Дифференцированный подход в обучении детей
с ограниченными возможностями здоровья
Нехаева Любовь Егоровна
В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике как у нас в стране, так и за рубежом обращено переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Исходными теоретическими положениями представленной программы являются общепризнанные закономерности развития ребенка. В трудах Л.С. Выготского доказано, что социальная ситуация воспитания формирует процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой реализуются потенциальные возможности ребенка. Ориентиром для коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта явились результаты исследований А.В. Запорожца, которые показали, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования его личности. В каждом таком периоде формируются не только те качества и свойства психики, что определяет общий характер поведения ребенка, его отношения к окружающему миру, но и другие, которые представляют собой заделы на будущее и выражаются в психологических новообразований, появляющихся к концу денного возрастного периода.Основными факторами воспитания умственно-отсталого ребенка являются воспитывающая среда, воспитывающая деятельность и осмысление ребенка себя в реальной жизни. Эти факторы неотвратимо связаны между собой в каждом акте жизни ребенка. Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающим миром. Воспитывающая деятельность означает вовлечение ребенка в различные виды деятельности, поскольку деятельностью утверждается активное отношение к реальности. Любая конкретная деятельность инициируется потребностями, мотивами, интересом, ценностными ориентациями, которые у детей с нарушением интеллекта слабо выражены и с трудом формируются.
Таких случаях индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода обучения детей с ограниченными возможностями. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень знаний, навыков и умений, работоспособность, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.)
Как отмечает Воронкова В.В., индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение ребенка и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. В результате создаются педагогические характеристики детей, отражающие состояние их речи, внимания, памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционнально-волевой сферы. Опираясь на эти данные педагог намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым ребенком и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в работе.
При формировании адекватных форм воздействия детей с проблемами в умственном развитии со сверстниками можно выделить несколько этапов:
Первый этап - изучение характера взаимодействия друг с другом при поступления в группу. Обучение детей в группе начинается после того, как воспитатель установит контакт с каждым ребенком в процессе индивидуальных занятий .
Второй этап – узнавание и восприятие детьми друг друга, воспитание положительного отношения к сверстнику.
Третий этап - формирование у детей умений выполнять совместные действия.
Четвертый этап – включение в совместную деятельность со сверстниками.
Спокойное, ровное, терпеливое отношение педагога к каждому ребенку способствует развитию доброжелательной атмосферы между детьми. Главное обучать детей по принципу последовательности - от элементарного простого задания к сложному и от сложного более сложному.
При обучении индивидуальный подход необходим умственно-отсталым детям независимо от их успехов. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих детей, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к занятию.
Литература:
«Психология общения и поведения умственно отсталого школьника» Д.М. Маллаева. П.О. Омарова. О.А. Бажукова.
«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А .Екжанова. Е.А. Стребелева.
«Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» Б.П. Пузанов. Н.П. Коняева. Б.Б. Горскин и др.
Научно-методический и практический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №4 2011г.