Изучение информационной грамотности
учащихся с интеллектуальным недоразвитием
Зубова Алла Петровна,
ГБОУ школа-интернат № 22
Невского района Санкт-Петербурга
Аннотация. Успешное формирование информационной грамотности школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью кроме решения собственно проблемы обучения детей работе с информацией и формирования одного из базовых умений современного человека, даст в руки учителя новый инструмент повышения эффективности процесса обучения. Если под эффективностью образовательного процесса понимать достижение запланированного результата с минимальными временными, материальными и энергетическими затратами всех его участников, то умение полноценно работать с информаций, как одним из наиболее ценных современных ресурсов, позволит для школьника: значительно снизить переутомление учащихся, связанное с поиском и анализом учебной информации; ускорит и сделает более осмысленным процесс ее понимания и запоминания школьниками; поможет ребенку освоить эффективные способы воспроизведения информации в нужный момент.ГБОУ школа-интернат № 22
Невского района Санкт-Петербурга
Для учителя же это возможность выстроить прозрачную систему базовой информации по основным учебным предметам, освоение которой обеспечит необходимый уровень выполнения программы; возможность выделить критерии оценки и описать уровни достижения результатов обучения, поострить комплекс дополнительных заданий, обеспечивающих продвинутый уровень образования более способных учащихся; разработать системный подход к углубленному объяснению учебной информации для школьников, испытывающих трудности в обучении.
Ключевые слова: информационная грамотность; школьники с ОВЗ; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью.
THE STUDY OF INFORMATION LITERACY OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL UNDERDEVELOPMENT
Аbout the author: Zubova Alla
Place of work: GBOU boarding school No. 22 of the Nevsky district of St. Petersburg
Abstract. The successful formation of information literacy of schoolchildren with mental retardation and mental retardation, in addition to solving the actual problem of teaching children to work with information and forming one of the basic skills of modern man, will give the teacher a new tool to improve the effectiveness of the learning process. If the effectiveness of the educational process is understood as achieving the planned result with minimal time, material and energy costs for all its participants, then the ability to fully work with information, as one of the most valuable modern resources, will allow the student to: significantly reduce the fatigue of students associated with the search and analysis of educational information; speed up and make more meaningful the process of understanding and memorizing it by students; help the child to master effective ways to reproduce information at the right time.
For the teacher, it is an opportunity to build a transparent system of basic information on the main academic subjects, the development of which will ensure the necessary level of implementation of the program; the ability to identify evaluation criteria and describe the levels of achievement of learning results, sharpen the set of additional tasks that provide an advanced level of education for more capable students; develop a systematic approach to the in-depth explanation of educational information for students with learning difficulties.
Keywords: information literacy; students with disabilities; children with mental retardation; children with mental retardation
Современная модель формирования информационного общества, подразумевает новые образ и способ мышления, приспособленного к быстро меняющимся информационным условиям, имеет влияние на планирование современного образования. На сегодняшний день особое значение имеет обладание личности необходимым уровнем информационной грамотности, которая формируется в результате ежедневной деятельности, под влиянием бытовых знаний и умений, а также информации, средств массовой коммуникации, образования и т.д. Развитие у школьников информационной грамотности необходимо организовывать, структурировать и направлять, т.е. вести его непрерывно и целенаправленно.
Информационную грамотность определяют как набор компетенций, необходимых для формулирования запроса, поиска, отбора, оценки, а также интерпретации информации представленной в любом виде. В данном определении особую важность приобретают умение формулировать информационную потребность; интерпретировать информацию, которая подразумевает усвоение материала, формулирование его смыслового итога и выводов, а также представление его в виде нового информационного итога. С этой позиции информационная грамотность выступает как одно из ведущих социально значимых умений школьников, обеспечивающих их успешную социализацию [4].
Исходя из сказанного, уместно предположить, что успешное формирование информационной грамотности обучающихся на современном этапе можно и нужно рассматривать как одно из базовых критериев эффективности образовательного процесса.
На сегодняшний день перед школой стоит задача подготовить учащихся, которые будут способны: свободно адаптироваться в различных жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать знания; автономно критически мыслить; иметь представление, каким образом и где полученные знания могут быть применены в окружающей их действительности; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными; уметь работать в разнообразных предметных областях.
Формирование «информационной грамотности» неразрывно связано с младшим школьным возрастом, поскольку в это период происходит формирование учебной деятельности, становление ученика как субъекта этой деятельности; стимуляция развития познавательных способностей ученика; формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. В этой связи, проблема формирования и развития информационной грамотности выдвигается в качестве одной из основных задач при обучении младших школьников с точки зрения требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО и ФГОС НОО С ОВЗ).
Создание информационно-образовательной среды школы является одним из определяющих условий формирования информационной грамотности школьников. Данная среда делает возможным создать реальную информационную поведенческую модель, определяющую подготовку обучающихся младших классов к самостоятельному взаимодействию с естественной информационной средой.
Опираясь на позиции исследователей в области понимания информационной грамотности учащихся, не имеющих особенностей в развитии, а также учитывая значительное расширение в современном образовании инклюзивных практик обучения разных типологических групп школьников, обратимся к анализу имеющегося в литературе понимания исследуемого нами понятия применительно к детям с ОВЗ и, прежде всего, к детям с задержкой психического развития (ЗПР) и детям с умственной отсталостью.
Предваряя рассмотрение проблем формирования информационной грамотности этой группы учащихся и обсуждение путей повышения эффективности процесса их обучения, кратко охарактеризуем особенности этой группы школьников.
Одна из важнейших особенностей группы детей с умственной отсталостью – наличие разнообразных нарушений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, затрудняющих усвоение учебного материала и формирование умений и навыков. Дети с умственной отсталостью обладают потенциальными возможностями формирования психики в виде «зоны ближайшего развития», при этом значимым источником формирования является социальное, в том числе и педагогическое воздействие.
Состояние детей с ЗПР характеризуется замедлением психического развития, которое приводит к незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, осложненной негрубыми, но достаточно стойкими нервно-психическими расстройствами. Особую трудность для педагогов представляет эмоционально-волевая неустойчивость и личностная незрелость школьников с ЗПР. Одна из важнейших особенность группы детей с ЗПР – разнородность ее состава, значительно осложняющая комплектование групп для организации обучения и выработки общих подходов в психолого-педагогическом сопровождении.
Свойственный этим типологическим группам детей низкий уровень произвольности приводит к значительным затруднениям в самоконтроле и саморегуляции учащихся в любых видах деятельности. На этом фоне познавательные трудности провоцируют существенные затруднения в усвоении учебных программ.
Перечисленные особенности обучающихся с интеллектуальным недоразвитием ориентируют педагогов, работающих с этой группой детей, на поиск возможностей детализировать и структурировать информацию; усиливать наглядно-практическую основу обучения детей, вводя разнообразные практические творческие заданий, позволяющие ребенку увидеть конкретный, достаточно быстрый и яркий результат своей работы; дробить формируемые действия на минимально возможные для понимания и усвоения акты.[1, 4].
В контексте сказанного, под информационной грамотностью учащихся с ЗПР и умственной отсталостью понимается комплекс знаний и умений, обеспечивающий осознание потребности в информации, формулировку запроса, составление плана действий по ее поиску, нахождение, идентификацию, оценку значимости информации, ее применение для решения поставленной задачи, хранение для дальнейшего использования или передачи (при необходимости) другим лицам [1,2] . Таким образом, особенность понимания исследуемого нами феномена применительно к детям данных категорий заключает, прежде всего, в его значительном структурировании, членении этого понятия с целью выделения в нем начальных, базовых элементов, над изучением и формированием которых у детей с ОВЗ должна быть проведена отдельная поэтапная работа.
Программа ФГОС НОО С ОВЗ по развитию информационной грамотности школьников с нарушениями в развитии рекомендует выполнение детьми действий с техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер. Умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности.
Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого ребенка, – это возможность общения с родителями, родственниками, друзьями, одноклассниками. Только в постоянном познавательном общении формируются информационно-поисковые и информационно-коммуникативные навыки.
Наряду с традиционными методиками в обучении детей с ЗПР и умственной отсталостью целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Обязательная составляющая этого процесса – активная компьютеризация начального общего образования
Процесс формирования информационной культуры младшего школьника с нарушениями в развитии невозможен без выстраивания его технологической составляющей – упорядоченной системы действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.
Первая ступень проектирования технологии обучения определенным видам деятельности – это выявление компонентного (операционного) состава осваиваемых действий.
Следующий этап – выстраивание четких методико-технологических цепочек, как логически обоснованной динамической системы операций.
Проблема рационализации приемов работы с учебной информацией в начальной школе детей с ЗПР и умственной отсталостью может быть в значительной степени решена посредством применения различных систем кодирования.
Ведущая система кодирования информации, которой овладевает ребенок, – это умение обозначать понятия словами. Сначала устная, потом письменная речь есть те две кодовые системы, которые составляют основу любого образования. Ребенок обучается им в дошкольные, школьные годы и потом, став взрослым, совершенствует всю жизнь. Таким же образом обучаем школьников приемам кодирования информации в звуках, буквах, цифрах, графике, в мимике и жестах.
Одна и та же информация может быть представлена (закодирована) в нескольких формах (звуковой, текстовой, числовой, графической и др.) или в сочетании этих форм. Успешность обучения школьников в значительной степени зависит от того, насколько каждый конкретный ученик владеет умениями, навыками: кодирования (фиксирования информации с помощью определенных условных обозначений); декодирования (извлечения информации из источника); перекодировки (замены кода) учебной информации.
Задача учителя – развивать, совершенствовать, корректировать информационные вкусы воспитанников, помогать школьникам в освоении приемов информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности.
Литература
- Кудрина С. В., Кудрин М.Ю. Компьютерные коррекционно-развивающие программы как инновационный ресурс формирования основ информационной грамотности обучающихся с ОВЗ. // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019.
- Кудрина С.В., Кудрин М.Ю. Использование компьютерных учебно-развивающих тренажеров для формирования основ информационной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. ст. VI Республиканской науч.-практ. конф. (с междунар. участием) / – Гродно : ГрГУ, 2019.
- Образование детей с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие/ отв.ред.д-р пед.наук, проф.С.Ю.Ильина – Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. – 408 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование информационной грамотности школьников. - М.: Просвещение, 1988 - 374 с.