Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Понятие специальной индивидуальной программы
развития в психолого-педагогической теории

Полевщикова Полина Максимовна,
учитель-дефектолог,
Санкт-Петербург

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует права на образование для всех обучающихся, включая детей с различными формами ограниченных возможностей здоровья, и предусматривает их обучение и воспитание как в специальных образовательных организациях, так и в общеобразовательных школах на основе адаптированной образовательной программы (ст.79 «Об образовании в РФ). Кроме того, Закон устанавливает необходимость создания специальных условий, под которыми понимается, в частности, использование специальных образовательных программ для получения образования обучающимися с ОВЗ (ст.79 «Об образовании в РФ).

Ранее дети с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) и с расстройствами аутистического спектра считались «необучаемыми». Родители детей получали заключение о неготовности ребенка к обучению в школе, либо предложение о зачислении на домашнее обучение.
Согласно Федеральному закону №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, право на образование получили категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые ранее считались «необучаемыми».
1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (далее Стандарт).
Согласно ФГОС начального общего образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) дети с умственной отсталостью обучаются по 2 видам программ – 1 вариант, 2 вариант. Для детей с легкой умственной отсталостью создается Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) 1 вариант. Учреждение разрабатывает такую программу самостоятельно на основании Примерной адаптированной общеобразовательной программы. В ходе разработки программа может индивидуализироваться для отдельных групп обучающихся. Для обучающихся, имеющих умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость, разрабатывается АООП 2 вариант. Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования. В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) на основе АООП образовательной организацией на каждого ребенка разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая специфические образовательные потребности обучающихся.
Согласно Стандарту разрабатывается и реализуется СИПР наряду с созданием специальных образовательных условий. Их моделирование остается сложным и актуальным вопросом для дефектологической теории и практики.
Однако тот незначительный опыт, который уже имеется у педагогов школ, показал, что даже в самом тяжелом случае, при создании адекватных условий обучение ребенка возможно. Он может освоить ранее недоступные ему способы коммуникации с другими людьми, стать более адаптированным в быту, социализироваться, овладеть отдельными учебными приемами. Главная задача помощи такому ребенку: развитие его бытовой адаптации к жизни, формирование навыков жизненной компетенции, развитие практических навыков коммуникации, социальное развитие.
Специальная индивидуальная программа развития является основой для образования обучающихся умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) в контексте Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Разработка специальной индивидуальной образовательной программы развития выступает необходимым условием образования данной категории обучающихся т.к. учитывает специфические образовательные потребности обучающихся.
Целью реализации  специальной индивидуальной программы развития является достижение ребенком максимально возможной  самостоятельности в решении повседневных жизненных задач,  включение его в жизнь общества посредством индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для конкретного ребенка пределах. 
Благодаря обозначенному во ФГОС варианту образования на основе СИПР все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния их развития, могут быть включены в образовательное пространство. При этом принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных курсов, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка. Подобный подход к стандартизации применяется впервые в истории Российского образования и понадобится время для его осмысленного внедрения и анализа результатов применения.
Целесообразность использования СИПР для обучения и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии подтверждается зарубежным и отечественным опытом практической работы. В частности, в российской практике имеется яркий тому пример – «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» в Пскове, где уже более 20 лет обучают детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии по индивидуальным программам. Разработка СИПР – многоступенчатый процесс, рассмотрим его поэтапно.
Подготовка к разработке СИПР начинается с приёма обучающегося в образовательную организацию и оценки его развития.
Прием ребенка со сложным нарушением развития в образовательную организацию осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), рекомендации ПМПК и индивидуальной программы реабилитации (для детей с инвалидностью).
Для организации работы с обучающимся, специалистам образовательной организации необходимы дополнительные сведения, которые важны для учета индивидуальных возможностей и создания специальных условий образования особого ребенка.
Подобная осведомленность является необходимостью для получения как можно большей информации о ребенке для разработки СИПР и создания условий ее реализации.
При поступлении ребенка в образовательную организацию специалисты знакомятся с ним и его семьей (законными представителями), проводят психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПР и определения оптимальных условий ее реализации.
В процессе психолого-педагогического обследования ребенка участвуют все специалисты, которые составляют и реализуют СИПР, такие, как: классный руководитель, учитель музыки, учитель адаптивной физической культуры, учитель- логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.
На основе результатов психолого-педагогического обследования составляется характеристика, включающая оценку развития обучающегося, имеющихся у него навыков и умений на момент проведения обследования. При составлении характеристики важно отметить индивидуальные особенности ребенка. В структуру характеристики включается:
1) социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение членов семьи к ребенку);
2) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
3) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
4) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
5) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка;
6) сформированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность;
7) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
8) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
СИПР составляется специалистами образовательного учреждения сроком на один год, подписывается педагогами, заверяется родителями.
Психолого-педагогическая характеристика является итогом психолого-педагогического обследования ребенка, представляет собой оценку его актуального состояния развития и зоны ближайшего развития, становится основой последующей разработки СИПР и является ее структурным элементом.
В течение учебного года дважды (за первое и второе полугодие, соответственно) педагогами проводится диагностика  освоенных учеником навыков. Согласно контрольно-измерительным материалам, составленным индивидуально на каждого ученика, оценивается динамика освоения целей, указанных по каждому учебному предмету (курсу). В конце учебного года подводятся итоги освоения СИПР, проводится встреча с родителями и обсуждение достижений и трудностей, с которыми столкнулся ребенок. На следующий учебный год составляется специальная индивидуальная программа развития с опорой на результаты предыдущего года.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»