Алалия или умственная отсталость?
Пугачева Елена Витальевна
Внимание специалистов привлекают дети, у которых практически полностью или частично отсутствует полноценная речь. Ранее эту патологию специалисты называли «слухонемотой», «врожденной афазией», «афазией детского возраста» пока не остановились на термине «алалия» отсутствие речи или ее системное недоразвитие. Алалия считается сложным речевым дефектом, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет). «Неговорящих» детей с моторной алалией по специфическим проявлением психической деятельности путают с детьми с умственной отсталостью.
При раннем выявлении таких детей, создании для них благоприятных условий и комплексной коррекционной работы появляется возможность формирования у них полноценной самостоятельной речи и дальнейшей готовности к школьному обучению в общеобразовательной или специальной школе.
Портрет неговорящего ребенка
Левина Р.Е. в рамках психолого-педагогической классификации трех групп речевого развития «неговорящих» детей определяла как:
- отсутствие общеупотребительной речи;
- начатки общеупотребительной речи;
- развитие фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития
- многочисленные пропуски звуков;
- обязательный атрибут – грубое нарушение слоговой структуры;
- смешение элементов двух и более слов;
- перестановки слогов в словах;
- наличие выраженных аграмматизмов;
- грубые, весьма обильные и многообразные нарушения звукопроизношения.
- речевой негативизм т.е. нежелание общаться с окружающими детьми и взрослыми;
- дети застенчивы, робки;
- личностные особенности (явления эмоцианоально-волевой незрелости);
- эмоционально-вегетативной (невротическая и неврозоподобная симптоматика);
- выражена неполноценность усвоения и воспроизведения вербальных знаний, не подкрепленных непосредственным опытом;
- выраженный дефицит кратковременной слухоречевой памяти.
Для воспроизведения наиболее полной картины необходимо внимательно изучить анамнез развития ребенка.
В качестве основных причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. В анамнезе действие патологических факторов (токсикоз, угроза прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери во время беременности, вредные привычки (наркомания, табакокурение); актуальные экологические факторы; рождение в асфиксии; родовая травма; мозговые заболевания и травмы головы в раннем возрасте) наблюдается в пренатальном и раннем постнатальном (до 3-х лет) периоде.
Первые признаки такого расстройства проявляются у детей на втором году жизни: первые слова появляются поздно – к 3-4 годам, фразовая речь формируется только после 5-6 лет.
При исследование неречевых психических функций важно отличать особенности выполнения заданий детьми с алалией и детей с умственной отсталостью. Ошибки характерные для детей с умственной отсталостью:
- внимание – неустойчивое;
- дети не воспроизводят заданный ритм (при исследовании динамического пракиса), даже после подробной инструкции. Например, I I ii I IiiII IIiii iiiII;
- зрительное восприятие также имеет ряд отклонений: дети с УО не соотносят название цвета и цвет. Это хорошо заметно в задании «подбери картинку к цветовому фону». Дети с УО не соотносят геометрические фигуры с их названием.
- зрительно-пространственный гнозис и праксис детей с УО также отклонен от нормы – дети не могут показать правой рукой левое ухо, правый глаз и т.д. Пробы Хеда детьми с УО не выполняются. Дети слабо ориентируются в пространстве.
- основными показателями сформированности неречевых психических функций могут служить задания: складывание пирамиды 5-12 ч., доска Сегена, разрезные картинки 12 частей, кубики 12 частей, Рuzzle 56 штук, «сложи из палочек»: а) по образцу, Б) по памяти 4-6 шт. Приведенные задания дети с УО самостоятельно не выполняют, не могут сделать по образцу, подсказка не является стимулом для верного выполнения задания, детям с УО не свойственен метод проб и ошибок.
Далее исследование проводится по плану логопедической диагностики, характерными особенностями для «неговорящих» детей являются:
- особенности моторики – не сформирована статическая и динамическая координация движений;
- при исследовании импрессивной речи дети с МА показывают высокий уровень понимания. Затруднения отмечаются в понимании предложно-падежных конструкций, сложноподчиненных предложений, в дифференциации глаголов с различными приставками; при исследовании пассивного словаря дети с МА выполняют задания верно;
- исследование экспрессивной речи (говорения) показывает, что страдает именно этот блок, это свойственно детям с МА – речевая моторика и звукопроизношение нарушено, нарушено состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений. Грубо нарушен лексико-грамматический строй речи.
Выделение детей с алалией среди группы детей с различными отклонениями в речевом и психическом развитии является достаточно сложной, но важной задачей, так как своевременное и верное выявление моторной алалии определяет эффективные пути коррекции.
Детей с моторной (экспрессивной) алалией следует отличать от детей с умственной отсталостью. «Алалия – это форма патологии речевой деятельности…» Волкова Г.А. [2] в то время как «…умственная отсталость – это группа чрезвычайных разнородных состояний, в самой различной степени и по самым различным причинам нарушающих адекватное возрасту функционирования индивида в обществе вследствие дефекта познавательных способностей» Ковалев В.В. и адаптивного социального поведения.
Характерные отличия:
- у детей с алалией не страдает познавательный интерес, у них живой взгляд, поведение, проявляют интерес к окружающему миру. Такие дети пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, выразительной мимикой;
- дети с МА заинтересованы в обучении, получении новых знаний, дети с УО интереса не проявляют;
- дети с МА принимают помощь взрослого в различных видах деятельности, дети с УО редко принимают помощь;
- дети с МА критичны к своим ошибкам, дети с УО к своим ошибкам и неудачам относятся спокойно;
- у детей с МА имеется «явление переноса»: после объяснения способа выполнения действия, дети выполняют аналогичные действия на другом материале спонтанно, у детей с УО, спонтанность не проявляется, необходимо каждый раз заново объяснять способы выполнения заданий;
- дети с МА лучше понимают речь, дети с УО часто с трудом понимают сказанное, что хорошо заметно на предложении выполнить действие по инструкции «Принеси книгу» и т.д.;
- у детей с МА имеются аграмматизмы, речь детей с УО логически бедна или даже алогична, но правильна в формально-языковом плане, в грамматическом отношении;
- у детей с МА сохранно невербальное мышление (например, исключение 4 лишнего), у детей с УО имеется нарушение всех его компонентов;
- у детей с МА степень обучаемости выше;
- у детей с МА некоторая интеллектуальная задержка носит парциальный характер, в то время как у детей с УО – диффузный; у детей с алалией по мере развития речи вторичная интеллектуальная отсталость постепенно сглаживается.