический символ с наименованием и понять общий смысл символа, а не только отдельных его элементов, а также ассимилировать абстрактные изолированные знаки.
Коммуникация с помощью жестов.
  • Жесты как инструмент коммуникации обладают тем преимуществом, что они в самом прямом смысле слова всегда «под рукой», пользователь может воспроизвести их в любом месте.
  • При обучении маленьких детей с проблемами коммуникации специалисты советуют использовать простые, понятные всем людям жесты. 
     Существует несколько систем жестового языка, например, американский жестовый язык, британский жестовый язык, Макатон (TM), жестовая речь Пагет Гормана (ТМ) и точный жестовый английский. С ребенком с РАС жестовый язык обычно применяется в рамках подхода тотальной коммуникации.
     Тотальная Коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка.
 
     Высоко технологичные (High-tech) или электронные устройства.
Системы коммуникации, требующие использование специальных устройств:
 • Кнопка, при нажимании которой звучит записанное слово 
• Многочисленные клетки с записями слов 
• Печатание на компьютере 
• Система картинок на компьютере 
 
Коммуникативные кнопки, используются  на занятиях ребенком, который не владеет речью, но может доступным ему способом нажать на кнопку и воспроизвести запись того, что он хочет сказать.  Данный ресурс представлен не только простыми средствами коммуникации, но и многофункциональными, такие как высокотехнологичное оборудование
Другие методы:
  • Палочки для рта
  • Световые указки
  • Сканирование
  • Тактильные сигналы
 
       К выбору системы альтернативной коммуникации надо подходить с учётом многих аспектов. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью. Следовательно, выбор системы коммуникации должен строиться на ситуации человека в целом. Большинству людей, нуждающихся в средствах альтернативной коммуникации, также требуются и другие виды помощи. Введение новой системы коммуникации должно быть скоординировано со всеми остальными услугами, такими, как образование, обучение, помощь и т.д. Обучение языку и коммуникации не должны быть изолированы от других форм терапии и поддержки.
Спосок литературы: 
  1. Рыскина В. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе сдетьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра / В.Рыскина. – СПб.:Скифия, 2016.

  2. Севенинг Х. Материалы для развития коммуникации у людей с тяжелейшими формами церебрального паралича и другими двигательными нарушениями / Х. Севенинг. – Дюссельдорф: [б.и.], 1994.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»