Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного
возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Платонова Анастасия Георгиевна
Умственно отсталые дети – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).Безусловно, работу с умственно отсталыми детьми следует отличать от традиционных форм обучения дошкольников и школьников. Обучение- это то, что имеет конечной целью приобретение знаний, тогда как конечная цель коррекции - формирование функционального органа, либо целой системы, позволяющих правильно осуществляться тому или иному психическому процессу. Коррекционно-развивающая работа должна предшествовать обучению «особенного ребенка» и создавать те базисные системы, на которых впоследствии и будет строиться обучение.
Иначе говоря, коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку определенных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволяет ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. К базисным системам относятся - произвольная регуляция и контроль поведении, системы пространственных и квазипространственных представлений, фонетического и кинестетического анализа и синтеза, тонкая моторика, объем и прочность восприятия и запоминания вербальных и зрительных стимулов, навыки логического мышления и коммуникативные умения.
Задача коррекционно-развивающего обучения - создать вместе с ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей, арсенал компенсирующих средств, способов преодоления слабого звена. Только на основании дифференцированной и системной медико-психолого-педагогической диагностики, определяющей слабые звенья и зону ближайшего развития (возможностей и необходимых условий для коррекции) может быть построена коррекционно-развивающая работа.
При проведении коррекционно - развивающей работы необходимо соблюдать:
- принцип системности (не преодоление дефекта, а гармонизация психического функционирования и личности ребенка в целом);
- принцип комплексности (одна и та же психическая функция одновременно формируется как с помощью когнитивной, так и двигательной коррекции);
- принцип от простого к сложному (относительно слабого звена в психическом функционировании данного конкретного ребенка.
Основы знаний закладываются в младших классах, и то, что будет упущено в этот период, трудно будет восполнить впоследствии. Поэтому обучению и воспитанию умственно отсталых детей младшего школьного возраста необходимо уделять особое внимание.
Дети с осложненными формами умственной отсталости не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.
У детей с умственной отсталостью развитие базовых психических функций (ощущений, восприятий, представлений) происходит не только медленно, но и патологически неравномерно), т. е. темп, качество психических новообразований на каждой возрастной ступени значительно отличаются от нормального развития, поэтому даже в 8-10 лет эти дети не знают и не умеют многое из того, чем свободно владеют интеллектуально сохранные дети уже в дошкольном возрасте. Строго говоря, проводить параллели и сравнения между развитием разных категорий детей некорректно, так как при органическом поражении (заболевании) головного мозга следует иметь ввиду множество других факторов: тяжесть, глубину, время повреждения головного мозга, а также резервы организма, его сохранные функции. Очень важно учитывать комплекс средовых условий, а также культурных, педагогических норм воспитания ребенка в семье, в которой он живет и развивается с момента рождения.
При умеренной и тяжелой форме умственной отсталости целью обучения является усиление адаптивных и приспособительных возможностей ребёнка, закрепление навыков, облегчающих жизнь во взрослом мире.
Цель коррекционно – воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.
2. Воспитание глубоко отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
4. Физическое воспитание. Самообслуживание.
5. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.
При обучении умственно отсталых детей учитываются их возрастные возможности и индивидуальные особенности. На каждом этапе выделены основные направления коррекционной работы, которые с каждым годом усложняются:
1. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. С детьми проводиться гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек, шнуровке и т.д.
2. Развитие внимания и зрительного восприятия. Работа в данном направлении осуществляется последовательно: детей учат следить взглядом за перемещением предметов, обучают различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров.
3. Формирование и развитие пространственной ориентировки. Детей учат сначала ориентироваться на различных плоскостях (доска, мольберт и т.п.), затем на листах бумаги, расставлять предметы (трафареты), следить за их перемещением и определять направления движений руки на листе бумаги.
4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка. Важно здесь научить де
тей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам, а затем выполнять различные графические задания.
5. Формирование базовых графических навыков. Детей обучают проводить различные линии по подражанию действиям педагога, а затем по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по речевой инструкции на листах бумаги и в тетрадях.
Эффективность коррекционной работы зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса и от применения специфических приемов обучения и воспитания.
При работе с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста необходимо обязательно учитывать структуру дефекта для эффективного коррекционно-педагогического воздействия.
Коррекционно-воспитательная работа с тяжело отсталыми детьми должна базироваться на таких видах занятий, как самообслуживание, предметно-практическая деятельность и ручной труд на младших годах обучения, хозяйственно-бытовой и производственный труд в старшем школьном возрасте.
Эффективность проводимой коррекционно-развивающей работы достигается исключительно при взаимодействии с родителями. Важно их научить видеть и оценивать результаты работы с ребенком, а также принимать участие в ее проведении. Кроме того, необходимо взаимодействовать с лечащим врачом ребенка, инструктором ЛФК, логопедом-дефектологом, нейропсихологом , обеспечивая комплексный медико-психолого-педагогический подход к ребенку. При этом каждый специалист решает общие задачи своими методами.
Коррекционная работа должна сопровождать весь процесс обучения умственно отсталых детей. Правильная организация специального обучения и воспитания, понимание, признание в каждом ребенке человека и педагогический оптимизм создают возможности положительных результатов в коррекции и предупреждения многих дефектов развития умственно отсталого ребенка.