Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рабочая программа по адаптивной физкультуре

(1класс)
Поленок Марина Петровна
Пояснительная записка
Актуальность
Одним  из  важнейших  направлений  работы  с  ребенком,  имеющим умственную  отсталость,  ТМНР,  является  физическое  развитие,  которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Двигательная  активность  является  естественной  потребностью человека.  Развитие  двигательных  навыков  необходимо  для  нормальной  жизнедеятельности всех систем и функций органов человека.  Для  обучающейся,  получающей  образование  по адаптированной  основной  общеобразовательной  программе  образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными  нарушениями  зрения,  слуха,  опорно-двигательного  аппарата, расстройствами  аутистического  спектра,  эмоционально-волевой  сферы, выраженными в различной степени тяжести. Ребенок с ТМНР отличаются не только крайне замедленным темпом психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса. Развитие  двигательных  умений  у  обучающейся  с  нарушениями ОДА  тесно  связано  с  профилактикой  возникновения  у них  патологических  состояний.  Умеренная и тяжелая умственная отсталость – множественный дефект, в котором, прежде всего, выделяются интеллектуальное и психическое недоразвитие. Выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов усугубляют восприятие ребенком собственного тела, что дополнительно затрудняет произвольное овладение движениями и их синхронизацию.
Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебной среды и междисциплинарному взаимодействию специалистов.
Современные подходы к работе с детьми с ТМНР требуют от педагогов овладения навыками не только безопасного, но и терапевтичного (то есть соблюдающего принцип включенности и возможной самостоятельности в совместных действиях) сопровождения и перемещения ребенка в пространстве.
Физическое сопровождение включает в себя правильно организованное рабочее место, индивидуальный ортопедический режим, использование техник и приемов перемещения.
Физическое сопровождение должно органично сочетаться с другими коррекционными мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности учащегося.
Целью  уроков по  адаптивной  физической  культуре  является  повышение  двигательной активности  ребенка  и  обучение  использованию  полученных  навыков  в повседневной жизни, а так же профилактика  вторичных нарушений и сохранение жизненно важных функций организма.  
Основные задачи:
- укрепление  и  сохранение  здоровья учащейся, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
- поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);
- улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;
- стимуляция появления новых движений;
- формирование и совершенствование основных  и  прикладных  двигательных  навыков; 
-обучение переходу из одной позы в другую;
- освоение новых способов передвижения;
- развитие и закрепление функционально важных навыков, необходимых для использования в повседневной жизни;
- формирование  умения  кататься  на  велосипеде,  играть  в  подвижные, спортивные  игры; 
- получение удовольствия от занятий физкультурой, радость от достигнутых результатов.
  Программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» для 1 дополнительного класса разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям, реализации, планируемым результатам в следующих документах:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (Стандарт)
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения);
  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения);
  2. Программа «Образованиеучащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /подредакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой  /2015год
  3. Учебного плана ГБОУ школы №487 на 2017-2018 уч. год. На основании Приложения №1 к Постановлению Правительства СПб от 22.04.2015 №335 и Распоряжений комитета по образованию Приказ 2525-р от 30.10.2013 «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому». На основании программы может быть составлена специальная  индивидуальная программа развития для учащихся (СИПР). 
На основании программы может быть составлена специальная  индивидуальная программа развития для учащихся (СИПР).
Срок реализации программы 1 год. 
В учебном плане на программу по «Адаптивной физкультуре» отводится 1 час в неделю. Выбор видов деятельности, методов и приемов, используемых на уроках, обусловлен  психофизическими особенностями  Теплицкой Софии. Понимание инструкций ограничено и контекстно, контакт мимический. Эмоционально не стабильна. Манипулятивные действия не сформированы, отмечается нарушении координации. Сенсорно-перцептивная сфера не сформирована. Девочка не владеет сенсорными эталонами. Тактильные ощущения возникают, но не имеют качественных различий. Самостоятельно предметно-игровых действий не производит. Перемещается с помощью взрослого.
Инструментарий учителя:
  • Рабочая программа
  • Учебно-методическое обеспечение
  • Предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (дидактический, иллюстрационный, литературный материал)  
Условия реализации программы
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки:традиционные (ознакомления с новым материалом;  систематизации и обобщению изученного материала), урок – игра.
Формы работы на уроке: индивидуальная работа
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: здоровье-сберегающие, игровые, информационно-коммуникационные.
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится в начале года, в середине года  и  итоговая в конце года.  Результаты фиксируются в картах наблюдения, которые находятся в портфолио класса. 
Содержание тем учебного курса:
Программа по адаптивной физической культуре включает в себя следующие разделы:
Диагностика (тестирование)
В конце и начале учебного года проводится диагностика двигательных умений (навыков) и физических способностей обучающейся в виде специально организованного педагогического наблюдения, данные тестирования являются основой для постановки образовательных целей на предстоящий учебный год. 
Восприятие собственного тела
Восприятие тактильных раздражителей: плотные прикосновения рук взрослого к различным частям тела ребенка; прикосновения к частям тела ребенка материалами разной фактуры;  поглаживание тела ребенка руками взрослого, руками ребенка, губкой, полотенцем и другими материалами; обтирание полотенцем, смоченным водой различной температуры, льдом, снегом;  надавливание на различные части тела аппликатором Кузнецова, зубочисткой, шишками и другими природными материалами;похлопывание, втирание крема, массирование;  «купание» в песке, фасоли или горохе, др.
Восприятие вестибулярных/кинестетических раздражителей: формирование ощущения изменений положения тела в различных позах или в процессе смены поз (в позах лежа, сидя, стоя);  формирование ощущений изменения положения двигательного характера: перевороты, кручение,  лазание под покрывалом,  качание на качелях, балансировочных плоскостях, канате, гамаке, на подвижной поверхности и др.;  развитие кинестетических и вестибулярных ощущений во время катания на тележке, роликовой доске, крутящемся диске, коляске, на фитболе, горке, др.; формирование кинестетических и вестибулярных ощущений во время движения или через смену покоя и движения.
Восприятие тела как единого целого: развитие ощущений тела в контакте с телом другого человека;  контакт всего тела с телом другого человека; развитие ощущений во время закапывания в песок, листву, шарики, фасоль; развитие ощущений во время заворачивания в одеяло, в мат;  смена покоя и движения (качели, гамак, батут).
Восприятие различных частей тела: восприятие взаимно расположенных частей тела (голова-тело, руки-тело, ноги-тело) с использованием: тактильных раздражителей; пассивного и/или целенаправленного движения; визуальных раздражителей.
Развитие сенсомоторной координации: развитие акустически-моторной координации (поворот головы к звучащему предмету;  поворот корпуса к звучащему предмету;  взор в направлении звука; игра или действия со звучащими предметами); развитие зрительно-моторной координации (координация глаз-рука – посмотри/возьми/дотянись/сбрось;  фокусирование внимания на своих руках;  нахождение спрятанного предмета от видимого к невидимому, от близкого к дальнему); развитие слухо-зрительно-моторной координации (игровые действия с музыкальными предметами).
Обучение двигательным действиям
Контроль положения головы. В исходном положении лежа: удержание/контроль положения головы по средней линии, в различных исходных положениях в процессе игры; удержание/контроль положения головы во время поворотов и наклонов головы вправо, влево, вперед (приподнимание от поверхности) в исходном положении лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку (правом/левом), лежа на боку с опорой на предплечье; удержание положения головы при переходах из одного положениях лежа в другое (смена положения/позы)  из исходного положения лежа на спине в положение лежа на боку, из положения лежа на боку в положение лежа на животе, из положения лежа на животе в положение лежа на боку, из положения лежа на боку в положение лежа на спине, из положения лежа на боку в положение лежа на боку с опорой на предплечье. В исходном положении сидя:  удержание головы по средней линии сидя на коленях взрослого, сидя в функциональном кресле, в позе сидя на полу (с выпрямленными вперед ногами, сед справа/слева от пяток, сидя по-турецки),  сидя на стуле, сидя на скамейке с опорой на ноги или без опоры на ноги;  удержание головы, в разных исходных положениях сидя, во время слежения за движущимся предметом или в поиске звучащей игрушки.  Висходномположении стоя:  удержание положения головы по средней линии, стоя в вертикализаторе, удержание положения головы во время поворотов, стоя в вертикализаторе, во время слежения за движущимся предметом или поиска звучащей игрушки.
Контроль тела в положении лежа: удержание позы лежа на животе с валиком под грудью и опорой на предплечья (на горизонтальной поверхности, на наклонной поверхности); удержание позы лежа (на животе, на боку, на спине) выполняя действия с предметами; удержание позы лежа (на животе, на боку, на спине), дотягиваясь одной рукой до предмета; удержание позы лежа на животе, на спине в процессе катания на роликовой доске или на балансировочной поверхности/доске; при продвижении покрывала или мата;  удержание позы лежа на спине – на полу, на надутом фитболе большого диаметра.
Контроль тела в положении сидя: удержание позы сидя в процессе наблюдения за происходящим вокруг; удержание позы сидя при перекладывании предметов справа налево, сверху вниз, спереди назад и обратно;  удержание позы сидя без опоры на ноги, дотягиваясь до предметов, находящихся спереди/сзади, справа/слева, снизу/сверху; удержание позы сидя на фитболе с опорой на ноги; удержание позы сидя на фитболе при выполнении упражнений; удержание позы сидя в процессе качания на качелях; умение дотянуться до предметов, находящихся спереди или сбоку, внизу, вверху; удержание вытягиваемого из-под ног предмета (маленький коврик, спортивный мат, тканевое покрывало); перенос веса тела с одной ноги на другую в положении сидя (на фитболе, высоком стуле, на физиороле).
Контроль тела в положении стоя: удержание позы стоя на четвереньках, на коленях, на ногах, наблюдая за происходящим вокруг; удержание позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах), находясь на различной поверхности опоры (мягкий мат, балансировочная поверхность, качели, батут, на наклонной поверхности, на подвижной поверхности); удержание позы стоя (на коленях, на ногах), держась за опору; удержание позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах) при перекладывании предметов справа налево, сверху вниз; удержание позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах) во время игры;  удержание позы стоя (на четвереньках, на коленях, на ногах), дотягиваясь до предметов;  удержание позы стоя во время катания на тележке, роликовой доске (тележка или роликовая доска приводится в движение другим человеком).
Обучение двигательным переходам в горизонтальной плоскости::переход из положения лежа на спине в положение лежа на правом боку; переход из положения лежа на правом боку в положение лежа на животе; переход из положения лежа на спине в положение лежа на животе; переход из положения лежа на животе в положение лежа на правом боку и т.д.; переход из положения сидя на стуле в позу сидя на коляске; поворот в правую/левую сторону на 45°/90°/180°/360° сидя на стуле, скамейке, модуле; поворот в правую/левую сторону на 45°/90°/180°/360°  сидя на стуле, скамейке, модуле; поворот в правую/левую сторону на 45°/90°/180°/360° в позе стоя, др.
Обучение двигательным переходам в вертикальной плоскости: переход из позы лежа на спине в сед справа от пяток, сидя с вытянутыми ногами; переход из позы лежа на животе в позу стоя на четвереньках; переход из позы сидя на полу в позу стоя на четвереньках;  переход из позы сидя в позу стоя; переход из позы стоя в позу сидя; переход из положения сидя на скамейке в положение сидя на стуле, в кресло-коляску; переход из положения стоя на коленях в позу стоя на одном колене; переход из положения стоя на одном колене в позу стоя, держась за опору; переход из положения стоя на четвереньках в позу стоя на коленях, др.
Передвижение (перемещение) в пространстве без использования технических средств: ползание на животе, спине, боку;  перекатывание со спины на живот; ползание на четвереньках с поддержкой под животом; ползание на четвереньках; передвижение сидя на ягодицах; ходьба на коленях, на ногах.
Передвижение (перемещение) в пространстве с использованием технических средств: передвижение на роликовой доске (лежа, сидя); передвижение на коляске с помощью; ходьба с тележкой (ходунками, тростями); езда адаптированном на велосипеде (самокате) с помощью.
Развитие физических способностей
Развитие силовых способностей:выполнение упражнений с преодолением собственного веса (или веса частей тела) при исключении действия силы тяжести или при действии силы тяжести; выполнение упражнений с внешним сопротивлением.
Развитие выносливости:  удержание различных поз продолжительное время (например: удержание положения лежа на животе с опорой на предплечья в течение 10 минут, удержание позы сидя в процессе игры);выполнение двигательного действия в течение заданного времени; выполнение двигательного действия на протяжении заданного расстояния; выполнение двигательного действия определенное количество раз;
Развитие гибкости:  поддержание объема движений в суставах при помощи позиционирования (придание правильного положения тела с помощью малых вспомогательных средств или технических приспособлений)лежа, сидя, стоя; выполнение пассивных движений в суставах с максимально возможной амплитудой;  выполнение активных движений с максимально возможной амплитудой.
Развитие способности к статическому и динамическому равновесию: удержание равновесия в различных положениях лежа на неподвижной опоре, на подвижной опоре; удержание равновесия в положении сидя на неподвижной опоре, на подвижной опоре;  удержание равновесия, стоя на четвереньках на неподвижной опоре, на подвижной опоре; удержание равновесия, стоя на коленях на неподвижной опоре, на подвижной опоре;удержание равновесия в позе стоя на неподвижной, на подвижной опоре; развитие защитных реакций равновесия в различных положениях.
Развитие способности ориентироваться в пространстве: развитие представлений о пространственном расположении частей тела; ориентирование в направлении движений частей тела (выполнение просьб/инструкций); ориентирование в направлении передвижения в пространстве; формирование представлений об окружающем пространстве;  формирование представлений о расположении предметов, заполняющих знакомое замкнутое пространство; способствовать преодолению страха нового пространства и др.
Развитие функции руки
Знакомство с предметами с помощью рук:  прикасание к ладоням, к тыльной стороне кисти руками взрослого, мягкой тканью, мехом, губкой;  прикасание рукой к различным частям тела;  опускание рук в воду и в емкость с сыпучим материалом (горох, песок, желуди); вкладывание предметов в руку(игрушку, маракас, ткань, мочалку); сдвигание с помощью рукой предметов (легкие, тяжелые), др.
Обучение функциональным действиям руками: развитие умения целенаправленно брать и удерживать предмет; развитие умения брать предметы из руки взрослого; развитие умения брать/удерживать предметы одной/двумя руками; развитие умения брать предметы различным хватом (ладонным, плоским, щипцовым, пинцетным); развитие умения целенаправленно и осознано отпускать предметы (бросать, ронять, катать, отдавать, передавать, толкать); развитие целенаправленного движения рук в повседневной практике; формировать соотношение захвата с формой предмета; оставлять отпечатки пальцев; прокатывать мяч двумя руками; обучение строительству башни, надеванию варежки, застегиванию молнии; навыку тянуть веревку.
Учебно-тематический план

п/п
Наименование раздела и тем всего часов
1. Восприятие собственного тела 8
2. Обучение двигательным действиям 7
3. Развитие физических способностей 8
4. Развитие функции  руки 8
  Итого:   31
 
Требования к уровню подготовки обучающихсяпо программе «Адаптивная физкультура»
Предполагаемые результаты освоения программы
в области физической  подготовки
Пропедевтический уровень
  1. Восприятие и реагирование на базальные раздражители:
  • умение воспринимать тактильные, вестибулярные/кинестетические раздражители;
  • умение воспринимать тело как единое целое (осознание границ тела  через различные модальности), восприятие различных частей тела.
  1. Сохранение жизненно важных функций организма (дыхание, сердечно-сосудистая системы, подвижность в суставах и  др.).
  2. Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела:
  • контроль положения головы,
  • контроль тела в положении лежа, сидя, стоя,
  • освоение (полное, частичное) двигательных переходов в горизонтальной, вертикальной плоскости,
  • передвижение (перемещение) в пространстве без использования технических средств,
  • передвижение (перемещение) в пространстве с использованием технических средств.
  1. Освоение новых  двигательных навыков, координации движений.
  2. Демонстрация физических качеств:
  • силовые  способности, выносливость,  гибкость;
  • способность к статическому и динамическому равновесию; 
  • способность ориентироваться в пространстве; 
  • умение демонстрировать знакомые действия в незнакомой обстановке, при усложненных условиях выполнения.
  1. Мелкая и общая моторика:
  • умение подстраивать кисть под форму предмета;
  • умение обследовать предметы с помощью рук с различной помощью взрослого;
  • освоение функциональных действий руками (удерживать, отпускать, брать, отталкивать, тянуть предметы, опираться, использовать различные захваты, выполнять действие одной/двумя руками и т.д.).
  1. Самостоятельность в освоении и совершенствовании двигательных умений.
Адаптивная физическая культура
1 четверть 8 часов (1сентября-30октября)

 

п/п
Кол-во
часов
Дата
проведения
Тема урока Стр. Формирование знаний, навыков и умений Примечание
Восприятие собственного тела 2 часа
1 1 06.09
 
Знакомство с мячами, Упражнения с массажным мячом   Восприятие пассивных прикосновений: прикосновения руками (поглаживание, давление, похлопывание, нажимание, массирование); прикосновение к мячам, различными по размеру,  материалу; вибрация; тактильная стимуляция ладони), прокатывание мячей (учителю, друг другу).  
2 1 13.09 Игры с малыми мячами, Катание на фитболе    
Обучение двигательным действиям 2 часа
3 1 20.09 Пороты головы направо-налево, Наклоны головы вправо-влево   Развитие умения поворачивать голову направо-налево, выполнять наклоны головой в разные стороны.  
4 1 27.09 Упражнение сижу-стою, Упражнение стою-лежу   Развитие внимания, координации движений  
Развитие физических способностей 2 часа
5 1 04.10 Ходьба с флажками, Донеси мяч   Развитие внимания, умение повторять за учителем по показу, ходить вокруг зала с предметами и без предметов  
6 1 11.10 Стойка на двух ногах, Ходьба по дорожке    
Развитие функции руки 2 часа
7 1 18.10 Игры с пальчиками   Тренировка кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание, помахивание  
8 1 25.10 Возьми мяч, Брось мяч    
 
2 четверть 8 часов (9 октября-28декабря)

 

п/п
Кол-во
часов
Дата
проведения
Тема урока Стр. Формирование знаний, навыков и умений Примечание
Восприятие собственного тела 2 часа
9 1 08.11 Покатай мяч   Развитие внимания, точности движения, умения поймать, бросить мяч, прокатить мяч по полу, в ладонях  
10 1 15.11 Поймай мяч    
Обучение двигательным действиям 2 часа
11 1 22.11 Сгибание и разгибание пальцев   Развитие умения сгибать и разгибать пальцы  
12 1 29.11 Упражнения сидя   Умение выполнять упражнения лежа, сидя, стоя, наклонять наклоны туловища.  
Развитие физических способностей 2 часа
13 1 06.12 Ходьба с предметами   Развитие внимания, умение повторять за учителем по показу, ходить вокруг зала с предметами и без предметов  
14 1 13.12 Дойдем вместе до мяча   Умение удерживать равновесие стоя на двух ногах  
Развитие функции руки 2 часа
15 1 20.12 Пальчиковая гимнастика   Координация движений рук, произвольная регуляция моторики рук, развитие праксиса позы, динамическая координация.  
16 1 27.12 «Кулачки»    
  3 четверть 9 часов (12 января-26 марта)

п/п
Кол-во
часов
Дата
проведения
Тема урока Стр. Формирование знаний, навыков и умений Примечание
Восприятие собственного тела 2 часа
17 1 17.01 Катание на фитболе   Развитие внимания, точности движения, умения поймать, бросить мяч, прокатить мяч по полу, в ладонях  
18 1 24.01 Сбей кеглю    
Обучение двигательным действиям 1 час
19 1 31.01 Дыхательная гимнастика   Развитие умения сгибать и разгибать пальцы  
Развитие физических способностей 2 часа
20 1 14.02 Прокатывание мяча   Развитие внимания, умение повторять за учителем по показу, ходить вокруг зала с предметами и без предметов  
21 1 21.02 Повторяй за мной   Умение удерживать равновесие стоя на двух ногах  
Развитие функции руки 3 часа
22 1 28.02 Поставь кубик на кубик    
Координация движений рук, произвольная регуляция моторики рук, развитие праксиса позы, динамическая координация.
 
23 1 07.03 Поставь кегли
 
   
24 1 14.03 Пальчиковая гимнастика    
 4 четверть 8 часа (3 апреля-25 мая)

п/п
Кол-во
часов
Дата
проведения
Тема урока Стр. Формирование знаний, навыков и умений Примечание
Восприятие собственного тела 2 часа
25 1 21.03 Повтори за мной   Развитие внимания, точности движения, умения поймать, бросить мяч, прокатить мяч по полу, в ладонях  
26 1 04.04 Делай как я    
Обучение двигательным действиям 2 часа
27 1 11.04 Медленный бег   Развитие умения сгибать и разгибать пальцы  
28 1 18.04 Игры с мячами   Умение выполнять упражнения лежа, сидя, стоя, наклонять наклоны туловища.  
Развитие физических способностей 2 часа
29 1 25.04 Поймай мяч   Развитие внимания, умение повторять за учителем по показу, ходить вокруг зала с предметами и без предметов  
30 1 16.05 Прыжки   Умение удерживать равновесие стоя на двух ногах  
Развитие функции руки 1 час
31 1 23.05 Броски малого мяча   Координация движений рук, произвольная регуляция моторики рук, развитие праксиса позы, динамическая координация.  
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»