Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сенсорные игры в установлении эмоционального
контакта с ребенком с РАС

Вайман Дарья Вячеславовна,
учитель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга

 
      С каждым годом в общеобразовательных учреждениях увеличивается число детей с расстройствами аутистического спектра. И перед учителем ставится трудная задача – установить контакт с таким ребенком, с целью последующей продуктивной работы с ним.
Основные нарушения, которые наблюдаются у ребенка при наличии аутистического синдрома:
Нарушение общения: отрешенность, неспособность к рефлексии; ведущая роль влечений, отсутствие единства и логики в поведении; отсутствие подражания; монотонно-стереотипный тип поведения; нарушения реакции на комфорт и дискомфорт; ослабление реакции на близких людей; неадекватность аффективных реакций по знаку и интенсивности. Часто ребенок вообще неспособен выстраивать общение.
Тревога и страхи. У детей возникает страх перед переменами, тенденция «застревать» в знакомой ситуации. Любое новое пространство и замена вещей приводят к паническому страху и психомоторному возбуждению.
Нарушение моторики. Характерны неуклюжесть, наличие неритмичных движений, тенденции к стереотипным движениям, характерная ходьба на цыпочках.
Нарушения речи. В речи наблюдаются эхолалии, бессвязность. Речь не направлена на собеседника, в ней нарушены голосовые модуляции.
Особенности восприятия. Снижена реакция на зрительные и слуховые раздражители. Во внешнем облике обращает на себя внимание взгляд: направленный в пустоту, внутрь себя, мимо, взгляд с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Характерны повышение/понижение чувствительности к прикосновению.
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:
зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание):
слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений - ходьба, бег, танцы);
обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
- переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
- возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
- получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире.
Виды сенсорных игр:
  1. Игры с красками.
  2. Игры с водой.
  3. Игры с мыльными пузырями.
  4. Игры со свечами.
  5. Игры со светом и тенями.
  6. Игры со льдом.
  7. Игры с крупами.
  8. Игры с пластичными материалами.
  9. Игры со звуками.
  10. Игры с движениями и тактильными ощущениями.
Литература:
1. Горячева Т.Г. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции / Т.Г. Горячева, Ю.В. Никитина. - Москва : Генезис, 2019.
2. Никольская О.С. и др. Дети и подростки с аутизмом.    Психологическое сопровождение / О.С. Никольская. - Москва : Теревинф, 2019. 
3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей / Л.Г. Нуриева. - Москва : Теревинф, 2019.
4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.А. Янушко. - Москва : Теревинф, 2019.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»