Рекомендации по организации воспитательной работы с детьми с ОВЗ
Калашникова Мария Владимировна
При организации воспитательной работы педагогам рекомендуется учесть следующие направления:
- воспитание в процессе обучения;
- внеклассная работа по предметам (учителя- предметники);
- работа с детьми, имеющими девиантное поведение;
- индивидуально-групповые занятия со специалистами;
- стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат;
- воспитательные мероприятия (воспитатели групп);
- социально - бытовая ориентация;
- клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования (педагоги дополнительного образования);
- организованный досуг.
- во-первых, системное взаимодействие для оптимизации этого процесса всего социокультурного окружения человека (семья, дом, школа и т.д.);
- во-вторых, активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т.д.). Именно поэтому на сегодняшний день актуальной научной и практической проблемой выступает исследование как системы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, так и – направлений совершенствования этого явления применительно к различным уровням общественной организации (федеральной, региональной, местной).
Основная направленность социальной адаптации - практическая подготовка ребенка к самостоятельной жизни. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстников в качестве объектов для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Поэтому необходимо создавать особое образовательное и воспитательное пространство. Для этого важно создавать такие программы воспитания, где социально - нравственный аспект развития стоит на первом месте. В воспитательные программы рекомендуется включить следующие направления работы :
- нравственное воспитание;
- правовое воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- эстетическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- физическое воспитание;
- безопасное жизнеобеспечение;
- экологическое воспитание;
- профилактическая работа.
Основная роль в организации воспитательного процесса принадлежит классному руководителю и воспитателю. Мы классные руководители должны разрабатывать свои воспитательные программы, где одна из главных задач- формирование коллектива класса, так как классный коллектив является главной структурной единицей коллективного творчества. Начиная с первого класса, ученик должен ощущать себя частью единого коллектива и жить идеями и настроениями всей школы.
Планируя содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в своей деятельности классный руководитель руководствуется пониманием задач, стоящих перед школой
Задачи решаются следующим способами:
- моделирование жизненных ситуаций в социуме;
- создание банка данных (коллективные дела);
- выполнение общественно-значимых дел;
- установление связей с внешней средой.
Работая с данными детьми, классный руководитель руководствуется:
- мотивами и ведущим видом деятельности каждой возрастной группы;
- учитывает особенности характера и недостатки ребенка;
- изучает структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности;
- постоянно наблюдает, отслеживает динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
• Организационно-координирующую деятельность:
- установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;
- учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;
• Коммуникативную деятельность:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
• Аналитико-прогностическую деятельность:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися с ОВЗ:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (советы дел, творческие группы и др.);
- коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Классный руководитель, осуществляя воспитательную работу детей с ОВЗ, выполняет:
- коррекционно-развивающую работу с обучающимися класса;
-индивидуальную работу с «трудными» обучающимися, относящимися к группе риска;
-работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса;
-просветительскую работу для родителей (законных представителей). -принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса.
В рамках реализации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, классный руководитель организует практикумы, тренинги по общению с детьми, развитию коммуникативных навыков, оказывают помощь семье в преодолении вредных привычек, тяги к бродяжничеству, обследует социально-бытовые условия.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. На основе результатов диагностических исследований, проведенным психологом школы или лично классным руководителем, создавать программу педагогической коррекции, включающую в себя:
- создание ситуации успеха;
- пропедевтическую работу по ликвидации пробелов в поведении, обучении;
-привлечение ребенка к коллективной деятельности;
- помощь в реализации социальных потребностей;
- организацию профориентационной работы с учетом интересов учащихся.
Основными принципами организации воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ являются: принцип педагогического стимулирования социальных проб предусматривает создание условий для самооценки учащимися своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей.
Принцип вариативности организации в работе с детьми требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей. Их обогащения и пробуждения новых интересов.
Принцип организации личного пространства ребенка требует создания таких условий, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место. Данный принцип требует учета индивидуального темпа и режима проживания, представления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями, сохранять границы собственного «я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.
Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности требует создания такого стиля отношений в группах воспитанников, при которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе учебно-воспитательного учреждения. Определения общих целей педагогов и учащихся. Организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности к непривычному поведению других людей. Признания их права на такое поведение.
Принцип развития самодеятельности и инициативы детей требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива учреждения. Развития для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности, поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.
Принцип нравственного обогащения социальной среды требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников. Упрочнения и развития нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек, развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды. Самые разные виды совместной деятельности детей и взрослых приобретают воспитывающий характер. Воспитатель является творцом интересных дел для детей и разнообразных форм работы, которые развивают личность, выявляют ее индивидуальные свойства. Ставят воспитанника в позицию субъекта развития своей творческой индивидуальности, учат диалогическому общению, развивают эмоциональную сферу. На практике видно, что более всего этим требованиям соответствуют приоритетные для современных школьников игровые, театрализованные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие ребятам осознавать самих себя. Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно.
Праздники фантазии и фантастики, праздники юмора и веселые конкурсы, праздники творчества, художественно-эстетические мероприятия, праздники народного творчества, национальных обычаев, общественно-полезные, трудовые коллективные мероприятия, спорт, туризм.
Основными проблемами, которые встают перед выпускниками специальных коррекционных школ является их социальная адаптация и успешное трудоустройство. Поэтому в нашей школе особое внимание уделяется проблеме практической подготовке детей к самостоятельной жизни и труду.
Замедленная восприимчивость детей данной категории сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала, недостаточная дифференцированность и пониженная активность этого психологического процесса. Они нуждаются в специальной целенаправленной работе по развитию трудовых умений, эстетическому воспитанию, которую проводят учителя и воспитатели школы. Благодаря педагогическому воздействию обогащается чувственная сфера детей, их эмоциональные реакции и переживания становятся разнообразными и устойчивыми. Многие воспитанники овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое. Для учащихся организуются условия для коллективного творчества, что способствует развитию у них коммуникативных качеств личности, развивает умение работать в коллективе, выстраивать свое поведение с учетом желаний другого человека, уважать его труд и инициативу в общем деле.