Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование современных технологий на уроках ИКТ для детей с ОВЗ

 
Волкова Анастасия Владимировна,
учитель информатики ГБОУ
школы № 657 Санкт-Петербург
а
 
Вопрос о возможностях использования информационных технологий при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья не вызывает сомнений.
 В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Современный человек живет в мире компьютеров. Компьютер обеспечивает доступ в Интернет, следовательно, расширяет сферы общения ребенка с ОВЗ, дает возможность осуществлять платежи –он –лайн, заказывать продукты, товары для жизнедеятельности и быть в курсе событий, происходящих в мире.
Их этого следует вывод о необходимости подготовки детей с ОВЗ и, в том числе, учеников с интеллектуальными нарушениями, к работе на компьютере.
Для формирования элементарной компьютерной грамотности учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида внедряется курс «Основы компьютерной грамотности», рассчитанный на учащихся 4-9х классов. Данный курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне, содержание его размешается по концентрическому принципу, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Это обусловлено спецификой познавательной деятельности умственно –отсталого ребенка.
Для их обучения целесообразно при преподнесении учебного материала преобладание наглядных средств (особенно при формировании первичных представлений); рациональное дозирование учебного материала; адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала; систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся); использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слов  пр.); растянутость обучения во времени и пр.
При этом задачей данного курса является не только знакомство с компьютерами, но и стимулирование психических и познавательных процессов, что крайне важно для учащихся с умственной отсталостью, а также обеспечение условий для возникновения интереса, мотивации к освоению новой деятельности.
Такие черты должны быть присущи уроку информатики в школах VIII вида.
Названные задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника, звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).
Учитель должен так же учитывать, что нарушения детей с умственной отсталостью приводят к неспособности регулировать свое поведение, к повышенной истощаемости, снижению работоспособности
Поэтому педагогам следует использовать на уроках ИКТ разнообразие современных технологий, комбинируемых в зависимости от цели, содержания материала, конкретного контингента учащихся, их потребностей и состояния, позволяющих увлечь детей. Педагог, зная каждого ребенка может подобрать подход к нему, прекрасно представляя перспективы и следствие своих воздействий. 
Современные технологии, используемые при изучении компьютера, прежде всего, связаны со стимулированием эмоциональных переживаний школьников. Положительные эмоции интенсифицируют связанные с ними психические процессы, вызывают активность ученика, способствуют концентрации внимания. Влиять на область эмоциональной сферы ребенка только и можно через представления, мысли, действия. Значит, вызывая соответствующие переживания, вызываем и связанные с ними эмоции. Эмоция, неравнодушие – это стимул для мотивации.
Рассмотрим некоторые технологии, которые способствуют поставленным целям.
Технология разноуровневого обучения - представляет собой организацию учебного процесса, обеспечивающую усвоение материала по одной и той же теме  через задания разной степени сложности или с учетом конкретных возможностей ребенка(например, учет нарушений моторики или снижения зрения ) .
Технологию проблемного обучения нельзя отнести к инновационным, однако, на современном уроке в школе VIII вида, ключевым этапом является этап мотивации. Поэтому решение поставленной проблемы, адекватной возможностям детей и соответствующей их интересам, позволяет достичь положительных результатов. Но педагог должен предвидеть и просчитать прогнозируемый ход решения. От правильно поставленного вопроса зависит результативность всего урока.
Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса. Для повышения работоспособности, предупреждения преждевременного утомления, снятия мышечного напряжения проводятся физкультминутки, зарядки для глаз. Но вместо традиционных физкультминуток проводим гимнастику мозга, пальчиковый игротренинг, массажи пальцев рук с помощью нетрадиционных материалов (шишек, прищепок, крышек и т.п.), пропеваем лечебные звуки, выполняем дыхательные упражнения.
На уроках с применением компьютера очень важно соблюдать охранительный режим для глаз, поэтому важно приучать учащихся дозировать время за компьютером, учим чередовать работу на компьютере с паузами для профилактики усталости глаз. Возможно использование элементов зрительных тренажёров В.Ф. Базарова и т.п.
Игровые технологии наиболее часто и успешно применяются на уроках ИКТ в разных вариантах, например, игры по обучению правильно работать «мышью» в индивидуальном темпе, видеть экран монитора, ориентироваться на нем.
 Компьютерные развивающие игры повышают привлекательность содержания достаточно «сухого» учебного материала при изучении компьютера; развивают навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Прибегают учителя к играм типа кроссвордов, которые расширяют представления и тренируют память, учат доводить начатое до конца.
Внедряются исходя их целесообразности и доступности преподнесения материала игры на обучение кодированию и декодированию информации, дидактические игры и сюжетно –ролевые.
Используются на уроках ИКТ воспитывающие ситуации и ситуации успеха, позволяющие поставить ученика перед выбором верного решения, повысить уверенность в вои силах.  
Самостоятельные виды деятельности учащихся включают наиболее простые виды вариативных заданий (с элементами творчества). Например, самостоятельно составить график дежурства в своем классе в любой форме (таблица, текст) и напечатать его.
Выполнение разнообразных тренировочных упражнений на компьютере при закреплении и практическом применении полученных знаний содействует сознательному усвоению программного материала, так как выполнение заданий основывается на осмысленном усвоении знаний, умений и навыков.
Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.
Большие, и пока малоизученные возможности для успешного изучения информатики в специальной школе содержат так называемые мультимедиа технологии в силу того, что позволяют сочетать одновременно различные формы представления информации (текст, графика, видео, звук, анимация). Применительно к условиям коррекционного обучения столь богатый арсенал средств представления информации имеет особое значение, поскольку позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные анализаторы.
Обеспечиваются условия повышения качества учебного процесса в специальной школе - адаптированный учебный текст, разумная дозировка и адекватный темп подачи учебного материала, элементы работы по развитию речи и мышления учащихся и т.д.
Эффективность работы по стимулированию познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями при овладении компьютерной грамотностью во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Важным фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование педагогических и коррекционных задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей детей. Но крайне важно создать соответствующий психологический настрой, субъект-субъектное взаимодействие и ситуации успеха.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»