В. Бианки «Февраль»
Куранова Наталья Александровна
ЗадачиОбразовательные: познакомить с новым произведением; формировать навыки осознанного, выразительного чтения, чтения разными способами; учить находить в тексте ответы на поставленные вопросы; учить анализировать и обобщать;
Коррекционно – развивающие: корригировать и развивать зрительное восприятие на основе упражнения на внимание, вербальную память на основе упражнений в запоминании и обобщении, логическое и ассоциативное мышление и воображение на основе активизации творческой деятельности обучающихся; пополнять активный и пассивный словарь обучающихся; способствовать развитию устной связной речи.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувства уважения и сострадания к животным и птицам, чувство оказания взаимопомощи; воспитывать интерес к учёбе.
Место урока в системе занятия: урок проводится в рамках изучения новой темы В. Бианки «Февраль»
Ресурсное обеспечение: Учебник «Чтение» 6 класс специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида, И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. М. Просвещение 2013 г., презентация, интерактивная доска.
Используемые материалы: информационно-коммуникативные (презентация), личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать.Только лишь отметку «пять»!
- Здравствуйте. Сейчас у нас урок чтения. На уроках чтения мы
читаем, говорим, размышляем, слушаем. Сегодня на уроке мы тоже с вами продолжим учиться говорить, размышлять, читать, отвечать на вопросы, слушать
II. Речевая разминка.
1. Чтение слогов.
Ба бы бэ-э-э Во! Вы га да же за
Ка ли лю ля ми му-у-у мы
Не ни но ну по? Ра ре си су та те
2. Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки
Читай скороговорку. Сколько слов с буквой Й тебе встретилось?
Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.
– После такой разминки мы должны читать и говорить четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.
3. Упражнение на развитие внимания.
кёлкайтснегывц (елка, снег)
щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)
а) Найти среди буквенного текста слова.
б) Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?
III. Введение в новую тему.
Беседа
- Какое сейчас время года? (ответы учащихся).
Зима-это, когда падают красивые и нежные снежинки, которые ложатся на землю. Это заснеженные крыши. Деревья стоящие все в снегу и заледенелых снежинках. Это слепленные снеговики, которых с огромной радостью лепят дети. Зима-это морозы на окнах.
-А в какие игры играют ребята на улице зимой? (ответы учащихся)
IV. Динамическая пауза.
«Строитель»
Копаю, копаю лопаткой снежок, (Имитируем движения)
Построю из снега домок-теремок. (Над головой из ладошек делаем крышу)
И окна, и двери я вырублю в нем, (Ребром ладоней "вырубаем")
Почищу дорожки, посыплю песком. (Имитируем движения)
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! (Одной рукой изображаем зайчика)
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!» (Пожимаем свои руки)
- А давайте отгадаем загадки о зимних месяцах?
Какой месяц год замыкает, а зиму начинает? (декабрь)
Начинает календарь
Месяц с именем ...(январь)
Смех ребячий на горе,
Все на лыжах в …(феврале)
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он – …(февраль)
- Сейчас какой месяц начался? Сегодня мы поговорим об этом месяце.
V. Рассказ учителя о феврале.
Февраль месяц зимний, холодный с вьюгами и метелями, но солнце в ясные дни начинает незаметно пригревать, от того февраль в народном календаре получил название - месяц бокогрей. В этом месяце на самое Сретенье - зима с весной встречается, а заканчивается месяц февраль большими народными гуляниями на праздник широкой Масленицы. Дни становятся длиннее, дело к весне идет. Следят внимательно погодоведы за изменениями в природе с самых первых чисел февраля. Какая весна будет, ранняя или поздняя?
Февраль в народном календаре:
"Февраль межень - между зимой и весной "
"Февраль сечень - сечет зиму пополам "
" Февраль сшибает рог зиме"
VI. Изучение нового материала.
Сейчас переходим к чтению рассказа В. Бианки «Февраль».
В. Бианки – детский писатель, написал множество рассказов о природе и животных. ( Показ портрета писателя) (Слайд).
1) Чтение текста учителем.
- Вы меня внимательно послушайте, после моего чтения ответьте на вопрос:
Почему февраль самый страшный месяц для животных?
Моё чтение будет сопровождаться музыкой П.И. Чайковского, которая называется «Февраль». Сравни февраль, который описал Бианки и февраль, описанный при помощи музыки.
(После прочтения – заслушивание ответов учащихся).
2) Словарная работа по тексту. (Слайд)
Перезимок – последний месяц, переживающий зиму.
Тощают – худеют.
Оттепели – тёплая погода с таянием снега и льда.
Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.
Позёмка – метель без снегопада, поднимающийся снег с поверхности земли.
3) Чтение текста учеником.
Установка на правильное, осознанное, выразительное чтение.
- Чтение «про себя», «жужжащее» чтение.
4) Работа с текстом.
- Найди в тексте поговорку о феврале. Обсуждение.
5) Выборочное чтение.
- Найдите строки, где говорится, что февраль – самый страшный месяц зимы для животных.
- Найдите строки о диких куропатках, рябчиках, тетеревах.
6) Чтение по началу предложения и по его концу.
VII. Закрепление пройденного материала.
1. Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы животные и птицы смогли пережить этот страшный месяц?
2.Творческая работа.
Составление описания февраля по рассказу В. Бианки.
- Как в рассказе характеризуется февраль?
метелями и вьюгами
страшный месяц для животных
конец запасов
снег – враг
оттепель – наст
позёмка.
VIII. Рефлексия.
Ребята, вот и подошёл к концу наш урок. Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточек.
«+» - справился;
«?» - сомневался;
«-« - не справился;
Или, дополнив предложения:
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я могу похвалить себя за…