Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа с детьми «группы риска» 1 класса

Никандрова Вероника Руслановна
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в любом возрасте. Но особенно тяжело его переживают дети, слабо подготовленные к школьному обучению. Вот почему так важно спланировать и организовать для этих детей педагогическое сопровождение. По результатам педагогической диагностики готовности к школьному обучению выявляются обучающиеся, у которых можно прогнозировать трудности в обучении и адаптации из-за низкого уровня подготовленности к школе.  Анализ результатов диагностики показывает, что у обучающихся “группы риска”: низкий уровень учебной мотивации, слабо развиты речь, пространственные представления, работоспособность, образное и логическое мышление, слуховая память, произвольность поведения, мелкая моторика, общая осведомлённость. Поэтому были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: создание условий для оптимальной адаптации учащихся “группы риска” к школьному обучению, а также психологическое развитие учащихся и коррекция выявленных отклонений.
Задачи:
  • развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и речи;
  • развитие общей осведомлённости;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики;
  • повышение работоспособности;
  • развитие произвольности поведения;
  • повышение уровня учебной мотивации;
  • повышение самооценки;
  • формирование коммуникативных навыков;
Коррекционно-развивающая работа строится с опорой на сильные стороны учащихся: контактность, наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение.
Особенности работы:
  • создание положительной психологической атмосферы;
  • задания выполняются в игровой форме;
  • отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
  • для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне трудности.
Занятия с обучающимися “группы риска” проходят в индивидуальной или групповой форме. Содержание занятий направлено на формирование коммуникативных навыков учащихся. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки учащихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей этих детей. Если на групповых занятиях у учащихся “группы риска” возникают какие-то трудности, (не справляются с заданиями, наблюдаются отклонения в поведении и др.) то тогда с этими детьми проводятся дополнительно индивидуальные коррекционные занятия. Тематика, содержание и количество занятий могут изменяться в зависимости от продвижения учащихся и зоны их ближайшего развития.  
Конспект занятия по теме: “Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений, речи, образного мышления, зрительной произвольной памяти, внимания, мелкой моторики”.
Цели:
1. Формировать коммуникативные навыки.
2. Развивать пространственные представления, речь, образное мышление, зрительную произвольную память, внимание (объём и концентрацию), мелкую моторику.
3. Воспитывать интерес к занятиям, чувство товарищества, доброжелательность.
Оборудование для учителя: цветные карточки, жетоны, магниты.
Оборудование для учащихся: цветные карандаши, простой карандаш, альбомный лист, текст.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к занятию:
Цветные карандаши, простой карандаш, альбомный лист, текст.
2. Психологический настрой “Цепочка” дружбы
- Давайте встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его!
- А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась “цепочка” дружбы! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
3. Мониторинг эмоционального состояния
- Предлагаю вам выбрать карточку в соответствии с вашим настроением
4. Цели занятия
- Сегодня на занятии будем развивать речь, память, мышление, мелкую моторику пальцев, пространственные представления.
- А для чего это нужно развивать? Где вам пригодится?
- За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетоны.
5. Развитие зрительной произвольной памяти, образного мышления, пространственных представлений, речи
- Сейчас мы совместно будем сочинять “цветную” сказку, а чтобы её лучше запомнить будем использовать цветные карандаши.
- Жила-была тучка… какая? (синяя)
- Возьмите синий карандаш и положите перед собой грифелем вниз, слева на право.
- Гуляла она по небу… какому? (голубому)
- Возьмите голубой карандаш и положите, перед собой за синим карандашом.
- Закрывала тучка солнце… какое? (жёлтое)
- Возьмите жёлтый карандаш и положите его после голубого.
- И тогда шёл дождь… какой? (серый)
- Возьмите серый карандаш и положите справа от жёлтого.
- После дождя пробивалась трава… какая? (зелёная)
- Возьмите зелёный карандаш и положите за серым.
- А потом вырастали ромашки… какие? (белые)
- Возьмите белый карандаш и положите после зелёного.
- Рядом с ромашками поспели ягоды …какие? (красные)
- Вот такая получилась у нас “цветная” сказка!
- А теперь постараемся вспомнить её с помощью карандашей, которые мы выкладывали.
(Дети рассказывают “по цепочке”, за правильный ответ получают жетоны)
6. Пальчиковая гимнастика
- Подготовим наши пальцы к рисованию:
Пальчики “здороваются” руки на локти, соединяем на обеих руках поочерёдно: указательный палец с большим, средний с большим, безымянный с большим, мизинец с большим (повторить 3 раза).
“Купол” - руки на локти, соединяем пальцы обеих рук в виде купола, совершаем надавливающие движения “подушечками” пальцев (повторить 3 раза).
“Пианисты” - поставим кисти рук на парту, как пианисты, отрываем поочерёдно пальцы и поднимать как можно выше: сначала большие, потом указательные, средние, безымянные, мизинцы (повторить 3 раза).
“Качание деревьев” - руки вверх, покачали, как деревья, встряхнули кисти рук (повторить 3 раза)
7. Развитие мелкой моторики, произвольной памяти, речи
- А теперь немного отдохнём! Встаньте все! Поиграем в игру на внимание “Класс”.
- Если я говорю слово “класс”, то вы выполняете команду, если не говорю, то не выполняете!
- Класс, поднимите руки вверх!
- Опустите! (не должны опускать)
- Класс, опустите руки!
- Класс, руки на пояс!
- Делаем наклоны туловища! (не должны делать)
- Класс, делаем наклоны туловища!
- Закончили! (не должны заканчивать)
- Класс, закончили упражнение!
- Потянулись вверх, вдох-выдох! (не должны делать)
- Класс, потянулись вверх, вдох-выдох!
- Молодцы! Почти не ошибались следующие ребята, они получают жетоны!
8. Развитие объёма и концентрации внимания
- Ну, а сейчас узнаем, кто из вас самый внимательный!
- Посмотрите, на карточках написаны слова, в которых надо найти  и зачеркнуть букву “А” простым карандашом.
- Итак, все буквы “А” нашли и зачеркнули? Самые внимательные получают жетоны.
9. Итог занятия
- Что удалось выполнить хорошо? Почему?
- Что не удалось? Почему?
- Сколько жетонов вы получили? Молодцы!
10. Мониторинг эмоционального состояния учащихся
- Какое у вас сейчас настроение? Выберите карточку.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»