Работа учителя-логопеда по коррекционно-логопедическому
воздействию с родителями детей с ОНР
Андронова Любовь Алексеевна
Особой заботы и внимания требует семья, где растет и воспитывается ребенок с речевой патологией. В коррекционной работе важно сделать родителей не только союзниками , но и помощниками.Основная цель полноценного взаимодействия – это активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, кото- рые ставятся в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в дошкольном учреждении более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.
В практической работе можно выделить следующие основные задачи взаимодействия учителя-логопеда с родителями:
-- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
-- создание атмосферы общности интересов;
-- повышение грамотности родителей в области коррекционной педагогики.
Системе логопедической коррекционно-образовательной работы с дошкольниками
и их родителями разделяется на ряд этапов:
- Диагностический этап включает в себя психолого-логопедическую диагностику детей, формирование информационной готовности родителей к
Основными задачами на данном этапе взаимодействия выступает предоставле-
ние полной информации родителям об уровне речевого развития их ребенка,
ориентирование родителей в видах и причинах речевых нарушений, знакомство
родителей с методами и формами логопедической коррекции, проектирование
образовательного маршрута ребенка, определение роли родителей в предстоя-
щей коррекционно-логопедической работе. Основными формами взаимодейст-
вия учителя-логопеда с родителями в этот период являются индивидуальные
консультации, родительские собрания, обсуждение результатов, полученных в
ходе обследования, семинары, собеседование по выбранным индивидуальным
маршрутам детей, информационные средства.
- Основной этап включает в себя решение задач ,заложенных в индивидуальных
ственно пополняются средствами практической организации методической по-
мощи: индивидуальные и групповые консультации, семинары, обучающие методам коррекционной работы в домашних условиях, практикумы, которые проходят для родителей в форме «открытых занятий», организация совместной работы взрослых и детей, тренинги. В ходе сотрудничества с родителями ши-
роко используются вспомогательные (наглядные) средства: специальные «лого-
педические уголки», тематические выставки, представленные аннотациями к
книгам по закреплению правильного звукопроизношения, обучению элементам грамоты, папки-передвижки с заданиями для домашнего выполнения с родите-
лями и т.п.
Речевой материал для проведения домашних заданий предлагается родителям
на тренингах, открытых занятиях, на совместных занятиях родителя и ребенка.
- Заключительный этап коррекционно-логопедической работы предполагает
воздействия и определение общей и речевой готовности к систематическому
обучению в условиях школы.
Вместе с тем для учителя-логопеда и родителей заключительный этап означает не только оценку результативности работы с детьми, но и выработку
определенного суждения о мире и характере участия каждого из участников
коррекционно- образовательного процесса.
При взаимодействии с родителями детей, имеющих нарушения речи, используются следующие формы работы:
-- индивидуальные – беседы, консультации, поручения и др.;
-- коллективные—собрания, вечера-встречи, круглые столы, тренинги, празд-
ники, развлечения, совместные выставки, дни открытых дверей.
-- наглядно-информационные- реклама, выставки, папки-передвижки и др.
Критериями эффективного использования тех или иных форм являются:
проявление интереса родителей к занятиям, активное их участие в анализе
педагогических ситуаций, дискуссиях, вопросы к педагогам по проблеме воспи-
тания ребенка.
Эта система работы может использоваться как в преодолении фонетико – фоне
матических, лексико-грамматических нарушений, так и в коррекции нарушений
всех компонентов речи. Помимо коррекционно-логопедической направленности
ее применение возможно и специалистами других областей образования.
Список литературы
1.Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родите-
лями в условиях коррекционного дошкольного учреждения// Дефектология 1999 №4
2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.- М..2002
3. Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями // Логопед. 2006 №6