Взаимодействия педагогов на занятиях
по физической культуре в группах для детей с ОВЗ
Воробьева Елизавета Ивановна
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 134
Выборгского района Санкт-Петербурга
Задача педагогов, работающих с разновозрастными группами компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами, аутизмом, – максимально облегчить процесс коррекционно-развивающей деятельности, сделать его интересным, занимательным для каждого ребенка. Успех в этом деле возможен при условии чёткого знания каждым педагогом программ, целей и задач коррекционной работы, понимания своих функций и единства предъявляемых к детям требований.инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 134
Выборгского района Санкт-Петербурга
Занятия по физической культуре становятся эффективными только в случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализуют его интересы и, что исключительно важно, учитывают особенности его развития. В соответствии с этим занятия строятся на двух основаниях: планировании, направленном на овладение детьми предусмотренными программой умениями и навыками, и педагогической импровизации, посредством которой варьируются содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Естественно, что успешная реализация этого подхода возможна лишь при слаженной работе всего педагогического коллектива.
В обеспечении последней ключевая роль принадлежит инструктору по физической культуре, который организует работу с воспитателями, их помощниками, дефектологами на занятиях физкультурой в группах детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом его основные задачи состоят в:
- ознакомлении с частными методиками адаптивной физической культуры;
- создании безопасной предметно-пространственной среды и страховки при выполнении физических упражнений;
- подборе различных методов организации детей на занятиях по физкультуре.
Организация предметно-развивающей среды в спортивном зале требует руководствоваться особенностями детей с ОВЗ. При этом важно установить баланс, одновременно обеспечивая их безопасность, и вместе с тем, стимулируя двигательную активность.
В спортивном зале необходимо создать возможность проявления детьми двигательной деятельности без опасности травмирования. Так, например, комплект детской мебели «горка» и другое используемое оборудование закреплены, имеют закругленные углы, или мягкую защиту, напольное (ковровое) покрытие зала предназначено для применения в детских учреждениях и обладает противоскользящими свойствами. Весь инвентарь пригоден к эксплуатации: рейки лестниц – достаточной толщины и прочности; узлы соединения разных деталей – надёжны, без резко выступающих частей; изготовленные из дерева пособия – хорошо зачищены и отполированы. Все педагоги владеют навыками страховки при совместных действиях с детьми, которая дополнительно обеспечивается поролоновыми матами.
На собственном опыте убедилась, что, учитывая трудности, испытываемые дети при совместных действиях в коллективе, занятие по физической культуре целесообразно начинать со своеобразного ритуала. Например, дети, стоя друг за другом и держась за цветной канатик, в сопровождении взрослых проходят в спортивный зал, а после занятия так же его покидают. При этом важно добиваться соблюдения порядка построения, при котором воспитанники не наталкиваются друг на друга, и содействовать им в формировании пространственной ориентации в помещении детского сада.
Внедряя различные методы организации (фронтальный, поточный, индивидуально-групповой, подгрупповой) детей на занятиях, можно увеличить двигательную активность всей группы [4] .
Фронтальный метод, предполагает одинаковые упражнения, которые выполняются одновременно. Всех объединяет решение общей задачи, есть контакт взрослого с каждым ребенком, а также повышается моторная плотность занятия.
По нашему мнению, очень эффективным является способ организации совместных действий детей при переноске предметов (поролоновых модулей, фитболов и т.д.), конструировании предметно-развивающей среды – «построим дом»», участии в игре типа «соберем мячи». При этом инструктор держит всех задействованных в поле зрения, предлагая, помогая и одобряя проявивших наибольшее умение.
Полезным, как показывает практика, является поточное выполнение детьми разных упражнений в последовательном порядке. Двигаясь по кругу в сопровождении педагогов, дети могут спокойно без ожидания своей очереди выполнить задание (например, пролезть в обруч, пройти по горке, позвонить в колокольчик и т.д.). Взрослые индивидуально направят, поддержат ребенка, с которым действуют совместно. Также данный способ содействует формированию пространственной ориентировки детей с ОВЗ.
Индивидуально-групповой метод предполагает совместное выполнение части доступных всей группе детей упражнений, а других персональных для каждого воспитанника заданий по отдельности, причем под контролем педагога. Такая форма обусловлена многообразием дефектов и требования индивидуального подхода.
Подгрупповой метод, по нашему мнению, оправдан в случаях, когда сложные физические упражнения доступны не всем, что предполагает разделение воспитанников по уровню их физической готовности.
Станционно (небольшая вариативная среда) под контролем педагога можно организовать занятие с ребенком, который медленно врабатывается, отказывается действовать в коллективе, испытывает трудности в переключении с одного вида деятельности на другой.
На занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ важно чередовать нагрузку и расслабление. По нашему мнению, эту задачу выполняет активный отдых, т.е. смена характера деятельности. Переключение ребенка на вспомогательную игру типа «соберем предметы», «помоги убрать» предупреждает перевозбуждение – естественно развивающееся утомление во время волевых усилий при выполнение задания.
Наиболее целесообразно на занятиях по физической культуре закрепить за некоторыми из детей педагога, не только владеющего элементами страховки, но и способного, действуя «рука в руке, глаза в глаза», оказать ему психологическую поддержку [3]. Решение о необходимости такой меры в каждом конкретном случае принимает инструктор на основе своего опыта общения с ребенком и наблюдений воспитателя в процессе повседневной жизни в группе.
Эмоционально-положительный настрой всего педагогического коллектива – залог эффективной коррекционно-развивающей работы в группах для детей с ОВЗ, в том числе на занятиях по физической культуре.
Использованная литература:
- Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом): Методическое пособие / Под ред. А.А.Потапчук. – СПб: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. 2003. – 228 с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 56 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
- Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. – СПб.: Сеанс, 2018. – 202 с.
- Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1978. – 270 с.
инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 134 Выборгского района Санкт-Петербурга