Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности применения дидактических игр
при обучении детей с умственной отсталостью

Ледовская Екатерина Геннадьевна
 Игра является ведущим методом коррекционно-развивающей работы. Поэтому в работе с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития игра становится не просто универсальным, а оптимальным методом коррекционно-развивающей работы, который позволяет всесторонне влиять на ребенка.
Для нормально развивающихся детей в дошкольный период жизни ведущим видом деятельности является игра. В спонтанном развитии умственно отсталых детей игра не занимает должного места. Это обусловлено тем, что в дошкольном возрасте они еще далеки от овладения игрой. Наиболее сложной и вместе с тем наиболее значимой для развития ребенка является сюжетно-ролевая игра. Ею умственно отсталые дошкольники самостоятельно не овладевают. Лишь в конце дошкольного детства у воспитанников специальных детских садов можно наблюдать отдельные элементы сюжетно-ролевой игры, которые формируются воспитателем на занятиях.
Однако по собственной инициативе они таких игр не организуют. Обычно у умственно отсталых дошкольников можно наблюдать отдельные игровые действия, но они не имеют смыслового наполнения.  
Забота о здоровье и гармоничном развитии учеников с отклонениями интеллектуального развития, предполагает создание адекватных условий обучения и воспитания, учитывающие индивидуальные особенности, общие и специальные способности школьников.
Существуют различные трудности адаптации при поступлении в школу ребенка с нарушением интеллекта (освоение им новой роли - роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Поэтому именно её считают эффективным методом обучения детей с нарушениями интеллекта в начальной школе и приемов работы в последующих классах.
Наряду с заданиями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой и мыслительной деятельности школьников. Однако в отличие от математических заданий игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством отработки необходимых умений и навыков.
Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. 
Мыслительные операции, которые осуществляются умственно отсталыми учениками, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе освоения детьми игры (особенно это касается младших классов) после показа игровых действий целесообразно, чтобы школьники выполнили их вместе с учителем.
Роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Помощь должна быть, по возможности, скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создалось впечатление равноценности их участия. Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать.
В другом случае можно уменьшить количество заданий для слабых учащихся. 
Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введения новых правил. 
Все дидактические игры предполагают при их завершении выявление победителя в лице ученика или группы, подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса, важный эмоциональный момент – поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т.п. Пренебрежение этим условием ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.
Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока.
В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.
Если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, следует также использовать игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесет определенную разрядку в общий ход дела.
Особо следует отметить возникновение у умственно отсталых детей эмоционального и словесного общения в ходе совместной деятельности. При этом речь, мотивированная потребностями коллективной игры и изобразительной деятельности, начинает выполнять функцию общения.
Основываясь на вышеперечисленном можно сделать вывод, что использование при работе с детьми с нарушениями интеллекта дидактической игры поспособствует их развитию, повысит интерес к обучению, будет способствовать формированию коммуникативной сферы личности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список используемой литературы:
  1. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ О. А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я Чутко; под редакцией: Г. Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
  2. Лубовский  В. И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по требованию, 2013. – 228 с.
  4. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя / Гаврилушкина О.П. , Соколова Н.Д. – М: Просвещение , 1985. — 72 с.
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»