Логопедическая работа по профилактике дисграфии
у детей дошкольного возраста с ОНР
Андронова Любовь Алексеевна
Грамотная речь является одним из важнейших условий успешной социализации и адаптации детей дошкольного возраста к дальнейшему обучению в школе. Чем пра-вильнее речь, тем легче ребенку высказать свои мысли, тем шире его возможности
в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстни-
ками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей , о ее
чистоте и правильности. предупреждая и исправляя различные нарушения.
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка:
фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В преобладающем боль-
шинстве нарушения письменной речи являются проявлением недоразвития фонематического восприятия—пониженной способности детей с нормальным слухом улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка. Это объясняется тем, что дети недостаточно различают на слух фонемы,
близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме того, владея
крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых
даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает.
Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропус-
кам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании.
Существует тесная взаимосвязь , между недоразвитием устной речи и нарушения-
ми письма и чтения у детей, дисграфия и дислексия не являются изолированными
дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга. Поэтому для устранения нару-
шений необходима единая система коррекционного воздействия.
В работе используются следующие основные направления логопедической работы
по профилактике дисграфии:
- Рабата над звукопроизношением. Необходимо устранить все недостатки в про-
очень часто встречаются дети 5-6 лет с нарушением как отдельных, так и це-
лых групп звуков.
- Развитие фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных зву-
речи.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения
гов; отбор слов по количеству слогов; придумывание слов на заданный звук
и запись их. подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком т т.д.
- Расширение активного и пассивного словарного запаса. Расширение объема
тельности, формирование познавательной деятельности; уточнение значений слов; образование новых слов, подбор однокоренных слов; активизация сло-
варя, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассив-
ного в активный словарь. Главная задача—сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и
чтении.
- Развитие связной речи, как устной, так и письменной. Обучение составлению
ние загадок.
- Развитие грамматических навыков. Работа над пониманием и употреблением
странение и сокращение предложений и т.д.
- Выявление и устранение у детей возможных предпосылок дисграфии. В дош-
из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии; это дети с поздним
и аномальным развитием устной речи; задержкой психического развития;
выраженной незрелостью изобразительных способностей; цепочкой пери- и
постнатальных вредностей.
Практический опыт показал, что, осуществляя работу по коррекции речи, в
том числе и звукопроизношению, уже в дошкольном возрасте можно успешно предупредить целый ряд нарушений письменной речи, которые возникают к
концу первого года обучения в школе.
Список литературы
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. ---СПб., 1995
- Левина Р. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. –М., 1961.
- ФиличеваТ.В., ЧиркинаГ.В. Коррекционное обучение и воспитание детей