Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Анализ образовательных технологий по проблеме
взаимодействия у детей с ТМНР

Киселева Людмила Геннадьевна
При тяжелых, множественных нарушениях в развитии  страдают все сферы жизнедеятельности ребенка - резко ограничены все виды способностей, а также  все средства самовыражения. Без специализированной помощи такие дети не в состоянии устанавливать связь с окружающим миром, они нуждаются в обучении приемам компенсации дефекта  и  поэтапной поддержке, как близкого окружения, так и специалистов.
         Процесс восприятия сенсорной информации у детей с множественными нарушениями  в значительной степени искажен,  общая картина мира не сформирована. Восприятие носит моноканальный, неинтегрированный характер -  из разнообразной выборки сенсорных сигналов такими детьми воспринимаются единичные, наиболее значимые раздражители – например, цвет, запах, вкус, форма. В силу нарушений процессов формирования каналов ощущений дети плохо ориентируются в окружающей среде, в сигналах своего тела.
В норме рецепция внутренних и внешних сигналов организма достигается путем взаимодействия зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной сенсорных систем. С помощью рецепторных образований внутренние или внешние сигналы превращаются в нервные импульсы, который поступают в головной мозг и кору больших полушарий, где происходит окончательная их обработка. На рецепторы могут воздействовать раздражители различного статуса: световые, температурные, звуковые, механические, химические. Каждый рецептор воспринимает свой вид раздражителя, чем обуславливается наличие определенных сенсорных систем: зрительнoй, слухoвой, вестибулярнoй, сoмaтосенсорной, вкусoвой, обoнятельной.
При нормальном онтогенезе в результате процессов мозгового анализа и синтеза ребенок может объединить свои ощущения от разных модальностей и прежнего сенсорного опыта в цельный образ предмета, восприятие имеет многоканальный характер, что при нарушенном онтогенезе, в особенности при сложном дефекте развития, становится невозможным. Остро встает проблема поиска адаптивных образовательных технологий для помощи таким детям, для интеграции их в жизнь социума на доступном уровне.
Сейчас активно создаются и развиваются методики, призванные помочь детям с  тяжелыми множественными нарушениями  в развитии развить коммуникативные навыки. Среди них способы дополнительной коммуникации, основанные на применении жестов, знаков, графических символов – от простых рисунков и фотографий до целых систем символов, способных передать информацию любого характера (Blissymbols; Система Леба» (Lob); Система «Тач энд Ток» (Touch'n Talk, PECS). Все это – уникальные инструменты, позволяющие визуальизировать образ того или иного слова, действия. Дополнительные средства общения делают коммуникацию многоканальной, задействуя различные анализаторы  - слух, зрение, кинестетическое чувство.
Дополнительная коммуникация может носить различные названия – альтернативная, аугментативная, тотальная и может иметь разную временную структуру использования: постоянную, временную или  вспомогательную. Введение этого способа общения в коммуникативную деятельность ребенка способствует развитию мышления, восприятия и, тем самым, может создать предпосылки для становления вербальной речи. Успешность подбора средств дополнительной коммуникации имеет прямую зависимость от индивидуального учета специфики диагноза, особенностей развития  и опоры на сильные стороны ребенка
 Хорошие результаты показывает использование  календарной системы коммуникации  - основные виды деятельности представлены в соответствии со временем их прохождения; коммуникативных жилетов, шлемов, альбомов, досок, тематических книг, альбомов и наборов карт, да/нет систем.
 Разрабатываются специальные технические средства для облегчения процесса коммуникации  - специальные клавиатуры, переключатели, динамики,  записывающие устройства, компьютерные программы, планшеты. Голос теперь возможно синтезировать при помощи компьютера.
Системы дополнительной коммуникации внедряются на основе следующих принципов:
 - принцип «от более реальному к более абстрактному»;
 - принцип избыточности символов;
 - принцип постоянной поддержки мотивации;
 - принцип функционального использования в коммуникации
Учет индивидуальных особенностей детей, проведение различных форм занятий с ними могут быть достигнуты в ходе создания адаптивной образовательной среды. Принципы ее построения основываются на идеях социальной среды и ее воздействия на личность
Среди важных критериев создания адаптивной образовательной среды следует упомянуть параметра ее организации: уют, безопасность,  достаточное освещение, комфортное температура, место для двигательной активности и работы на полу. Именно правильно сформированная  среда является тем фактором, который побуждает ребенка действовать активно, помогает преодолеть социальные, эмоциональные и интеллектуальные барьеры.
В таких условиях возможно более  быстрое  и тесное установление контакта с ребенком, стимулируется побуждение к общению
Когда контролируемая среда создана можно приступить к ее обогащению. Американский эрготерапевт Э.Джин Айрес разработала методику, направленную на координацию различных сенсорных систем – терапию сенсорной интеграцией. Путем приобретения и накопления сенсорного опыта через получение впечатлений от собственного тела, стимуляцию работы органов чувств ребенок учится синтезу ощущений, что оказывает положительное влияние на его развитие/
Взаимосвязи строятся на трех основных векторах воздействия:
 1)     тaктильная - проприоцептивнaя - вестибуляторнaя — зрительнaя;
2)      тaктильная - слуховaя - зрительнaя;
3)      тaктильная — вкусовaя — обонятельнaя — зрительнaя
Путем опоры на ведущую модальность ребенка можно сформировать успешное развитие всех остальных. Занятия строятся на визуальной, слуховой или кинестетической основах.
В последнее время усилился интерес специалистов к методам воздействия  на сенсорные модальности различными видами арттерапии – различными средствами искусства. К таким видам воздействия относят изотерапию, библиотерапию, имаготерапию, музыкотерапию, вокалотерапию, кинезетерапию.  В процессе использования различных видов искусства  поочередно или синхронно задействованы разные модальности и при их стимуляции их взаимодействия у детей возможна коррекция патологических поведенческих проявлений.  Возникают различные реакции на телесном уровне, повышается лабильность анализаторов, активизируются условные рефлексы, произвольная двигательная и речевая деятельность. Развивается коммуникативная активность, строятся партнерские отношения
На всех этапах коррекционной работы процесс социализации ребенка, его адаптации к окружающему миру строится на основе формирования процесса взаимодействия с эмоционально значимым взрослым. С его помощью меняются, расширяются представления ребенка об окружающем мире, о самом себе. В специально организованной, адаптированной среде ребенок учится действовать, подражать, соблюдать правила поведения в социуме. Положительно влияют на состояние детей  игры в кругу - ритмически организованной, эмоционально и сенсорно наполненной музыкой и играми, направленной на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей части режимного момента в коррекционно-образовательном процессе.
Музыка и ритм в качестве коррекционного  средства известны миру уже очень давно. Более 160 лет назад был создан труд Э.Сегена «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей», где он подчеркивал, что педагогические упражнения наложенные на определенные музыкальный фон помогают активизировать развитие многих анализаторов/
Такие занятия могут стать ребенку опорой для организации поведения, стимулом участию в общем действии, активизации различных видов внимания и послужить основой для становления гармоничного процесса коммуникации. Развитие навыков взаимодействия со взрослыми у детей с множественными нарушениями в развитии путем использованием различных методик, повышает уровень  социализации детей, улучшает качество  их жизни и способствует их становлению как полноценной личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Айсер Д. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития / Д. Айсер. - М.: Теревинф, 2009. - 268 с.
2. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития / Т.А. Басилова // Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой -М., 2002.-420 с.
 3. Блюмина М.Г.  Клинические проявление олигофрении у детей в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте: Автореферат дисс. на соискание учен. степени канд. мед. наук / Второй Моск. гос. мед. инт-т им. Н.И. Пирогова. – М., 1966. - 16 с.
4.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995 -. 527 с.
 5.Граборов         А.Н. Воспитание детей с глубокими формами умственной отсталости // Олигофренопедагогика. - М.: Учпедгиз, 1941
6.      Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с
7. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е.М. Мастюкова. - М.: Классике Стиль, 2003. - 320 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»