Логоритмика как классическая и инновационная
логопедическая технология
Колдунова Кристина Павловна
Аннотация: В статье рассматривается путь становления логопедической ритмики как одной из важнейших логопедических технологий, которая не претерпела кардинальных изменений, не смотря на непрекращающиеся совершенствования в попытке соответствовать меняющимся образовательным условиям. Ключевые слова: логопедия; логопедическая ритмика; логоритмика; речевое развитие; ритмическое воспитание.
Annotation: The article contains a review of logorhythmics as one of the most important logopedic technologies, which has not had any radical modifications despite its constant development in order to correspond with the changing conditions in education.
Key words: speech therapy; logopedics, logorythmics; logopedic rhythmics; speech development: speech disorders.
В начале прошлого века во многих европейских странах получила распространение система ритмического воспитания швейцарского педагога и музыканта Эмиля Жак-Далькроза, которая в скором времени стала широко известна под названием «метода ритмической гимнастики».
Метод Жак-Далькроза получил развитие в работах его учеников и последователей. В нашей стране в 30–40-е годы XX века система музыкально-ритмического воспитания разрабатывалась многими исследователями: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, Н. П. Збруевой, Е. В. Коноровой, М. А. Румер, Е. П. Шепулиным и другими.
В 50-70-е годы в основном исследователи публиковали работы по логопедической ритмике, касающиеся устранения заикания у детей. Однако в 1976 году Г.А. Волковой был представлен разнообразный логоритмический материал, который можно было использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985 году в книге «Логопедическая ритмика» была дана методика занятий при разных формах нарушений речи [2. с.31].
Данная книга по праву считается классическим учебным пособием для учителей-логопедов и до настоящего времени не утратила своей актуальности. Именно благодаря теоретическим основам, заложенным Г.А. Волковой, с 70-х годов логопедическая ритмика более широко стала использоваться в различных реабилитационных методиках. На сегодняшний день система развития ритма движений и речи, разработанная в русле так называемой логопедической ритмики, представляет собой одну из важнейших логопедических технологий, включаемых в коррекционно-педагогический процесс при любом из видов речевой патологии.
Последователи Г.А. Волковой по-разному трактуют понятие логопедической ритмики. Некоторые определяют логоритмику как систему речедвигательных упражнений под музыку, другие – как средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией. Г.Р. Шашкина определяет логопедическую ритмику как коррекционную методику обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Толкования разного плана не противоречат друг другу, а рассматривают логоритмику с различных точек зрения. Тем не менее, на сегодняшний день целесообразно говорить о логортмике в широком смысле слова как о логопедической технологии [5, с.6].
Популярность применения логоритмики в процессе коррекции речевых нарушений объясняется мультизадачностью и комплексностью воздействия логоритмических средств. Как отмечает Е.С. Анищенкова, средства логоритмики способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению различных речевых расстройств [1, с.4].
Ю.О. Филатова и другие исследователи сходятся во мнении, что сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической работы активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций. Использование на логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, подвижности и активности речевой моторики, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата [3, c.5].
Благодаря техническому прогрессу подготовить и организовать логоритмические занятия стало проще с технической точки зрения. С появлением магнитофонных записей и компакт-дисков отпала необходимость обязательного присутствия на занятии музыкального педагога или наличия у учителя-логопеда дополнительного музыкального образования. Ещё больше позволило упростить подготовку и проведение логоритмических занятий внедрение персонального компьютера в профессиональную деятельность учителя-логопеда, поскольку мультимедийная презентация одновременно позволяет демонстрировать картинный материал, видеоролики и воспроизводить музыкальные дорожки.
Однако развитие логопедической ритмики не ограничивается только технической составляющей. Сравнительно недавно в соответствии с ФГОС дошкольного образования и коррекционно-развивающей области ФГОС начального общего образования Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова, Е. В. Прокопенко разработали инновационная систему проведения логоритмических занятий, основанную на технологии двигательного обучения. Данная технология относится к здоровьесберегающим и применяется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи и направлена на последовательное развитие моторного, музыкального и всех видов речевого ритма (слогового – словесного – синтагменного) на логопедических и музыкальных занятиях. Включение данной методики в программу коррекционного обучения в качестве нового направления нормализации речи позволяет развивать ритмические качества движений и речи, поэтапно формируя и закрепляя новый ритмически организованный речевой навык [4, с.23].
Таким образом, логопедическая ритмика по праву считается классической и инновационной логопедической технологией, интерес к использованию которой с каждым днём только усиливается.
Использованные источники
1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2008. 60 с.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов ВУЗов. СПб.: Детство-Пресс, 2010. 352 с.
3. Филатова Ю. О. Психолого-педагогические основы логопедической ритмики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. С. 99-111.
4. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого рит-мов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л.И.Беляковой. М.: Национальный книжный центр, 2017. 208 с.
5. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 192 с.