Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников,
с нарушениями  речевого развития. Пропедевтика чтения

Попова Наталья Михайловна
 
Что такое пропедевтика чтения и письма? Это - Предупреждение барьера перед процессами чтения и письма (в том числе перед обьемом чтения и письма)…. Это- Воспитание любви к чтению …. и письму. Это -Формирование психологической готовности и яркой мотивации к обучению грамоте. Это- Создание предпосылок для будущей орфографической грамотности.
Дети в дошкольном возрасте могут испытывать затруднения в усвоении материалов по математике, природоведению и другим предметам. Развитие письменной речи представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой, общедвигательный и другие. Поскольку процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций и является целенаправленной деятельностью, то дети могут испытывать трудности при автоматизации этого процесса. У них недостаточно развиты моторные функции. Отмечаются: неточность, недостаточная дифференциация при выполнении произвольных, сознательно контролируемых движений; недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики; замедленность движений, «застревание» на одной позе. У детей нарушены ритмическое чувство, слуховое внимание и память. Это может привести к нарушениям звуко-слоговой структуры слова, что на письме проявится в пропусках, перестановках букв и слогов; в заменах букв, сходных по написанию. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.

Значимость проблемы профилактики дисграфии и дислексии обусловлена тем, что у детей с общим недоразвитием речи выявляются определённые особенности формирования речевых и неречевых функций и процессов, связанных с овладением письмом и чтением. Их основным признаком является наличие специфических ошибок, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка.

Первичная профилактика дислексии и дисграфии( по Корневу А.Н.)

Она заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
1. Меры по предупреждению перинатальной па¬тологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюде¬ния за беременными и профилактика осложнений беремен¬ности, предупреждение родового травматизма, инфицирова¬ния плода и новорожденного и т. п.
2. Меры по снижению соматической и инфекционной за¬болеваемости детей в первые годы жизни.
3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перина¬тальной церебральной патологии.
4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет) является достаточным осно¬ванием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка являются бе¬зусловным показанием для проведения курса логопедичес¬кой и медико-педагогической коррекции.
5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.
6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дислексии и дисграфии.

Ее основа заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса пре¬дупредительных мер. Для предупреждения нарушений чтения и письма рекомендуется следующее:
1. Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду для детей с задержками психического развития.
2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков одновременно с преимущественно аналитическим навыком — письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму — позже, в школе.
3. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей: а) с «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей; б) с поздним и аномаль¬ным развитием устной речи; в) с задержкой психического развития; г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей; д) с билингвизмом. Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе. С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфий, проводится коррекционно-профилактическая работа.
4. Исправление фонетико-фонематических нарушений.
5. Формирование функционального базиса письма.
6. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

Проводится работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Профилактика дисграфии и дислексии (игровые приемы)

К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения. Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей с речевыми нарушениями:
1. Развитие фонематического слуха и представлений, фонематического анализа и синтеза, мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, мелкой моторики рук, тактильных ощущений.
2. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, развитие связной речи.
3. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений.
4. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.
Решение всех этих задач поможет сформировать базу для овладения школьными знаниями.

1. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы — Игра «Определи (угадай) букву» Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных (из наждачной, бархатной, гофрированной бумаги ) букв с закрытыми глазами. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре «Буква сломалась». Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой, счетными палочками. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы. — Игра «На что похожа буква?» или «Преврати БУКВУ в предмет» А — антенна, телеграфный столб, стремянка, дом; О- надувной круг, солнце, глобус; С- месяц, подкова, сыр; — Определение буквы, «написанной» на спине, на ладони (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), в воздухе. — Поиск букв, наложенных друг на друга (одна на фоне другой). — Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина, конец. — Реконструирование букв. Например, из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек. —Поиск букв в тексте. Нахождение определенной буквы в напечатанном произвольном тексте и заключение ее , например, в круг. Нахождение одновременно двух букв, схожих по написанию , и заключение их в разные геометрические фигуры ( например, найди в тесте букву П и заключи ее в круг, а букву Н в квадрат)

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.
— Игра «Живые буквы». Детям выдаются буквы. Нужно найти себе пару так, чтобы получился слог.
— Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д., например, даны картинки, на которых изображены «Арбуз, Сосна». Составим слог по первым звукам: АС
Придумываем слова с данным слогом: АСтра, АС АС.
— Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог? Увидели — СА. Вспомним слова с этим слогом: САмокат, САмолет, САни, САд, САмовар — в начале слова. коСА, , лиСА, крыСА, касСА, оСА — в конце слова. гуСАр, коСАтка, масСАж, руСАк, расСАда— в середине слова.

3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.
— Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом руки отграничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.
— Игра «Слово рассыпалось». Составление из данных букв слова. Например, К, С, Т, У — куст; А 3, Б, И — изба
— Игра «Потерялась буква». Например, даются следующие сочетания: ДУ. Какое получится слово, если вставить буквы? ДУ. — дуб, дух, душ; Д . М — дым, дом, дам, дум
— Игра «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп: соль — сахар; ирис — игра; рак — роль; озеро — ослик; парк — пыль.

4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.
Сочетание существительных с прилагательными.
а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? Например, яблоко (какое?) — сочное, спелое, вкусное, зеленое, ароматное.
б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например, теплый — день, вечер, пирог, чай, свитер.
в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание. Например, красное платье, красный помидор, красная ягода.
г) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например, длинная вечер (длинный), широкий крылья (широкиеые).
Сочетание существительных с глаголами.
а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например, Что можно сделать с яблоком? Сорвать, купить, съесть, помыть, разрезать, разломать, подарить и т.д.
б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например, Прийти к … (дому, отцу, решению); уйти от… (дедушки, дома, проблемы). — Сочетание существительных с числительными. При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки». Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов», “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона».

5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.
— Составление предложений по схемам: ______. Зима. ______ ______. Наступила зима. ______ ______ ______. Наступила холодная зима. ______ ______ ______ ______. Наступила холодная вьюжная зима. Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.
а) Пропуск предлогов: Мы гуляли… лесу. Кошка сидит… окне.
б) Пропуск существительных: Яблоки растут на…
в) Пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью…
г) Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь… (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь… (близко).
д) Пропуск глаголов: Саша… машину. Папа… из машины. — Выделение границ предложений в тексте. Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась
При этом, взрослый монотонно читает фразы. С целью формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте можно использовали следующие игры и задания:
• Прочитать слово и показать соответствующую картинку.
• Прочитать слово и ответить на вопрос.
• Объяснить значение прочитанного слова.
• Подобрать родственные слова к прочитанному слову.
• Прочитать название животного, подобрать названия его детенышей.
• "Фанты". После чтения ребенок выполняет задание, которое указано в фанте.
• "Письма". Прочитав свое письмо, ребенок отвечает на вопросы или рассказывает содержание письма
• "Словесное лото". Ребенок читает слово и закрывает им картинку на большом листе с изображениями предметов.
• "Магазин". Ребенок читает название товаров и развешивает их под соответствующими предметами или картинками.
• "Собери в дорогу друга". Дети читают слова в записке и собирают предметы, необходимые другу, зайчику и т.д.
• Прочитать предложение, текст и показать соответствующую картинку.
• "Придумай начало сказки".
• "Придумай конец сказки".

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с нарушением речи состоит в целенаправленной коррекции речевого и психического развития, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. Учитывая, что у детей с речевыми нарушениями комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование не только речевых, но и неречевых психических функций, и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом. Особое место занимает развитие психических неречевых функций: мышления, слухового и зрительного внимания, всех видов памяти, пространственно-временных ориентировок, психомоторных функций, конструктивного праксиса. Работу можно начинать с развития слухового внимания, памяти и ритмического чувства. Для этого используются следующие упражнения:
• «Скажи, что ты слышишь?» (звуки окружающего мира, можно в записи- кашель человека, звон ключей, скрип дверей, капли дождя, шум машин …).
• «Кто что услышит?» (за ширмой- гавкает собака, чирикает воробей, мычит корова….).
• «Тихо – громко» (с бубном – под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут; можно использовать как физ. минутку).
• «Улавливай шепот» (дети сидят по кругу, логопед голосом обычной громкости просит выполнить движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто выполняет движение).
• «Отхлопай так же» (повторить ритм).
В процессе работы над развитием зрительного гнозиса, внимания и памяти, оптико-пространственных представлений сначала проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине предметов:
• просят ребенка назвать, что нарисовано на картинке;
• разделить карточки по группам, относительно лексических тем – «обувь», «транспорт», «головные уборы», «дикие и домашние животные»;
• найти предмет нужной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
• выбрать ряды с одинаковыми фигурами;
• найти одинаковые предметы на черно-белых и цветных изображениях; • угадать контур предмета, изображенного на картинке;
• найти силуэт к каждому изображению;
• на время отыскать 5, 6 или 10 отличий на картинках;
• назвать предметы, наложенные друг на друга;
• выбрать лишнее изображение в ряду (оно не соответствует остальным по форме, цвету, величине, групповой принадлежности);
• отыскать одинаковые изображения, расположенные в разных частях картинки;
• отгадать, что хотели изобразить на незаконченной картинке;
• найти ошибки на рисунке-«Что неправильно изобразил художник?», «Так бывает?»;
• отыскать «спрятанные» изображения; сопоставить форму изображения с геометрической фигурой;
• соединить части одной картинки или фотографии (пазлы, разрезанное изображение);
• узнать, что нарисовано по деталям;
• ответить, какая картинка или предмет исчезли;
• правильно найти выход из лабиринта. Игры с движениями также способствуют развитию зрительного внимания, памяти, наблюдательности:
• «Кто больше увидит и запомнит?» (в течении 20-30 сек. 10 предметов заданного цвета, затем закрыть глаза и перечислить, другие потом дополняют).
• «Смотри и исполняй» (водящий показывает 2-3 движения, дети должны воспроизвести в той же последовательности).
• «Зеркало» (копировать позу водящего).
• «Сложить геом. фигуру из палочек по памяти».
• посмотреть, как расположены игрушки и по памяти выстроить их так же;
• посмотрев несколько секунд на нарисованные геометрические фигуры, изобразить их, не подглядывая, сохранив порядок и цвет;
• найти картинке пару;
• запомнить порядок расположения картинок и повторить его;
• найти отличия в двух похожих изображениях;
• запомнить фигуру, сложенную из счетных палочек или спичек и восстановить ее по памяти (на запоминание выделяется 10-15 секунд).

Для развития образного мышления, пространственного восприятия, умения ориентироваться на местности детей просят: • показать и правильно назвать верхние части тела человека на картинке, затем свои: вначале ребенок делает это, смотрясь в зеркало, затем без подсказок
• показать и назвать, что находится выше (или ниже) указанной вещи;
• вспомнить, назвать и продемонстрировать, что можно сделать верхними (а затем нижними) частями тела: повороты, наклоны, махи, вращения, приседания, наклоны
; • указать (сначала на зеркальном отражении или на другом ребенке, затем самостоятельно) и обозначить названия частей тела, которые находятся сзади (спереди, слева или справа)
; • выполнять заданные логопедом или воспитателем движения только в одном направлении (вперед, назад, влево, вправо): наклоны головы или туловища, прыжки на одной или двух ногах, ходьба;
• продемонстрировать и проговорить названия частей тела, расположенных с левой (правой) стороны;
• дотянуться левой рукой до носка правой ноги, правой рукой до мочки левого уха и т. д.;
• назвать все предметы, расположенные впереди от того места, где стоит ребенок
; • не изменяя своего положения, называть, что находится ниже всего (выше всего, дальше или ближе всего);
• без ошибок выполнять задания на движения: шаг вправо, два шага вперед, три – назад и четыре вправо;
• нарисовать на бумаге или на доске геометрические фигуры с определенным расположением: в центре ромб, справа от него круг, в правом нижнем углу – квадрат, в левом нижнем – овал, справа от овала – треугольник;
• карандашом прочертить линию, соединив два рисунка;
• прописать крючки, овалы, палочки до конца строки, согласно данному образцу.
Также на групповых занятиях отрабатывают навыки употребления пространственных предлогов (за, над, под, перед, около, на, в, из-за) и понимания слов с противоположным значением (антонимов). Чтобы дети смогли различать буквы, имеющие схожие элементы, зрительное восприятие графических символов должно быть доведено до автоматизма. Для этого детей учат:
• распознавать, называть буквы и пары букв;
• искать и узнавать буквы, написанные с ошибкой;
• дописывать недостающий элемент и называть получившиеся буквы;
• искать заданную букву в тексте, вычеркивая ее;
• находить слоги или слова в печатном тексте;
• составлять слово из предложенных букв;
• вставлять в слово пропущенную букву (слог).

Роль медицинских мероприятий в предупреждении нарушений чтения у дошкольников

В комплексе предупредительных мер немаловажную роль играют медицинские мероприятия, такие как: консультации невропатолога, психиатра (для возбудимых, с нарушением поведения детей), консультации психолога, медикаментозное лечение, фитотерапия, лечебный массаж, ЛФК.

Работа с родителями детей “группы” риска по дислексии

Полноценная коррекционная работа невозможна была бы без участия в ней родителей. Поэтому с самой первой встречи необходимо сотрудничество с родителями и не только с воспитателями и логопедом, но и с психологом, врачами, необходимо ознакомить родителей о степени важности проведения курса или нескольких курсов лечения (если на этом настаивает лечащий врач) и необходимости выполнения домашних заданий на закрепление каких-либо полученных знаний, умений. После проведения обследования детей с родителями обсуждается уровень развития речи, высших психических функций, состояние общей, мелкой, артикуляционной моторики, степень предрасположенности к дислексии. После обсуждения результатов обследования на собрании можно подробно рассказать родителям о целях и задачах коррекционного обучения. В течение года мы проводятся консультации для родителей, даются открытые занятия, знакомство с литературой для домашнего чтения и т.д. Раннее выявление проблем, профилактика и совместная работа специалистов, работающих со старшими дошкольниками позволяет предупредить и скорригировать нарушения письменной речи, что обеспечит более успешное принятие ребенком новой социальной роли – роли ученика.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»