Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Взаимодействия педагогов на занятиях
по физической культуре в группах для детей с ОВЗ

Воробьева Елизавета Ивановна
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 134
Выборгского района Санкт-Петербурга 
Задача педагогов, работающих с разновозрастными группами компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами, аутизмом, – максимально облегчить процесс коррекционно-развивающей деятельности, сделать его интересным, занимательным для каждого ребенка. Успех в этом деле возможен при условии чёткого знания каждым педагогом программ, целей и задач коррекционной работы, понимания своих функций и единства предъявляемых к детям требований.
Занятия по физической культуре становятся эффективными только в случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализуют его интересы и, что исключительно важно, учитывают особенности его развития. В соответствии с этим занятия строятся на двух основаниях: планировании, направленном на овладение детьми предусмотренными программой умениями и навыками, и педагогической импровизации, посредством которой варьируются содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Естественно, что успешная реализация этого подхода возможна лишь при слаженной работе всего педагогического коллектива.
В обеспечении последней ключевая роль принадлежит  инструктору по физической культуре, который организует работу с воспитателями, их помощниками, дефектологами на занятиях физкультурой в группах детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом его основные задачи состоят в:
  • ознакомлении с частными методиками адаптивной физической культуры;
  • создании безопасной предметно-пространственной среды и страховки при выполнении физических упражнений;
  • подборе различных методов организации детей на занятиях по физкультуре.
Развитие двигательных функций ребенка – сложный процесс, обусловленный, с одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой – многообразными влияниями окружающей среды. Роль специалиста по коррекции в двигательной сфере детей с ОВЗ видится, прежде всего, в просвещении остальных участников педагогического процесса. Например, разъяснение им рекомендаций, содержащихся в учебно-методическом пособии Н.Ю. Боряковой «Ступеньки развития» [2], поможет педагогам лучше ориентироваться на сохранные функции и зону ближайшего развития и потенциала ребенка. А ознакомление с методическими пособиями по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям для детей с отклонениями в развитие таких авторов, как Л.В. Шапкова [5] и А.А Потапчук [1], будут содействовать более успешной коррекции двигательной сферы воспитанников.
Организация предметно-развивающей среды в спортивном зале требует руководствоваться особенностями детей с ОВЗ. При этом важно установить баланс, одновременно обеспечивая их безопасность, и вместе с тем, стимулируя двигательную активность.
В спортивном зале необходимо создать возможность проявления детьми двигательной деятельности без опасности травмирования. Так, например, комплект детской мебели «горка» и другое используемое оборудование закреплены, имеют закругленные углы, или мягкую защиту, напольное (ковровое) покрытие зала предназначено для применения в детских учреждениях и обладает противоскользящими свойствами. Весь инвентарь пригоден к эксплуатации: рейки лестниц – достаточной толщины и прочности; узлы соединения разных деталей – надёжны, без резко выступающих частей; изготовленные из дерева пособия – хорошо зачищены и отполированы. Все педагоги владеют навыками страховки при совместных действиях с детьми, которая дополнительно обеспечивается поролоновыми матами.
На собственном опыте убедилась, что, учитывая трудности, испытываемые дети при совместных действиях в коллективе, занятие по физической культуре целесообразно начинать со своеобразного ритуала. Например, дети, стоя друг за другом и держась за цветной канатик, в сопровождении взрослых проходят в спортивный зал, а после занятия так же его покидают. При этом важно добиваться соблюдения порядка построения, при котором воспитанники не наталкиваются друг на друга, и содействовать им в формировании пространственной ориентации в помещении детского сада.
Внедряя различные методы организации (фронтальный, поточный, индивидуально-групповой, подгрупповой) детей на занятиях,  можно увеличить двигательную активность всей группы [4] .
Фронтальный метод, предполагает одинаковые упражнения, которые выполняются одновременно. Всех объединяет решение общей задачи, есть контакт взрослого с каждым ребенком, а также повышается моторная плотность занятия.
По нашему мнению, очень эффективным является способ организации совместных действий детей при переноске предметов (поролоновых модулей, фитболов и т.д.), конструировании предметно-развивающей среды – «построим дом»», участии в игре типа «соберем мячи». При этом инструктор держит всех задействованных в поле зрения, предлагая, помогая и одобряя проявивших наибольшее умение.
Полезным, как показывает практика, является поточное выполнение детьми разных упражнений в последовательном порядке. Двигаясь по кругу в сопровождении педагогов, дети могут спокойно без ожидания своей очереди выполнить задание (например, пролезть в обруч, пройти по горке, позвонить в колокольчик и т.д.). Взрослые индивидуально направят, поддержат ребенка, с которым действуют совместно. Также данный способ содействует формированию пространственной ориентировки детей с ОВЗ.
Индивидуально-групповой метод предполагает совместное выполнение части доступных всей группе детей упражнений, а других персональных для каждого воспитанника заданий  по отдельности, причем под контролем  педагога. Такая форма обусловлена многообразием дефектов и требования индивидуального подхода.
Подгрупповой метод, по нашему мнению, оправдан в случаях, когда сложные физические упражнения доступны не всем, что предполагает разделение воспитанников по уровню их физической готовности.
Станционно (небольшая вариативная среда) под контролем педагога можно организовать занятие с ребенком, который медленно врабатывается, отказывается действовать в коллективе, испытывает трудности в переключении с одного вида деятельности на другой.
        На занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ важно чередовать нагрузку и расслабление. По нашему мнению, эту задачу выполняет активный отдых, т.е. смена характера деятельности. Переключение ребенка на вспомогательную игру типа «соберем предметы», «помоги убрать» предупреждает перевозбуждение – естественно развивающееся утомление во время волевых усилий при выполнение задания.
Наиболее целесообразно на занятиях по физической культуре закрепить за некоторыми из детей педагога, не только владеющего элементами страховки, но и способного, действуя «рука в руке, глаза в глаза», оказать ему психологическую поддержку [3]. Решение о необходимости такой меры в каждом конкретном случае принимает инструктор на основе своего опыта общения с ребенком и наблюдений воспитателя в процессе повседневной жизни в группе.
Эмоционально-положительный настрой всего педагогического коллектива – залог эффективной коррекционно-развивающей работы в группах для детей с ОВЗ, в том числе на занятиях по физической культуре.
Использованная литература:
  1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом): Методическое пособие / Под ред. А.А.Потапчук. – СПб: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. 2003. – 228 с.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 56 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
  3. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. – СПб.: Сеанс, 2018. – 202 с.
  4. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1978. – 270 с.
5.     Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: методические рекомендации по физкультурно-оздолровительным и развивающим зханятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. Проф. С.П.Елисеева. – М.: Советский сопрт, 2001. – 152 с.Воробьева Елизавета Ивановна
инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 134 Выборгского района Санкт-Петербурга

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»