Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактические игры как средство коррекции и развития
сенсорной сферы в индивидуальном обучении детей с ОВЗ

Коновалова Валентина Николаевна
Социализация и интеграция в общество детей с нарушениями в развитии во многом зависит от  того, насколько будет успешным их обучение в школе, сама школьная жизнь, особенно на начальном этапе обучения.
На сегодняшний день в педагогике и детской психологии накоплен значительный опыт, позволяющий эффективно использовать дидактическую игру как средство познания и развития потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ, как инструмент коррекции и позитивных изменений личности обучающегося, его психических функций и поведения. Учителю  необходимо уметь педагогически целесообразно адаптировать этот опыт, чтобы при необходимости его использовать в коррекционно-развивающей, профилактической и диагностической работе.
В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорного опыта ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком, что является базой для развития всех психических функций.
Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Все сенсорные игры условно можно разделить на две подгруппы:
  • игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;
  • игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.
Подчеркнем, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения - вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.
 
Основные направления работы по сенсорному воспитанию
 
Тактильно-двигательное восприятие
Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями
Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.
Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:
     - лепка из глины, пластилина, теста;
     - аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
     - аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
     - оригами (конструирование из бумаги);
     - макраме (плетение из ниток, веревок);
     - рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»);
     - игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
     - игры с пазлами;
     - сортировка мелких предметов  разных по величине, форме, материалу;
    - игры с водой разной температуры;
    - игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
 
Зрительное восприятие
Зрительные образы детей с интеллектуальной недостаточностью обеднены, часто деформированы и неустойчивы, в них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, неадекватность представлений об окружающей действительности. Такие дети с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут «упустить» важные детали, не всегда точно распознают цвета и их оттенки.
При целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного восприятия можно уменьшить.
Во- первых, это достигается через  установление  эмоционального контакта взрослого и ребенка,  развитие способности реагировать на лицо взрослого, узнавать.
Во-вторых, это работа по развитию умения обучающегося   фиксировать  взгляд на предмете (подвижном и неподвижном), концентрировать внимание. Игры: “Вверх – вниз”, “Движущиеся игрушки”, “Аквариум”, “Движение”.
В третьих, это работа по формированию адекватных зрительных образов предметов, объектов  и явлений окружающей  действительности, их положения в пространстве.
Например, игры: “Найди такой же”, “Найди такой же по форме”, помогут решить задачу сравнивать предметы и находить сходства.
Формированию представлений о величине предмета будут способствовать игры “Спрячь игрушку”, “Нанизывание больших и маленьких колец”, “Складывание двух местной матрешки”.
Для изучения частей тела, частей лица (глаза, нос, рот) можно  использовать  игрушки, куклы. Игра: “Я и моя внешность. Зеркало” поможет отрабатывать  навыки показа частей тела у себя, у куклы.
Игры: “Строим башни”, “Река – ручеек”, “Кто быстрее?” помогут решить задачу дифференциации размера предмета ( высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий).
Игры: “Собери разрезанную фигуру”, “Собери разрезанную открытку”, “Собери разборную игрушку”, “Узнай предмет на ощупь” помогут в формировании целостного образа предмета”
Учить ребенка называть цвет предмета, находить предметы заданного цвета в помещении по словесной инструкции могут способствовать игры : “Назови цвет”, “Покажи все предметы красного ( синего и т.д.) цвета”.
 
Слуховое восприятие
У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.
На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.
Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука, должны дать представление о разных по характеру шумах (шуршании, скрипе, писке, звоне, шелесте, стуке, и др.).
Развитие слухового восприятия, прежде всего, начинается через  формирование  представлений  о звуках. Это могут быть  игры: “Тук-тук-тук”, “Что гудит?”, “Где звенит колокольчик?”, “Шум леса”. При этом важно учить детей прислушиваться к речевым звукам, эмоционально на них реагировать (например, игра “Кто как кричит?”).
Игры: “Звени колокольчик”, “Откуда звук раздается?”, помогут научить   находить источник звука, находящийся вне поля зрения.
В развитии слухового восприятия важным становится и работа с музыкальными инструментами, в ходе которой обучающийся учится  различать звуки резко отличных по звучанию музыкальных инструментов . Игры: «На чем играл зайка?», «Барабан и дудочка».
Также важно учить ребенка звукоподражанию,  умению озвучивать домашних животных, птиц. В этом помогут игры “Кто как говорит?”, “Кто в гости пришел?”.
В формировании  понятий о силе звука  можно использовать игру “Шумовые коробочки” . Обучающийся распределяет звуки на тихие и громкие, может подобрать пару по громкости.
Для расширения словарного запаса, можно использовать игру - “Расскажи о любимой игрушке”, где обучающийся может составить короткий рассказ, используя простые фразы.
 
Восприятие особых свойств предметов
Если говорить о восприятии ребенком особых свойств предметов (вкус, запах, температура, вес и т.д.), то важным моментов здесь будет являться работа, при которой будет задействована совокупность анализаторов. Что, в свою очередь, позволит проявить индивидуальные способности ребенка.
Дети с интеллектуальной недостаточностью  слабо осознают возможности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов, что объясняется недоразвитием центральной нервной системы. Поэтому первостепенной задачей является развитие осведомленности о различных запахах, умение различать простые запахи, выделять приятные и отталкивающие запахи.
В дидактических играх  отрабатываются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов окружающего мира с помощью обоняния. Это могут быть игры: «Определи предмет по запаху», «Коробочка с запахами».
Для развития вкусовых ощущений можно использовать игры: «Определи на вкус», «Вкусовые банки»(пробуем раствор из каждой баночки на кус), «Назови вкус продуктов»(работа с картинками).
Для восприятия температурных различий можно использовать игры: «Времена года», «Угадай, какой это предмет», «Три стакана» (с теплой, холодной, горячей водой).
При формировании барических ощущений необходимо опираться на практическую деятельность, в ходе которой можно сравнивать тяжелые и легкие предметы (поднять одной рукой, двумя руками, взвесить на обеих или на одной ладони, наблюдать как падает предмет). При этом важно объяснить действие и сделать вывод. Игры: «Чем различаются?», «Определи вес на глаз»(по картинкам).
Для формирования тех или иных ощущений важно использовать в своей работе естественные материалы (продукты, предметы, цветы и т.п.).
Таким образом, применение дидактических игр, специально подобранных с учетом различных направлений, позволит решать задачи по сенсорному развитию детей с ОВЗ.
Для достижения положительного результата  по сенсорному развитию, необходимо правильно организовать свою работу в этом направлении,  распределить необходимые формы работы на весь учебный год.

 
Формы работы
 
Сроки
Сбор и анализ информации, работа с методической литературой, интернет ресурсами, проведение диагностик и наблюдений сентябрь-октябрь
Создание предметно-развивающей среды
(изготовление дидактических пособий и игр)
в течение года
Проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием дидактических игр и упражнений в течение года
Посещение уроков учителей, применяющих игровые технологии октябрь
Подготовка консультаций для родителей
«Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»
«Дидактические игры и упражнения для развития мелкой и общей моторики»
ноябрь
Консультирование родителей декабрь
Фотовыставка «Учимся, играя» январь-февраль
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала в течение года
Консультирование родителей,
мастер-класс «Дидактические игры своими руками»
март
 Проведение мониторинга по сенсорному развитию (повторная диагностика) апрель
Выступление, отчет по теме самообразования май
 
Взаимодействие с родителями, контакт с учителями, службой сопровождения позволят создать более благоприятные условия для   развития сенсорной сферы детей с ОВЗ.
Таким образом, применение дидактических игр, специально подобранных с учетом различных направлений, позволит решать задачи по сенсорному развитию детей с ОВЗ, даст возможность более точно ориентироваться во всем многообразии окружающей действительности.
 
 Список литературы
1. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. – 230с.
2. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Системный подход к разработке проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 1999. № 6. – С 102-110. 82
3. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Владос, 1998. – 208с.
4. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1991. – 224с.
5. Мозговой, В.М., Яковлева, И.М., Еремина, А.А. Основы олигофренопедагогики. М.,: Академия, 2006. – 340с.
6. Петрова, В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.,: Просвещение, 1968. – 245с.
7. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. /Под ред. М. Пишчек., СПб.: Речь, 2006. – 236с.
8. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю. Циркина., СПб., 1999. – 435с.
9. Шатанкова, Л. Учимся, играя.//Дошкольное воспитание– 1993.-№1. – С. 40-44.
10. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»