Конспект урока по предмету «Графика и письмо»
Ростовцева Екатерина Викторовна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
Тема: Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками предметов по внутреннему и внешнему трафарету.учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: создание условий для развития графомоторных навыков.
Задачи:
Образовательные: уточнение знаний обучающихся по теме: «Обводка, раскрашивание и штриховка»; закрепление умения обводить, раскрашивать, штриховать предметы (с трафаретом и без трафарета); проводить прямые линии, соблюдая направление (сверху – вниз, слева – направо, вертикальные и горизонтальные линии); продолжать формировать представление о целостном образе предмета; совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги, соотносить действия руки с размером листа и изображенных на нем предметов.
Коррекционные: развитие интеллектуальных умений, эмоционально-волевой сферы, общей и тонкой моторики, зрительного и слухового восприятия; обогащение сенсорного опыта учащихся; развитие чувства ритма.
Воспитательные: формирование интереса к обучению; развитие речевых навыков, создание ситуаций стимулирующих речевую активность учащихся;
Оборудование: проектор, аудиоматериалы, разрезная картинка-пазл с Винни Пухом, рисунок Винни Пуха, мыльные пузыри, конверт с заданиями (зебра, лесенка), цветные карандаши, ручки, смайлики медвежата, коробка с воздушными шарами.
Ход урока
I. Подготовительная часть
1. Организационный этап
- Прозвенел уже звонок
- Начинается урок.
- Ребята, встаньте в круг, поздороваемся друг с другом.
Проговаривание стихотворения с элементами самомассажа.
-Здравствуй, левая рука,
-Здравствуй, правая рука,
-Здравствуй, друг,
-Здравствуй, друг,
-Здравствуй, здравствуй, дружный круг.
Садимся за парты.
- Доброе утро, глазки! (поглаживание век)
Вы проснулись?
Проснулись!
Доброе утро, щёчки! (поглаживание щёк)
Вы проснулись?
Проснулись!
Доброе утро, ушки! (разминание кончиков ушей)
Вы проснулись?
Проснулись!
Доброе утро, ручки! (потереть ладони друг о друга)
Вы проснулись?
Проснулись!
2. Вводная беседа
Дыхательная гимнастика
«Надуваем шары»
- Давайте надуем шары. Сядем ровно, спина прямая, руки положим на колени. Выполним глубокий вдох и спокойный выдох (учащиеся совместно с учителем имитируют надувание воздушных шаров).
«Рисование мыльными пузырями»
- А теперь попробуем выдувать мыльные пузыри и посмотрим, какие красивые следы они будут оставлять на бумаге (предварительно учитель добавляет в каждую баночку с мыльными пузырями краски).
У каждого учащегося на парте разложена бумага для рисования. Учитель просит выдувать детей пузыри - они будут садиться на бумагу и создавать причудливые узоры.
- Посмотрите, какие интересные узоры получились у каждого! Покажите друг другу свои рисунки.
3. Установление связи между новым и предыдущим материалом
1. Игра «Собери картинку»
- Посмотрите, мы с вами так надували шарики, что рассыпали картинку. Соберите её и узнаете, кто пришёл к нам в гости.
Обучающиеся собирают пазл, разрезанный для каждого на разное количество деталей (по уровню сложности). После сборки у всех получается одинаковая картинка с Винни-Пухом.
- Ребята, кто пришел к нам в гости? (Винни Пух)
- Винни Пух пришел к нам не просто так. Он принёс нам подарок (учитель показывает коробку). А что в этой коробке, вы узнаете, если все выполните задания.
- Итак, первое задание.
2. Рисование по точкам.
- Что держит Винни? (воздушный шар).
- Обведите контуры шара по точкам.
3. Работа с внешними трафаретами.
- Посмотрите на картинку. Что можно дорисовать? (облако, дерево)
- Дополните картинку с помощью трафаретов. Выберите трафареты, которые подойдут к этому рисунку, обведите и заштрихуйте. Облако вертикальными линиями, дерево – горизонтальными.
4. Гимнастика для глаз (электронная физминутка для глаз «Винни Пух»).
II. Основная часть
1. Определение последовательности работы
- Мы уже выполнили несколько заданий. А впереди у нас ещё много испытаний: мы будем писать прямые линии, раскрашивать и работать с интересными фигурами.
2. Указание к началу работы
Письмо линий на листе бумаги.
- Винни Пух подготовил для вас ещё одно задание. Возьмите, пожалуйста, конверты и достаньте из них листы. Что изображено на этих листах? (зебра, тигр). Дорисуйте линии так, чтобы получилась цветная картинка. Что для этого надо сделать? (взять черный карандаш – нарисовать полоски зебре, взять оранжевый карандаш – нарисовать полоски тигру)
Упражнение для снятия мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений «Ласковый мелок» (физминутка)
- Мы с вами будем рисовать друг другу на спине линии. Встаньте друг за другом, руки положите на спину. Сначала ставим точку сверху, теперь снизу и проводим линии сначала сверху-вниз, затем-слева-направо.
-А теперь «стираем» всё, что нарисовали.
Пальчиковая гимнастика с массажными мячами.
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот какой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
Движения соответствуют тексту.
3. Практическая работа школьников
Работа с трафаретами
- Ребята, давайте подарим Винни Пуху воздушные шарики. Для этого возьмите трафареты, обведите и закрасьте фигуры, которые похожи на воздушный шарик (работа с внутренними трафаретами).
- Молодцы! Чего не хватает нашим шарикам? (цвета).
- Давайте сделаем шарики необычными, а полосатыми. Выберите цвета, которые вам нравятся, и выполните штриховку (работа с цветными ручками).
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов урока
- Ребята, столько разных заданий выполнили на уроке!
- Кто сегодня приходил к нам в гости? (Винни-Пух)
- Какие задания мы выполняли? (штриховка, закрашивание, рисовать облако и дерево)
- Всё верно! Если вам было интересно выполнять задания выберите жёлтый смайлик, а если было трудно – синий. (учащиеся выбирают смайлик медвежонка, учитель прикрепляет на форму)
2. Организационное окончание урока
- Молодцы! Вы выполнили все задания Винни Пуха, и он с удовольствием дарит вам подарки. Открываем коробку!
(Учащиеся открывают коробку, из неё вылетают воздушные шарики.)