Важность развития сенсорики
Куранова Наталья Александровна,
ГБОУ школа № 502
Сенсорика или сенсорное развитие - это совокупность принимаемых представлений о предметах, которые окружают нас каждый день и их свойствах: форма, размер, вкус, цвет. Сенсорное восприятие помогает учащимся сформировать понятие о мире.ГБОУ школа № 502
В настоящее время одним из наиболее острых вопросов современной педагогике является сенсорное развитие.
Дети с речевой патологией, в том числе с общим недоразвитием речи, имеют трудности в обучении. Познание учащимися окружающего мира и его объектов. Построено на законах пространства и времени, геометрических свойствах.
Сенсорика - источник познания мира. Сенсорное развитие является условием овладения любой практической деятельностью.
Знакомство ребёнка с окружающим миром начинается с рождения. Всё привлекает внимание ребенка, восхищает его, удивляет, даёт ему новые знания. У учащихся с задержкой психического развития наблюдается бедность нарушения познавательной деятельности. Их представление об окружающем мире обусловлено несформированностью произвольной регуляции деятельности, специальными особенностями в поведении. Для организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья важно вызвать интерес к окружающему. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формирования ощущения, восприятия и представления.
Процесс восприятия характеризуется следующими свойствами:
1.Предметность (главный итог процесса восприятия, определяет насколько целостно и осмысленно воспринят объект, отразится ли в восприятии его система).
2.Избирательность (выделение объектов, которые находятся в поле зрения, интересов. Для восприятия свойственна избирательность).
3.Способность (узнать объект, который находится вне условий восприятия. Удалённость, расположение, цветовая гамма, освещенность).
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения: «Волшебный мешочек»
В тряпичный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и т.д.) ребёнку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Весёлые прищепки». Из цветного картона вырезают различные силуэты: рыбы, животные, солнце, тучи. Берутся прищепки разного цвета. В ходе игры загадываются загадки про вырезанные силуэты, в соответствии с уровнем интеллекта учащихся. Рассматривая данный силуэт, учащиеся определяют, каких частей не хватает у данной фигуры, и прикрепляют к основе прищепки (например: к солнцу-лучи, к тучи - капли дождя, к ежу - иголки, к рыбе - плавники).
Сухие сыпучие крупы (рис, горох, фасоль) насыпать в коробку, контейнер и позволить учащемуся копаться там руками, ворошить, пересыпать из одной емкости в другую. Важно, чтобы учащийся использовал для захвата пальцы. Крупу нужно брать кончиками пальцев, можно покрутить в ладонях. В крупу можно спрятать более крупные разноцветные камешки, мелкие игрушки. Кинетический песок развивает также тактильные ощущения, можно смастерить песочницу.
«Поиски клада». Самая простая, интересная и увлекательная игра. В песок прячем небольшие игрушки, а учащиеся их должны отыскать.
Развитие сенсорной сферы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья происходит неравномерно, значительно отставая по срокам формирования в целом. У обучающихся с нарушениями, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты или наоборот – чрезмерно чувствительны. При ОВЗ выделяют следующие симптомы нарушения сенсорной интеграции: трудности в формировании пространственно- временных представлений, нарушения координации и концентрации, чрезмерная сенсорная чувствительность, быстрая истощаемость организма от сенсорных впечатлений от окружающего мира.