Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение нетрадиционных технологий коррекционной
работы с детьми с глубокими нарушениями интеллекта

Альшина Наталья Викторовна, 
учитель-дефектолог
СПБ ГБУ «Дом-интернат №5»
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Одной из ключевых концепций современной общей и специальной педагогики и психологии является деятельностная концепция психического развития ребёнка. Результаты многочисленных научных исследований и опыт работы с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии однозначно доказали, целенаправленное использование в их обучении и воспитании всех видов предметно-практической деятельности позволяет активизировать процесс их психического развития и успешно формировать у них опыт деятельности. Это создаёт необходимые предпосылки их социальной адаптации.
Работая с «особыми» детьми  и сталкиваясь с проблемами в их воспитании и обучении, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний, умений. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приёмами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
В работе с детьми используется практический опыт и теоретические идеи следующих авторов: преподавателей Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка имени Рауля Валленберга Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.А.Нисневич, Е.Н.Лебедевой, Е.А. Алябьевой, Г.Н.Давыдовой.
По данной теме ведется большая методическая и практическая работа в доме-интернате №5, г. Пушкин, в активе имеются авторские разработки педагогов по нетрадиционным технологиям коррекционной работы.

 
В доме-интернате № 5 обучаются и воспитываются дети и подростки с умеренной, тяжёлой и глубокой степенью умственной отсталости. Причинами умственной отсталости являются различные поражения головного мозга. У детей и подростков преобладают примитивные физиологические потребности. У умственно отсталого ребенка нет достаточно развитых способностей к контролю и самоконтролю собственного поведения, что является следствием нарушения взаимосвязи между познавательными и эмоциональными процессами или мышлением и эмоциями. У ребенка наблюдается низкий уровень активности и познания, ее непосредственные потребности и эмоциональные проявления не подчинены мышлению и, следовательно, не осознаются и не регулируются самим ребенком. Такие воспитанники в большинстве своём индифферентны по отношению к окружающему предметному миру.  Ребенок с умственной отсталостью учится и развивается в пределах своих возможностей. Их действия не ориентированы на физические свойства, качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Поэтому их представления очень ограниченные, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью. В отношении других объектов их знания и представления отрывочны и фрагментарны, а часто и совсем отсутствуют. С нарушением интеллекта тесно связано развитие речи воспитанников с умственной отсталостью. Степень их речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для этой категории характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической, нарушение регулирующей функции речи.
Развитие и социальная адаптация ребенка с умственной отсталостью зачастую зависит от воспитания и обучения.
Характерной особенностью освоения предметных знаний детьми с умственной отсталостью является несформированность предметных действий, что является причиной бедности чувственной информации, глубокой ущербности чувственного познания (база умственного развития). Воспитанники часто страдают аномалиями органов чувств (главным образом зрения и слуха). Грубые нарушения процессов высшей нервной деятельности и всех психических процессов не позволяют сформироваться приёмам познавательной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий). Мышление указанной категории характеризуется беспорядочностью, бессистемностью представлений и понятий, отсутствием или слабостью смысловых связей, трудностью их установления, инертностью, узостью и конкретностью, чрезвычайной затруднённостью, подчас и недоступностью обобщений.
Но, как показывает практика, большинство детей с осложнёнными формами умственной отсталости в условиях направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.
Имеющийся в отечественной и зарубежной педагогике опыт по обучению умственно отсталых свидетельствует в пользу адаптивной социальной комфортности в ближайшем для них окружении, что не может не являться показателем и результатом общего психического развития, в том числе и интеллектуального.
Законом РФ «Об образовании», Конституцией РФ и рядом других документов признано право всех детей на образование, в том числе и детей с тяжёлыми и множественными нарушениями. Воспитанники указанной категории обучаются в «Доме-интернате для детей с отклонениями в умственном развитии №5».
Педагогическим коллективом дома-интерната накоплен практический и методический опыт по развитию, коррекции и социализации детей с проблемами в интеллектуальном развитии, а также опыт работы с родителями таких детей.
Работа воспитателей, психологов, дефектолога, логопедов, инструкторов по труду, музыкального руководителя, специалиста по адаптивной физкультуре осуществляется по авторским программам с активным применением нетрадиционных технологий.
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребёнок – это вода. Игры с водой – один из самых приятных способов обучения. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. Создаёт благоприятную почву для развития эмоциональной сферы. С другой стороны игры с водой всегда доступны и могут не просто заинтересовать, развлечь, поднять эмоциональный настрой ребёнка, но служить средством познания окружающего мира. 
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний, позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления.
Работа с водой является очень плодотворной и разнообразной. Активно используется в работе с детьми. При подготовке требуется несложное оборудование.
Темы игр могут быть следующими: «Тёплый – холодный», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Цветная водичка», «Разноцветные кораблики», «Соберём большие и маленькие камешки (ракушки)», «Уточки плавают в глубоком и мелком озере (тазу)», «Пускаем кораблики в большом и маленьком озере», «Посади игрушки в лодки», «Наведи порядок», «Волшебная водичка», «Следы на полу», «Бросаем камешки и ракушки в водичку», «Налей воду в кастрюлю».
Можно придумать ещё большое количество игр с водой, например:
«Сосчитай стаканы с водой», «Вода грязная и чистая», «Плавает и тонет», «Купание кукол», «Кто выше прыгнет», «Дождик», «Ловим рыбок удочкой», «Перелей воду (из бутылочки в лейку, из кувшина  в лейку, бутылочку и т.д.)», «Наполни водой большой и маленький (высокий и низкий, широкий и узкий) кувшин», «Чашка и ложка».
При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.
Работу с песком проводят как воспитатели, так и специалисты. Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Песочница используется в развивающих и обучающих занятиях. Детям предлагаются разнообразные игры, а именно: «Сухой - влажный песок», «Найди мышку», «Найди зёрнышко для цыплёнка», «Печём куличи», «Следы на песке», «Узоры на песке», «Наполним песком большой и маленький кувшин», «Много - мало», «Сажаем овощи», «Собери урожай», «Наш сад», «Рисуем на песке», «Замешиваем тесто для пирожков», «Мороженое для кукол», «Просеиваем песочек», «Пишем цифры на песке», «Картинки на песке», «Наполни песком ведро с помощью ложки» и т.д.
Количество названий игр с песком зависит от фантазии педагога. Названия занятий могут быть следующими: «От песка к песчинке», «Знакомство с песчаными человечками» и т.п.
Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д.
Занятия в песочнице являются очень полезными для детей. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание; учат предметному манипулированию и переносу приобретённых навыков в повседневную жизнь; а также соотнесению речи с предметными действиями.
Коррекционные игры с водой и песком позволяют:
- Совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ориентацию в пространстве.
- Развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность.
- Стимулировать интерес к занятиям. Дети, не отвлекаясь, могут выдерживать 15-20 минут занятий.
- Развивать речь.
- Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности.
- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
- Формировать представления об окружающем мире, «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации.
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние.
 Нетрадиционные техники рисования широко используются в работе с детьми, как во время основных занятий, так и в кружковой работе.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными (в переводе с лат. traditio – привычный).
Выбор техники рисования зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В коррекционной работе используются следующие техники: «печатание листьями», «рисование нитками», «печатание бумагой», «рисование мыльной пеной», «рисование ребром картона», «рисование с помощью соли», «рисование кляксами», «рисование руками», «рисование ватными палочками», «рисование печатками», «рисование пластилином», «рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.), «набрызг», «тычок жесткой полусухой кистью».
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, учатся работать кистью, карандашом. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображение с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т.п.
На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, детям предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, на изображённый предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель и т.д.)
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твёрдость, вязкость, Ознакомлению с новыми цветами помогает игра с цветом. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.
Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться.  Происходит обогащение словарного запаса. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками, рисование по клейстеру. Эти и другие техники требуют точности и быстроты движений, терпения, аккуратности, внимания. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их желания, интерес. Например, в коллективной работе можно использовать различные техники изображения, которые позволяют учесть индивидуальные возможности детей (от рисования ладонями до более сложной техники). Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы сближает, у них развиваются навыки культуры общения, происходит усвоение норм поведения.
 Лепка из соленого теста позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для коррекции и  развития ребенка.
Разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, тактильные ощущения, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки, семена различных растений и многое другое улучшают координацию и точность движений.
Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания умственно отсталых детей.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть производят умственные действия. Таким образом, лепка содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.
Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путём непосредственного исправления формы пальцами, путём «налепов» или удаления лишнего теста. Ребёнок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.
На занятиях лепкой предполагается решение следующих задач: формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов обьёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве; познакомить с назначением и применением пластических материалов в народном хозяйстве, в быту; обучать элементарным приёмам работы с этими материалами, формировать двигательные трудовые навыки, координирующие работу рук; развивать эстетические представления, обогащать словарный запас.
Большое значение в реабилитации детей с отклонениями в умственном развитии имеет проведение праздников в учреждении.
 Во время подготовки и проведения праздников педагоги имеют возможность изучать индивидуальные особенности развития и потенциальные возможности воспитанников.
В течение учебного года в учреждении проводятся следующие праздники:
- «Путешествие к острову знаний», «Осень в гости к нам пришла», «Юбилей собирает всех друзей», «Приключения у новогодней ёлки», «В гостях у матушки козы», «Сильные, смелые, ловкие», «Проводы масленицы», «Лето красное, пора прекрасная!» и т.д.
В подготовке и проведении мероприятий участвуют специалисты и воспитатели: проводятся регулярные репетиции номеров, игр, развлечений, сценок, хороводов, музыкально-ритмических композиций, интерьер зала оформляется к каждому празднику соответственно. В доме-интернате есть своя костюмерная: за 25 лет существования накоплено большое количество костюмов и ростовых кукол. Дети и взрослые имеют прекрасную возможность выступать на праздниках в сказочных костюмах. Детские праздники проходят в игровой форме для всех детей, включают в себя элементы сказкотерапии, музыкотерапии, танцетерапии, ролевые игры и т.д., с помощью которых решается ряд важных социально-психологических задач:
1) Помочь усвоить участникам праздника знания о социуме, социальной структуре общества, правила поведения в общественных местах посредством проигрывания разных ролей.
2) Развитие умений, навыков, которые необходимы для интеграции в общество.
3) Развитие имеющихся задатков, стимулирование социальных интересов, потребностей.
4) Реализация творческих способностей умственно отсталых и т. д.
В реабилитации детей с проблемами в развитии особую роль играет проведение общезначимых праздников. В результате длительной кропотливой работы наблюдается устойчивая положительная динамика в развитии детей: достаточно легко чувствуют себя в присутствии большого количества людей (в том числе незнакомых), учатся культуре поведения в общественных местах, элементарным навыкам взаимодействия с людьми, развиваются коммуникативные навыки, речь, общая координация движений, творческие и артистические способности и т.д.
Нетрадиционные технологии стали применяться в работе с детьми в ДИ №5 достаточно давно, с 2000 г. Применение нетрадиционных технологий нашло дорогу к сердцу каждого ребёнка. Достигнуты положительные результаты:
- обогащается жизнь детей,
- повысилась эффективность воспитательного процесса,
- дети обучились выполнять предметно-манипулятивные, игровые действия,
- дети проявляют активность в свободной целенаправленной деятельности, которая приносит радость и удовольствие,
- применение нетрадиционных технологий создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмичной организации процесса, усиливает выразительность,
- дети учатся говорить, слушать,
- воспитывается организованность, выдержка, умение адекватно себя вести,
- научились выполнять правила поведения,
- происходит развитие индивидуальности (формируются способности переживать различные настроения),
- создаются предпосылки обучению (прививается умение эмоционально настроиться на определенную ситуацию),
- снимается психофизическое напряжение,
- дети преодолевают страх (приобретают чувство защищенности и уверенности в себе),
- развиваются умения заботиться о себе,
- становятся более независимыми и самостоятельными в процессе общения,
- развиваются способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно, расширяется круг жизненных представлений,
- развивается ориентировка в социальных отношениях и умение включаться в них: учатся воспринимать окружающих как равных себе, без чувства собственной неполноценности, воспитывается чувство уверенности в себе,
- развивается умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни,
- развивается умение концентрировать внимание, реагировать на обращения окружающих,
- дети учатся слушать, смотреть и реагировать на действия педагога,
- развивается умение воспроизводить речь (реагировать на жесты, выполнять простые указания), умение подражать,
- развивается внимание, слуховое восприятие, слухомоторная координация,
- развивается пластика, укрепляется здоровье детей.
Применение нетрадиционных технологий коррекционной работы с детьми с глубокими нарушениями интеллекта имеет большое значение в воспитании и обучении указанной категории. Такие технологии, как аква-, пескотерапия, нетрадиционные техники рисования, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия и др. приносят положительные результаты в развитии, коррекции и социализации детей с проблемами в развитии.
Ребенок развивается, осваивая окружающий мир, чем ярче и четче возникают в душе ребенка ощущения от тех или иных событий и предметов, тем более глубокий след оставляют они в памяти и сознании.
 
Список используемой литературы:
  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. — Москва, 2002.
  2. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. — Москва: Издательство «Скринтарий 2003», 2014.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкатерапии, — Санкт-Петербург, 2006.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. Книга для педагогов и родителей, — Санкт-Петербург, 2000.
  5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»