Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
Белковская Надежда Васильевна,
учитель-логопед ГБДОУ д/с № 36
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
На развитие ребенка с общим недоразвитием речи большое влияние оказывает развивающая среда. Структура предметно – развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно – образовательной работы, подбором предметного содержания с учетом условий работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. С учетом принципов ФГОС ДО, специфики работы в логопедическом кабинете созданы условия для коррекционно - развивающей работы с детьми, которые учитывают их особенности.учитель-логопед ГБДОУ д/с № 36
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Успешное преодоление нарушений звукопроизношения возможно при правильно организованной предметно-развивающей среде и при тесной взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя, и единстве требований, предъявляемых к воспитанникам. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.
Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года. Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия. Организуя коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета я руководствовалась следующими принципами:
1. системность (материал систематизирован, составлен паспорт кабинета с перечислением всего материала и оборудования)
2. доступность (наглядно-дидактический материал подобран с учетом возрастных особенностей школьников)
3. вариативность (наглядно-дидактический материал и многие пособия многовариативны и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах)
4. здоровьесбережение (имеется основное и дополнительное освещение(над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены кабинета тепло-желтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается).
Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:
Речевой центр. Зеркала, перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация).
Рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, Имеются также наборы предметных, сюжетных картинок, соответствующих месту звука в слове, серии предметных картинок для постановки звуков, относящихся к разным фонематическим группам: гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные, глухие и звонкие, твердые и мягкие; серии картинок С. С. Большаковой «Работа логопеда с дошкольниками» для отработки слоговой структуры слов.
Настольно-дидактические игры на дифференциацию автоматизированных звуков: «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди пару» и др.
Картинный материал по лексическим темам.
Дидактические игры и пособия по лексическим темам.
Материал для развития грамматического строя речи включает в себя: карточки, игры, схемы, символы, картинки: на словообразование и словоизменение с помощью уменьшительноласкательных и увеличительных суффиксов; показывающие многозначность слов; слова-антонимы, множественное и единственное число существительных. Дидактические игры и пособия: «Маленькие слова», «Собери урожай».
Для обследования и для работы по формированию у дошкольников связной речи в логопедическом кабинете есть следующие учебные и наглядные пособия: 1) Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. 2) Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования связной речи. Для развития связной речи включены картинки, книги, слайды, карточки, магнитные записи, театральная зона, альбомы со стихами и играми; серии последовательных сюжетных картинок
Для обследования и для работы по формированию у дошкольников фонематических процессов в логопедическом кабинете есть следующие учебные и наглядные пособия: Слова-паронимы. Подборка игр «Найди место звука в слове», «Цепочка слов».
Для подготовка к обучению грамоте используются игры и пособия «Звуковое домино», «Учим буквы», «Слоговое лото и кубики», кассы букв, слогов, звуковые линейки, символы звуков, буквенный конструктор.
Сенсорный центр (предметы по цвету, по форме, карточки, настольно-печатные дидактические
Центр занятий представлен магнитной доской, столами, наборы дидактических пособий по общему развитию речи, доска, коврограф, малая магнитная доска).
Центр моторного развития. Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, ниткография. Пособие с откручивающимися крышками и многое другое.
Центр зрительного восприятия представлен картотекой упражнений - гимнастика для глаз. Упражнения помогают управлять движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия.
Центр речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», пособием «Прожорливые фрукты», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года).
Центр релаксации. В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей.
Информационный центр находится в раздевалке логопедической группы. Оборудован папкой-раскладушкой, в которой располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, раздаточным материалом.
Центр методического сопровождения представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса. Для поддержания интереса у детей и чтобы не было переизбытка наглядности, пособия сменяют друг друга в определённое время.
Постоянное обновление оснащения кабинета делает для детей коррекционную логопедическую деятельность интересной, комфортной, эмоционально обогащенной и, конечно, развивающей. В нём уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему.
Всё предметное содержание отображено в паспорте логопедического кабинета, где классифицирована вся информация о назначении и оснащённости рабочего кабинета. Это значительно облегчает поиск необходимого учебного или методического материалов.
В результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.
Список используемой литературы:
1) Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. - М. «Издательство ГНОМ и Д», 2000.,
2) Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования связной речи. – СПб. 2007.
3). Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2007.