Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Подготовка детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью к обучению письму

Романова Юлия Валерьевна
 Данный материал может быть полезен как учителям детей с ОВЗ, так и учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Эта работа освещает особенности и направления подготовки к письму детей с умеренной умственной отсталостью в пропедевтический период.  Слова   В.А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…” и по сей день актуальны.
Для детей с умеренной И тяжелой умственной отсталостью подготовка к письму - один из основных видов для деятельности в пропедевтический период. На данном этапе создаются предпосылки к овладению графическими навыками письма. Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, работа с инструментами), либо в спортивную деятельность (игры с предметами), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека обслуживают процесс с письменной речи. 
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от соблюдения основных гигиенических правил:
1) Правильный выбор мебели, позволяющий при письме иметь прочную фиксированную посадку.
2) Фиксация тетради, что позволяет не вызываемой нервности ребенка, а направить его усилия только на выполнение двигательно-письменных упражнений.
Основными направлениями при подготовке к письму являются следующие: 1) Физические упражнения
2) Изобразительная деятельность
 Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т. д.) В связи с этим развитие двигательного компонента письма играет чрезвычайно важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт направленный на конкретное двигательное действие (письмо), может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных физических упражнений. Эти упражнения должны быть на развитие координации движений, пространственных представлений, «ручной умелости». Координация движений - это согласование работы всех мышц тела. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью сталкиваются с проблемой неумения координировать движения звеньев пишущей руки - пальцев, кисти, предплечья плеча. Особенности графической деятельности требуют совместного развития руки и глаз. Однако достижения совместного развития достаточно проблематично. Пространственные представления тесно связаны с остротой зрения, с возможностью измерить расстояние, оценить положение тела в пространственные понятия «вверху, внизу, впереди, сзади и т. д. Они формируются у детей с умеренной и тяжелой  умственной отсталостью достаточно сложно. Комплекс упражнений по развитию «ручной умелости» состоит из упражнений по развитию пальцев рук, кисти рук, предплечья: упражнения для пальчиков, игры - потеши, игровые композиции из упражнений « для пальчиков». Для детей с умеренной  и тяжелой умственной отсталостью развитие мелкой и общей моторики является одним из важных этих факторов обучения грамоте. Физические упражнения, направленные на подготовку ребенка и овладению графикой письма, могут включаться во все виды культурно - оздоровительной роботы:
1) утренняя гимнастика - упражнения на развитие координации движений, ориентировку в пространстве, музыкально- ритмические композиции.
2) физкультминутка - музыкально - ритмические композиции. Упражнения на развитие «ручной умелости»
3) подвижные игры в перерывах между занятиями, уроками - игры с предметами: мячами, обручами, игры на ориентировку в пространстве, на развитие глазомера.
4) подвижные игры на прогулке - игры на развитие координации движений (лазание, преодоление препятствий, действия с предметами).  5)физкультурные праздники - упражнения на развитие пространственных препятствий (построения, эстафеты с предметами), упражнения на развитие координации движений (совместные игры с предметами, эстафеты с преодолением препятствий).
Одним из важнейших направлением при подготовке детей к письму является изобразительная деятельность: лепка, рисование, конструирование, аппликации. Эти виды деятельности тесно связаны с развитием мелкой моторики рук, формирование пространственных представлений, координацией движений «взор-рука».
Основные приемы, используемые в данных видах деятельности:
1) Совместные игры с красками: создание цветных пятен с помощью кисти, губки, валика, рук. Обязательно ассоциирование с реальными объектами (животные, тучи, цветы и т. д.) Игры проводятся при непосредственном участии педагога и словно комментируются им.
2) Совместные с педагогами действия, направленные на обучение детей формообразующим движениям («дорожки», «лучики», «клубочки» и др.) Например: спиралевидные движения с нитками, волнообразные движения с ручейком. Выполнение действий сопровождаются речевым комментарием педагога.
3) Рисование (фломастером, карандашом) предметов округлой формы. Предмет, который необходимо нарисовать обводится по контуру рукой, пальцем, фломастером, т.е. происходит зрительное моделирование, затем - рисование на бумаге, на любом сыпучем материалам, затем ассоциирование получившегося рисунка с реальными объектами (мяч, яблоко и т. д.) Упражнение выполняется вместе с учителем и комментируются им.
4) Рисование кистью округлой формы с использованием приема образования массы («яблоки» Намотаем пряжу на клубок «мячики» и др.) Рисование начинается от центра с помощью спиралевидных движений кисти. Площадь закрашивания постепенно увеличивается до получения цветного пятна округлой формы. Упражнение предваряется тренировочным движениям кисти в воздухе. Выполняется вместе с учителем, который комментирует все действия.
5) Рисование пальцем (кистью, тампоном из поролона, ваты и др.) различных линий (длинных, коротких, толстых, тонких) на различной поверхности (бумаге, сыпучем материале). Выполняется вместе с педагогом «рука в руке», по подражанию, самостоятельно. Педагог сопровождает все действия словесным комментарием.
6) Обрисовывание ладошек и создание композиций из них. Ладонь ребенка прикладывается к бумаге (песку, манке, сахару), обводится пальцем по контуру, обрисовывается карандашом ( мелом, кистью) Упражнение повторяется несколько раз, разное расположение ладошек позволит создавать композиции из их изображений.
7) Лепка объектов округлой формы: обследование предмета, лепка с использованием приема вдавливания большим пальцем, соотнесение результата с исходным объектом. Все действия выполняются совместно с педагогом и комментирующим им.
8) Лепка объектов, состоящих из нескольких частей (снеговик, пирамида из шаров). Обследование предмета, игра с ним, обследование каждой части отдельно, лепка частей, соединение их в целое - соотнесение полученного с реальными предметами.
9) Соотнесенье предметов и аппликаций. Вариант 1: ребенку предлагается реальный предмет и несколько аппликаций, среди которых есть и изображения «его» предмета, ребенок путем подкладывания предмета к аппликациям находят некое изображение. Вариант 2: то же самое, но у ребенка на руках не предмет, а аппликация, и он должен выбрать из ряда других предмет, который изображен на «его» аппликации. Вариант 3: то же самое, но соотнесение и выбор происходят на основе выделения единственного различительного признака - цвет, форма, величина и т.д. На столе раскладываются элементы узора, вырезанные из цветной бумаги (кружочки, звездочки и т.д.) Ребенок путем чередования элементов составляет простой узор (в квадрате, полоске, круге и т.д.). Действия выполняются вместе с педагогом и сопровождаются словесным комментарием.
10)«Рисование» пальцем по контурному изображению (солнце, дорожки и т.д.) под специально подобранную музыку. Темп музыкального сопровождения должен соответствовать темпу работы ребенка. По мере овладения движениями пальца увеличивается и темп музыки. Выполняется сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно. По мере развития моторных навыков дети с выраженной умственной отсталостью переходят к работе в альбомах- тетрадях, где различные изображения прорисованы пунктирными линиями и точками. Такие варианты альбомов-тетрадей специально разрабатываются для детей с учетом их индивидуальных возможностей. Используется работа по раскрашиванию различных картинок, печатанию отдельных букв с помощью трафаретов и их заштриховка, обводка букв по контуру, печатание слогов и отдельных слов.  Примеры нетрадиционных приемов и техник:
1.Рисование взбитыми сливками. Вам понадобятся: взбитые сливки, пищевые краски, белый картон. Как рисовать: на лист белого картона нанести несколько "кучек" сливок. Предложите ребенку выбрать цвета красок и смешайте их со сливками. Краски готовы, теперь можно рисовать с помощью кистей или пальцев.
2.Рисование каучуковыми мячами. Дно подноса застелить плотным картоном. Нанесите на картон несколько капель краски, а затем, пока краска не высохла, положите сверху каучуковые мячики и покатайте их – получится чудесный рисунок.
3.Рисование мыльными пузырями. Подмешайте немного краски в раствор для мыльных пузырей. Разложите на полу бумагу и попросите ребенка выдувать пузыри - они будут садиться на бумагу и создавать изумительные узоры.
4. Рисование зубной пастой и ватной палочкой. Белую зубную пасту выдавливаем в емкость, добавляем гуашь и наносим ватной палочкой на цветной картон. Материал: зубная паста, вода, ёмкость, гуашь.
5.Выдувание трубочкой. Разведите немного краски и налейте небольшое количество на бумагу, дайте ребенку трубочку и позвольте выдуть любой узор.
6.Техника «пальцевая живопись». Это техника рисования красками с помощью пальцев рук. В процессе рисования необходимо соблюдать следующее условие: на каждый палец наносится краска одного цвета. Благодаря этому изображение получается четким. 
7.Техника оттиска штампами. Используются различные по фактуре материалы (пенопласт, винные пробки, сухие листья, ткань, дерево и т. п.) и штампы (можно использовать различные предметы). Сам процесс выглядит так: надо взять штамп, обмакнуть его оборотную сторону в краску или нанести на нее краску с помощью широкой кисти, наметить на листе место для отпечатка, приложить подошву штампа к поверхности листа и слегка прижать. Эта техника позволяет перейти от сюжетов с хаотичным композиционным расположением объектов к сюжетам с более локализированной композицией. 
8.Рисование ладошкой, ребром, пальчиками, локтем, кулаком. Ребенок использует для рисования ладошку, кулачок, пальчики, локоть, макая в краску и отпечатывая на бумаге. Затем краска вытирается тряпкой. Материал: лист альбомной бумаги, розетки с гуашевой краской, кисти, мокрая тряпка. 
9.Рисование мятой бумагой. Можно использовать акварельную краску или гуашь. Смять бумагу, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Затем кисточкой дорисовать детали рисунка. Материал: мятая бумага, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги.
10.Царапание на различных поверхностях. Поверхности для работы могут быть разными : деревянная поверхность, лист бумаги, заранее приготовленный (лист сначала намыливают, затем покрывают гуашью), восковая поверхность, пластилиновая поверхность и п.д. Само процарапывание происходит предметом с заостренным концом. 11.Кляксомания. На лист бумаги разбрызгивается краска. Листок складывается пополам, затем раскрывается. Детям предлагается рассмотреть полученную кляксу, дорисовать детали. .
12.Рисование свечой, восковыми мелками. Сначала дети с помощью свечи рисуют свой рисунок. Затем на лист наносится акварель способом размыва. Можно использовать тушь. Материал: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски.
13.Рисование перьями. Рисовать можно как одним перышком так и пучком перьев на любой поверхности с помощью красок.
14.Рисование пластилином. Детям предлагается лист картона с нанесенным на него рисунком либо шаблон, трафарет для самостоятельного нанесения рисунка. Пластилин размягчают в руках, затем начинают вмазывать по рисунку от контура к середине кругообразными движениями.
15.Техника «коллаж» Коллаж — сочетание аппликации, переходящей в конструирование. Дети накладывают на лист бумаги трафарет, закрепляют его, затем заполняют его клеем, засыпают приготовленным мелким сыпучим материалом ( соль, песок, крупа и т.п). После высыхания его раскрашивают красками и снимают трафарет.
  Я считаю, что дети с умеренной  и тяжелой умственной отсталостью вполне способны овладеть графическими навыками письма, но только в условиях специального обучения. Индивидуальной подход является ведущим условием для их обучения. 
Список использованных источников и литературы:
1. Подготовка дошкольников к обучению письму С.О. Филлипова. Санкт - Петербург «Детство-Пресс» 2004 г.
2. Обучение письму детей с проблемами в развитии. Т.Ф. Воронская Москва 2006 г.
3. Обучение грамоте. Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л.В. Лопатина.
4. Коррекционно – педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. / Под ред. И. А. Смирновой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 21-24с.
5. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 80 с. 6. Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 2011г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»