Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование инновационных технологий
на логопедических занятиях с детьми-логопатами
с общим недоразвитием речи
 

Белорукова Вера Николаевна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 51
Калининского района Санкт-Петербурга

          Наше время характеризуется устойчивым  ростом речевых нарушений у детей. Характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушение речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут. Иногда эти дети стараются избегать общения или  вступают в конфликты. У  них неустойчивая самооценка, многие из них не верят в собственные силы.
         Часто у детей с нормальным слухом и  первично сохранным интеллектом отмечается  несформированность всех компонентов языковой системы - фонетики, фонематики, лексики и грамматики. Поэтому возникает необходимость поиска эффективных путей воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.  Уже давно известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, предотвращает утомление и повышает эффективность логопедической работы в целом. Проблема мотивации – одна из центральных  в логопедической работе. Владения методикой коррекции  речи и желания логопеда помочь ребёнку бывает недостаточно для положительной динамики речевого развития таких детей. Ребёнок  часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок с целью автоматизации звука.
Исследования, посвящённые проблеме изучения и коррекции речевых нарушений у дошкольников, показывают, что данные нарушения характеризуются достаточно сложной структурой. В связи с этим  процесс их коррекции, как правило, имеют длительную и сложную динамику. Применение же специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
        Наш век называют веком информации. Современные информационные технологии неуклонно внедряются в нашу жизнь, становятся неотъемлемой частью современной культуры. Повсеместная компьютеризация открыла нам новые возможности обучения, и стала перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми , имеющими нарушения речи. Современный педагог должен всегда идти в ногу со  временем и повышать свой уровень  профессионального мастерства. В нашем учреждении имеется достаточно хорошая материальная база по применению компьютерных технологий. Компьютер давно стал нашим верным и прекрасным  помощником всех наших специалистов в работе с детьми- логопатами. Но необходимо соблюдать гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий:
для детей 6лет 1-2 групп здоровья- 15 минут в день;
для детей 6лет 3 группы здоровья- 10 минут в день;
для детей 5лет 1-2 групп здоровья- 10 минут в день;
для детей 5лет 3группы здоровья- 7 минут в день;
для детей 6лет, относящихся к  группе риска по состоянию зрения –
10 минут в день;
для детей 5лет, относящихся к  группе риска по состоянию зрения –
7 минут в день.
         Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере: первая половина дня. Но допустима и вторая половина дня- после дневного сна и полдника:15.30-16.30( период второго подъёма суточной работоспособности детей).
 Рекомендуемая кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5-6 лет 1-2 раза (вторник, среда).
         Проводим зрительную гимнастику: после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей. Длительность такой  гимнастики равняется 1 минуте. Все они подобраны по тематике занятий.
 Для снятия статического и нервно- эмоционального напряжения используются обычные физические упражнения и психогимнастики (подобранные по тематике).
         Для решения учебных и коррекционных задач в своей работе я  использую различные компьютерные логопедические программы « Игры для Тигры»(разработана в 2004году на базе УГПУ ( автор Л.Р. Лизунова), «Учимся с Логошей»( программно-методический комплекс, разработанный в 2008году на базе Института современных образовательных технологий РГУ им. И. Канта), развивающие игры портала  «Мерсибо».
 Все эти  компьютерные игры носят  мотивационный и развивающий характер. Одновременно с этим дети закрепляют звуки, делят слова на слоги, учатся  составлять слова, читать. Много игр на развитие грамматического строя.  Эти игры отличаются от обычных развлекательных игр.
         Играть с детьми можно  на индивидуальных и подгрупповых занятиях, используя как часть занятия, как поощрение в конце занятия. Дети  от них в восторге, стараются изо всех сил. Игры с микрофоном эффективны для коррекции межзубного сигматизма, для развития плавной, продолжительной воздушной струи и речевого дыхания. В дальнейшем хорошо идет работа над развитием силы голоса и выразительностью речи. Еще дети очень любят вместе со мной придумывать задания в Конструкторе картинок. Я ошибаюсь (умышленно), а они меня исправляют, правильно расставляют картинки и произносят звуки. И это ценно, ведь то, что сделал правильно сам, уже не забудешь никогда. К работе с «Конструктором картинок»  ко мне присоединились воспитатели. Игры  «Мерсибо» - это палочка-выручалочка для логопеда, т.к. они многофункциональны, занимательны и современны.
            Наряду с этими играми мною используются авторские презентации и мимио- проекты, которые так же способствуют обогащению и структурированию словаря, развивают лексико- семантические значения обобщающих слов, способствуют организации семантических полей слов, позволяют работать над грамматической  структурой слов, словосочетаний, предложений. Они направлены на совершенствование  фонематического анализа и синтеза, связной речи. Дети учатся составлять предложения разной структуры, пересказов, составления рассказов и сказок с использованием элементов мнемотехники, ТРИЗ, сказкотерапии, методики А.З.Зака, психогимнастики, логоритмики. Все эти методы  и приёмы работы позволяют достичь более высоких результатов  коррекции. Давно всем известно, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребёнку. А сказка во все времена была интересна детям. Она является наиболее универсальным комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Сказка- это образность языка, его метафоричность, она всегда развивала речь. Сказка- это и психологическая защищённость, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, даём знания о законах жизни, о способах проявления творческой силы и смекалки, помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Она  является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова). К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б.Беттельхейм, Э.Фромм, Э.Берн, Р.Гарднер, А.Менегетти, К.Юнг, В.Пропп, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и  другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
           Но  одновременно и компьютер несёт в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Дети получают познавательный и эмоциональный заряд. Презентации и мимио-проекты дают возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только  к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Можно более детально остановиться  на вопросах, вызывающих затруднения. Обучение проходит  легко, радостно, без принуждения. Детям нравится выполнять задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием копируют  этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. Это позволяет решить ряд коррекционных задач. Остановимся на некоторых из них. На материале различных сказок  успешно используются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи. Например, в работе над развитием речевого дыхания, плавной речи , дикцией - на выдохе произносятся фразы : «Расти, расти, репка, сладка. Расти, расти, репка, крепка» («Репка»). Можно произносить фразы с различной силой выдыхания: «Кто-кто,  в теремочке живёт?», «Я –мышка-норушка»( с разными героями сказки «Теремок»). В упражнении «Песенка Волка»  на каждое слово воздух выгоняется с силой: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…»(к сказке «Волк и семеро козлят»). На развитие голоса  используются такие упражнения, как «Спой песенку внучки на одном выдохе» (произнесение гласного ряда), «Белоснежка заблудилась»(тихо-громче-громко: «ау»), «Песенка Козы»(высоко),  «Песенка волка»(низко). В упражнении «Высоко-низко»- произнести низким голосом Морозко, высоким- голосом девушки : «Тепло ли тебе, девица?»(низко), «Тепло, Морозушка. Тепло, батюшка» (высоко)  .  Успешно  используется  чтение отрывков из сказок стихотворной формы  с постепенной сменой силы голоса(1 строчка- одна артикуляция, 2 -  шепот, 3-тихо,4-громче,5-громко,6-тихо,7- шепот,8- одна артикуляция). На  развитие темпа  и голоса используются упражнения «Медленно-быстро», «Шепотом и громко». Например, нужно произнести фразу «Нам не страшен серый волк!». На развитие ритма используются упражнения  «Отстучи телеграмму доктору Айболиту» (по подражанию), «Простучи песенку ведер по ноткам» («По щучьему велению»). На развитие интонации используются игровые упражнения «Изобрази героев сказок»(хитрую лису, злого волка, переодетого в Красную Шапочку, храброго зайца и т.д.) -проговаривание фраз из сказок  разной интонацией. На развитие слухового внимания успешно используются  игровые упражнения «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу),             «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки),  «Узнай нас» (по типу «Подскажи словечко»). Детям интересны упражнения на развитие слухового внимания и логического мышления, как например, «Расколдуй сказку»: «Жарозко»- «Морозко»,  «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек»- «Золотой ключик», «Метровочка- Дюймовочка», «Кепка»- «Репка»,  «Коробок»-«Колобок». В упражнении «Только ласковые слова» дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, репочка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка , и т.д. В этом упражнении закрепляется образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.  В игровом упражнении «Длинные слова»- дети учатся образовывать сложные слова  (У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой  он? (одноногий), и т.д. Образование антонимов  быстрее отрабатывается в  игровом упражнении «Всё наоборот» по сказке А. Афанасьева «Баба Яга» (У дочки была добрая матушка, а мачеха  - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.). Упражнение «Если  бы, да кабы…» развивает умение строить сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевопло-щаться, вставать на точку зрения другого. Детям предлагается закончить предложение, которое строится по схеме: «Если бы я  был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был  бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).Одной из любимых игр является «Хорошо –плохо». Дети учатся высказывать свое мнение, что они видят хорошего или плохого о предмете, образе, явлении, поступке.  Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения. На развитие памяти, внимания и воображения используется игра «Завиральные истории». Для этого берётся знакомая детям сказка и немного видоизменяется. Дети хлопают в ладоши, если слышат ошибку. Очень полезно придумывать свои варианты окончаний  к знакомым сказкам. Например, в сказке «Репка» герои вытянули не репку, а клад… В  упражнении «Сказка наизнанку» героев известных сказок меняем местами, т.е. добрых делаем злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми или наоборот. Увлекательным является упражнение «Салат их сказок», когда предлагается взять имена героев из разных сказок и  сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью кукол-марионеток. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно  разыгрывать диалоги.
         На основе сказок разработаны занятия по логоритмике по лексическим темам: «Осень» («Встреча с гномом»), «Овощи. Фрукты»(Весёлое путешествие  в деревню Репкино»), «Посуда» («Федорино горе»).
Все развивающие, обучающие  игры, презентации и мимо-проекты могут быть использованы не только целиком, как итоговые занятия, но частично, в зависимости от поставленной учителем-логопедом цели.
 Таким образом, использование  инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий , значительно повышает эффективность работы логопеда .

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»