Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие познавательной активности обучающихся
с НОДА на уроках математики в условиях
надомного обучения

Яковлева Виктория Павловна
  Развитие познавательной активности является одним из важных условий успешности школьника в образовательном процессе, формировании у них универсальных учебных действий, обеспечивающих в дальнейшем высокий уровень социализации, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.
   Вопросы развития познавательной активности детей дошкольного, младшего школьного возраста, старших школьников рассматривались Л.А. Аристовой, А.И. Гебос, И.Ф. Харламовым, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, С.А Аксючиц и другими.
Несмотря на многочисленные исследования в данной области отмечено, что развитие познавательной активности школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) рассматривались в отдельных статьях, некоторых исследованиях как условия для развития тех или иных когнитивных функций.
      Согласно исследованиям Л.М. Шипицыной, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Л.А. Даниловой, Е. М. Мастюковой, М. В. Ипполитовой,  Н.В. Смирновой у обучающихся с НОДА   отмечается низкая познавательная активность, проявляющаяся в пониженном интересе к обучению, нарушении внимания, памяти, операций мышления. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность.
Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать и обобщать, делая определѐнные выводы, создают особые трудности в освоении математики учащимися с НОДА, поэтому проблема развития познавательной активности на уроках математики у обучающихся с НОДА становится наиболее значимой.
    Целью нашего исследования стало выявление особенностей познавательной активности обучающихся с НОДА и условий для ее развития.
        Мы предположили, что ограниченность учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми обуславливает недостаточность развития познавательной активности, в том числе в усвоении математических знаний.
          В ходе анализа литературы по проблеме развития познавательной активности школьников 7- 8 классов с НОДА на уроках математики  установлено два подхода к пониманию сущности познавательной активности. Одни авторы рассматривают познавательную активность как деятельность, а другие как  качество, личностное образование. 
      В результате «познавательная активность» нами определяется как   меняющееся   свойство   личности,   которое   означает   глубокую   убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
    Нами были выявлены уровни развития познавательной активности. Первый уровень – воспроизводящая активность – характеризующаяся стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами его применения по образцу.
         Второй уровень – интерпретирующая активность. Она характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях
         Третий уровень – творческий уровень активности характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. На этом уровне активности школьники проявляют стремление применить знания в новой ситуации, т.е. произвести перенос знаний в новой ситуации, т.е. произвести перенос знаний и способов деятельности в условиях, которые до сих пор школьнику не были известны.
 Каждый последующий уровень включает в себя все черты предыдущего и имеет еще черты особенные, отличающие его от предшествующего. 
Мы выделили основные психологические особенности, затрудняющие развитие познавательной активности обучающихся с НОДА. Вы видите их на экране. Это:
-  неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;
-  выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Нам удалось выделить  и систематизировать группы условий,
способствующих развитию познавательной активности обучающихся:
В первую группу (связанные с содержанием учебного материала) мы включили:
- использование эффекта «удивительного», «необычного» в содержании учебного материала;
- соблюдение принципа научности;
- доступное и понятное содержание учебного материала, соответствующее возрасту и уровню учащихся.
Во вторую группу (связанные с применением соответствующих форм организации учебной деятельности, определённых методов и приёмов в  обучении) мы отнесли:
- сочетание различных форм организации учебно-познавательного процесса: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
- применение различных технологий обучения, направленных на развитие и повышение познавательной активности;
- использование методов и приёмов обучения, наиболее эффективно активизирующих познавательную активность;
- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;
- соблюдение принципа сознательности и прочности усвоения знаний реализуется только в процессе активного учения;
- применение системы проблемно-творческих заданий;
- соблюдение принципа наглядности;
- подбор домашнего задания по принципу самостоятельности и связи с жизнью.
Третья группа (связанные с ролью учителя в процессе обучения) включает:
- хорошее знание возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- педагогический оптимизм — вера в ученика, в его познавательные силы, стимулирование и поощрение детей, проявляющих любую познавательную активность;
- доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия;
- увлеченность предметом и любовь к работе.
В четвертую группу (связанные с личностью ребёнка) мы относим:
- соблюдение принципа индивидуального подхода к учащимся, где уровень активности зависит от учета реальных учебных возможностей школьников;
- использование в процессе обучения дифференцированной работы с учащимися;
- построение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, учитывая возрастные особенности младшего школьника;
- использование «открытых» заданий (по Хуторскому), то есть соблюдение принципа связи обучения с жизнью;
- предоставление возможности выразить свое отношение к происходящему на стадии рефлексии;
- формирование внутреннего принятия (осознания) учащимися цели предстоящей деятельности;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы для развития познавательной деятельности учащихся
Дальнейшую работу мы видим;
- в исследование на практике особенности развития познавательной активности у школьников с НОДА;  
- в разработке  методических рекомендаций по развитию познавательной активности школьников с ОДА, обучающихся на дому, на уроках математики. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»