Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Использование педагогического опыта А.А. Католикова в работе детского дома №1 Кировского района Санкт-Петербурга.

Мухина Анна Геннадьевна,

социальный педагог ГБОУ Детского дома №1 Кировского района СПб

Мы считаем, что в педагогическом наследии А.А. Католикова есть много мыслей, имеющих актуальность и в настоящее время. Поэтому мы считаем необходимым использование этого наследия в своей работе. Наша работа посвящена рассмотрению педагогического опыта А.А. Католикова и его применения в работе с воспитанниками нашего детского дома.

 «Школы – интернаты не умирающие детские учреждения. Они могут измениться структурно, преобразуется психология их воспитанников, система педагогических влияний. Но не может пока исчезнуть сам институт школ-интернатов».

Так писал Александр Александрович Католиков о системе воспитания детей-сирот. Эти слова своевременны и сейчас. Как бы много ни делалось в нашем городе, в нашей стране для укрепления семьи, тем не менее учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ещё долго будут существовать. И поэтому все мы должны работать таким образом, чтобы детям было тепло, уютно, радостно.

Исследование причин социального сиротства нашего времени, способов укрепления семьи, путей жизненного устройства воспитанников детских домов сегодня не является темой нашей статьи и вообще вряд ли может быть решена в ближайшем будущем – это макросоциальная проблема, всей сложности и значимости которой, как нам представляется, в полной мере не осознают наши государственные органы власти, депутаты и чиновники.

Мы, как практики, остановимся на том, как сделать жизнь детей-сирот ещё более близкой к условиям жизни в благополучной семье. Ведь книга выдающегося педагога А.А. Католикова так и называется – «Моя семья». Под словом «семья» автор понимает детский дом, точнее, людей, для которых детский дом является «семьёй» - воспитанников, сотрудников, выпускников, шефов, и, в том числе, себя.

Опыт А.А. Католиковва по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет большую ценность.

Ознакомимся с наиболее значимыми аспектами педагогического наследия А.А. Католикова – народного учителя СССР, члена – корреспондента Российской академии образования. Воспитательная система А.А. Католикова включена в хрестоматию гуманистических и воспитательных систем XXвека, наряду с такими знаменитыми воспитательными системами, как школу Януша Корчака и Вальдорфская школа.

Труд.

«Преобразует человека не сам труд, а его организация и отношение к нему», - писал А.А. Католиков. Под организацией труда воспитанников он имел ввиду труд в коллективе, по законам товарищества, развивающий характер труда, ощущение каждым ребёнком пользы и значимости того, что он делает.

Напомним, что в Сыктывкарской школе – интернате, которой руководил А.А. Католиков, проживали дети от 3 до 18 лет. Естественно, содержание труда менялось в зависимости от возраста, но труд всегда оставался неотъемлемой частью жизни коллектива детского дома.

При детском доме имелось подсобное хозяйство, в котором трудились и сотрудники детского дома и воспитанники: в этом хозяйстве выращивали овощи и фрукты, в теплицах арбузы (это в республике Коми!), занимались и сбором грибов и ягод, заготовкой их на зиму.

«Общественно полезная деятельность ребят строится по коллективному принципу. Ребята распределяются по разновозрастным бригадам, насчитывающим по 5-6 человек, во главе с бригадиром. Каждая бригада имеет свой участок. Одни выращивают цветы и овощи, другие занимаются животноводством, третьи – поливом… Малыши по утрам с ведёрками в руках собирают мусор на территории лагеря, а потом идут в лес за грибами, ягодами и лекарственными травами… Каждый отряд шефствует над своей собакой или кошкой»,- писал Александр Александрович.

Педагоги создали уникальную воспитательную систему, основанную на сельскохозяйственном труде школьников. Дети, приученные к труду, лучше адаптируются к самостоятельной жизни. Трудовое воспитание помогает решить многие нравственные проблемы, установить дружеские отношения как внутри детского коллектива, так и между педагогами и воспитанниками.

Осмысливая достижения А.А. Католикова в области трудового воспитания, мы адаптируем его систему к реалиям нашего детского дома. В настоящее время в нашем детском доме находятся на полном государственном обеспечении 55 детей – сирот и оставшихся без попечения родителей, в том числе 13 дошкольников, 42  школьника – учащихся начальной школы с 1 по 4 класс. Из числа воспитанников 41 ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья.  Кроме того, наш детский дом находится в центре мегаполиса, что не позволяет нам содержать животных в детском доме и иметь подсобное хозяйство.

В связи с особенностью состава воспитанников нашего детского дома мы не можем в полном объёме применить у себя в детском доме систему трудового воспитания А.А. Католикова, но используем её в той части, которая доступна для наших воспитанников. В нашем детском доме дети приучаются к обслуживающему труду. Дети также совместно с педагогами занимаются такими видами труда, как уборка территории детского дома, уход за растениями на территории (цветы, кустарники) и в помещении детского дома. Трудовое воспитание нами рассматривается, так же, как и в педагогической системе А. А. Католикова, как основное средство развития, воспитания детей. Особое внимание мы уделяем тому, чтобы трудовые дела сплачивали воспитанников и педагогов, происходили в позитивной атмосфере, чтобы воспитанники помогали друг другу, понимали как взаимодействовать в коллективе.  

Бережное отношение к вещам.

«Чтобы дети не выросли потребителями и транжирами, нужно, очень нужно им знать цену вещам в прямом и переносном смысле», - считал Александр Александрович.

В агрошколе – интернате, которой руководил А.А. Католиков, при выдаче детям вещей, этикетки с одежды не снимались, чтобы дети видели, что сколько стоит. Бережливость, несмотря на улучшение материальной стороны жизни детского дома, оставалась непреложным законом. Одежда переходила от старших к младшим.

В нашем детском доме мы также воспитываем у детей бережное отношение к вещам. Для этого каждый вечер дежурный администратор совместно с дежурными воспитанниками обходят группы, оценивают санитарное состояние, а также состояние одежды, обуви, исправность мебели, чтобы все вещи находились на своих местах. Вопросы бережливости систематически поднимаются на заседаниях педагогического совета, на совещаниях воспитателей. С детьми проводятся беседы, в ходе которых дети знакомятся со стоимостью окружающих предметов и с их пользой.

Как избегать нервных срывов у воспитанников.

Наш детский дом предназначен для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Характерной особенностью наших воспитанников являются ограниченные возможности здоровья: среди наших воспитанников 46 детей-инвалидов. У многих детей инвалидов соматическая патология сочетается с психологическими и психиатрическими отклонениями, что выражается в повышенной раздражительности детей («раздражительная слабость»), нередки проявления агрессивности, наблюдаются трудности взаимодействия детей между собой и со взрослыми. Поэтому опыт А.А. Католикова по предупреждению нервных срывов у воспитанников является очень важным для нашего детского дома. Никто лучше автора не расскажет об этом опыте.  Поэтому приводим здесь большую цитату из книги «Моя семья»:

«Если мы хотим жить в цивилизованном, свободном, гуманном обществе, карцеры нам не нужны, а вот специальную комнату отдыха при изоляторе иметь нужно… Каждому понятно, что в доме, где живут 300 детей, дефицит тишины. Играют – спорят, гуляют – кричат, с воспитательницей беседуют – галдят.  Некоторым детям такой шум невыносим, у них нервы не выдерживают. Поэтому мы в своём интернате сделали много таких тихих уголков, где можно уединиться, посидеть в тишине. Яркий свет приглушён, кто хочет, включает бра, настольную лампу для себя и вяжет, или читает книжку, или играет в шашки, шахматы. А если у ребёнка встречается нервный срыв, а это часто бывает, то он успокаивается в комнате отдыха. У нас там красиво: ковёр на полу, телевизор можно включить, книги, журналы почитать, любые соки можно попить. А кровать там просто шикарная. Да ещё медицинская сестра поблизости. Два-три дня побудет парень в одиночестве, полакомится всласть яблоками, мёдом, вареньем и выходит совсем другим человеком – доброжелательным, покладистым… Особенно полезно такой курс психотерапии пройти осенью и весной, когда у многих ребят наблюдается или слишком возбудимое состояние, или, напротив, депрессия, апатия».

Сотрудники детского дома.

Очень тепло отзывается А.А. Католиков о сотрудниках детского дома: все сотрудники – это воспитатели, от директора до подсобного рабочего. Многие имеют близкое давнее отношение к детскому дому: либо сами являются его выпускниками, либо в детском доме работают жёны выпускников. Обязательное качество сотрудника Детского дома – любовь к детям.

«Мне стыдно смотреть на воспитательниц, которые тужатся изображать любовь к детям. Была у нас такая. Приедет в лагерь в первый день после пересменки  умиротворённая, cбантом на платье, с добрым лицом, хорошо причёсанная. Весь день говорит тихим, елейным голосом, а детей называет только Петенька, Феденька, Машечка. А на следующий день гляжу – вся взлохмаченная, разъярённая стоит в дверях спальни и орёт: «Не заводите меня! Не доводите до рукоприкладства!!!» Пришлось её уволить, пока она не дошла до рукоприкладства». (Цит. по: А.А.Католиков. «Моя семья»)

Александр Александрович очень большое внимание уделял подбору кадров, дорожил своими сотрудниками, но с теми, но с теми, кто не мог найти контакта с детьми – расставался без сожаления.

В нашем детском доме также очень большое внимание уделяется подбору кадров, потому что именно от них зависит благополучие детей, их эмоциональное благополучие. Разработана система поощрений для сотрудников, которые вносят в жизнь детей новые, положительные моменты. Созданы условия для распространения передового педагогического опыта как внутри детского дома, так и за его пределами. В детском доме действуют различные  методические объединения педагогов всех специальностей, социальные педагоги участвуют в заседаниях городского методического объединения. На базе детского дома действует ресурсный центр. В детском доме развита система наставничества, при реализации которой педагоги старшего поколения передают свой опыт молодым коллегам, а молодёжь привносит в жизнь детского и взрослого коллектива энергию, свежие и оригинальные идеи. Основа педагогической концепции на основе которой работает педагогический коллектив нашего детского дома, является любовь к детям, интерес и внимание к личности каждого воспитанника. Именно способность любить детей является определяющей при осуществлении кадровой политики детского дома.

О взаимоотношениях сотрудников детского дома с детьми.

Это – чрезвычайно важная тема, основа основ жизни детского дома, важнее этого в детском доме нет абсолютно ничего. А.А. Католиков прекрасно понимал важность этой стороны жизни детского дома. Поэтому предоставим слово по этой теме автору книги «Моя семья». (Кстати, уже название книги говорит само за себя.) Мы подобрали цитаты из этой книги, наиболее полно отражающие взгляды автора на взаимоотношения взрослых и детей в детском доме, и предлагаем их вашему вниманию.

«Взаимопонимание с детьми возможно только на основе истинной любви к ним. Я не очень верю в приобретаемый характер такой любви в процессе педагогической деятельности»,- пишет А.А. Католиков. И далее: «Наверное, какое-то сочетание генетических задатков создаёт предпосылки для этого священного чувства любви к чужим детям. «Вы не беспокойтесь, Александр Александрович, - уверяла меня одна наша воспитательница,- вот рожу своих детей и через них полюблю ваших детей». Прошло время, она родила двоих детей. Спрашиваю: «Ну, как? Полюбили моих детей?» - «Нет, - отвечает, - ваших всё равно не люблю…»

«Я очень ценю тех воспитателей, которые защищают детей. И когда кто-то из них подходит ко мне и говорит: «Александр Александрович, вы зря отругали ребёнка, надо было подождать. Лучше бы мы сами поговорили с ним», - я соглашаюсь: да, так было бы лучше».

Так что с наказанием лучше не торопиться, а вот поощрение лучше не откладывать».

«Бывают ли у вас конфликты? Разумеется, бывают. Но вот разрешение их – вопрос особый. Раньше было так: чуть что случится – тащат ребёнка к директору. Воспитатель шумит, я тоже начинаю возмущаться, провинившийся стоит и не знает, к какой стене прислониться. Теперь ко мне не надо никого приводить – если у нас совет чести, он и разбирается. Главное, чтобы был доброжелательный разговор, а не судилище. А часто и никакого «разбора» не надо, просто нужно дать человеку время,  чтобы успокоиться, прийти в себя, - ведь сам он не хуже других понимает свою вину, если она есть».

В приведённых здесь цитатах видна вера автора в воспитанника, также как и уверенность в том, что здравый смысл будет главенствовать в человеческих отношениях.

Далее: «Я человек строгих правил, можно сказать суровый, а вот детям разрешаю с собой пофамильярничать, повольничать. Считаю, что воспитатель не должен «нависать» над детьми, давить их своим авторитетом… Не мучаюсь вопросом, боятся ли они меня. Мне это просто ни к чему. Один первоклассник бегал за мной по интернату и кричал:»Директор, директор, я тебя не боюсь!» Ну и пусть не боится».

Далее: «Ясно, что отношение детей к воспитателю зависит от него самого, т.е от того, как он сам к детям относится»… «Когда меня спрашивают: «Кто же чаще всего виноват в конфликтах – дети или взрослые?», я отвечаю: «Мы, взрослые, на сто процентов всегда виноваты, не дети. Поэтому, вероятно, что у детей острее развито чувство справедливости».

О взаимоотношениях детей между собой.

«В нашем доме старшие никогда не обижают младших, сильные = слабых. Я не сторонник того, чтобы выдвигались лидеры: где лидер, там один – двое, а то и больше униженных. Наши заботы как раз о тихонях. Тихонь выдвигаем на ответственные посты, которых у нас много, на всех хватает. Скажем, ответственный за электронные игры – чем не пост для начинающего общественника? Ну а более опытные работают заместителями директора … по труду, по цветам, по технике и т.п.»

Дети, сотрудничая друг с другом, сотрудничают и со взрослыми. «Нельзя ныне ни обучить, не имея контакта с учениками».

Сотрудники детского дома уделяют большое внимание этой теме. Социальные педагоги нашего детского осуществляют и реализуют учебную авторскую общеобразовательную программу «Я и другие люди». Занятия по этой программе пользуются большим интересом у воспитанников. Основной целью программы служит способствование улучшению взаимоотношений в детском коллективе.

О воспитании малышей.

«С приходом малышей в интернат вся наша жизнь стала добрее чище… Самая кропотливая, тяжёлая работа – воспитание маленьких… Всё им надо показать, всё объяснить, всему научить. Если в семье всё это происходит естественно и ребёнок просто подражает родителям, то здесь всему приходится учить специально… Нужно научить качаться на качелях, правильно идти по улице, лепить снежную бабу, играть в зимние игры, кататься на санках с горки… Смотришь, приходят воспитательницы с гулянья совершенно выдохшиеся, но как они счастливы от общения с детьми! Хорошо ещё, что воспитательницы нашего дошкольного отделения очень молоды. Такая физическая перегрузка, которую они испытывают, ветеранам была бы не по силам. Молодёжь внесла свежую, бодрую струю в жизнь нашего коллектива», - так писал А.А. Католиков. Для нас воспитанники – дошкольники также представляют собой такую нравственную ценность, которая помогает старшим детям стать лучше, добрее, проявит свои лучшие человеческие качества при уходе за малышами, в играх с ними, в заботе о них.  

Резюме.

В этой работе мы постарались осмыслить и донести до нашей аудитории  основные положения педагогического наследия А.А. Католикова, которые имеют непосредственное отношение и к жизни детского дома.

Многое из того, о чём писал А.А.Католиков, реализуется и в нашем детском доме, а некоторые аспекты можно осмыслить и попробовать реализовать у себя, например, элементы детского самоуправления. То, что у нас нет детей среднего и старшего школьного возраста не препятствует этому. Вспомним октябрятские звёздочки советского времени – ведь они являлись налом формирования не индивидуалиста, а человека, которому не чужды проблемы тех, кто живёт рядом. Вместе с коммунистической идеологией оказалось выплеснутым и здравое содержание идей детского самоуправления уже с началом школьного обучения. А сочувствия, сопереживания очень не хватает нам сейчас в обществе большом и в детском коллективе в частности.

Очень актуальна для нашего детского дома и тема организации прогулок таким образом, чтобы быть не рядом с детьми, а вместе с ними: тогда и поведенческие проблемы на прогулках отпадут сами собой: ведь дети в нашем детском доме находятся ещё в том возрасте, когда они не могут самостоятельно структурировать свою деятельность, в том числе и игровую. Надо, чтобы воспитатель не просто сказал детям о том, что они должны делать, а что не должны, но и сам активно вместе с ними участвовал в играх, походах, соревнованиях.

Использованная литература:

  1. Католиков А.А. «Моя семья», М., «Педагогика», 1990.
  2. Камелина Л. «Жизненное самоопределение выпускников агрошколы-интерната им. А.А.Католикова(Журнал «Воспитание школьников»,2002 год,№7).

 

 

 

 

 

  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»