Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика психолого-педагогического обследования
функциональных возможностей нарушенного зрения
детей младенческого и раннего возраста (Т.П. Кудрина)

Родионов Ян Алексеевич
       Одним из важнейших мероприятий ранней помощи детям, имеющим тяжелую зрительную патологию, является психолого-педагогическая диагностика функциональных возможностей нарушенного зрения, так как офтальмологический диагноз не дает достаточной информации о его качественных характеристиках.
       При разработке психолого-педагогической диагностики функциональных возможностей нарушенного зрения использовались исследования и разработки Н.Барраги, М.Э. Бернадской, А.А. Невской, Л.И. Фильчиковой, А.М. Фонарева, Э.Л. Фрухт, Л. Хювяринен.
       В ходе обследования зрения у детей выявляется наличие зрительно-ориентировочных реакций на видимый стимул (лицо матери, цветную игрушку, объект со структурным рисунком, свет фонарика).
       Условия проведения обследования:
  • помещение должно быть светлым;
  • в лицо ребенка не должны быть направлены источники освещения (свет люстры, солнечный свет из окна, блики от стекол или зеркал и т.д.);
  • необходимо исключить посторонние звуки, во время предъявления зрительного стимула с ребенком нельзя разговаривать;
  • фон, на котором демонстрируется объект, должен быть контрастным предмету и однотонным;
  • ребенок должен быть спокоен, чувствовать себя в безопасности, лучше, если мать будет держать его на руках, и он будет сидеть на коленях у матери;
  • во время обследования ребенок должен находиться в наиболее удобной для себя позе.;
  • при предъявлении игрушки, лицо взрослого должно находиться вне поля зрения ребенка;
  • зрительные стимулы предъявляются с оптимального для данного возраста расстояния и с перерывами на отдых (ребенок с нарушением зрения обнаруживает объект с расстояния вытянутой руки ребенка и ближе)
      При неясных реакциях или их отсутствии ребенку предлагается структурированный объект – карточка 15*20 см с изображением черно-белой решетки.
       У детей младенческого возраста ответные реакции могут проявляться в форме различных поведенческих актов (учащение дыхания, двигательное замирание, активизация движений рук и ног, повороты головы, общее беспокойство, плач, улыбка, речевые реакции и т.д.).
Определение возможности зрительного сосредоточения на предъявляемом стимуле
      Лицо матери
      Попросить мать привлечь внимание к своему лицу (на расстоянии 40-50 см). Если у ребенка не удалось вызвать сосредоточения на лице матери, ей предлагается провести данную пробу в домашних условиях, немного изменив внешний вид.
       Игрушка     
       Показать ребенку игрушку (на расстоянии 40-50 см). Если реакции нет, необходимо звуком привлечь внимание к стимулу.      В ходе данных диагностических проб выясняется, на какой стимул, и с какого расстояния наблюдались хотя бы минимальные зрительные реакции, выражающиеся в фиксации взора на объекте и кратковременном прослеживании за движущимся предметом. Реакция на появление в поле зрения объекта может проявляться в замирании или активизации движений, плаче, появлении или прекращении речевых реакций.
         Структурированный объект
         При отсутствии реакций на цветную игрушку ребенку предъявляются структурированные объекты:
  • Карточки с вариантами черно-белых решеток;
  • Карточки с контурами фигур;
  • Погремушка-маракас с надетым на нее черным чехлом;
  • Черная перчатка, надетая на руку.
        Предъявлять стимул необходимо на максимальном расстоянии, затем постепенно сокращать его (можно использовать звуковые подкрепления, которые должны находится в зоне предъявляемого объекта). После того, как ребенок зафиксировал объект, подачу звука необходимо прекратить.
При отсутствии реакции на предъявляемый стимул рекомендуется:
  1. Изменить расстояние от объекта до глаз (уменьшить его).
  2. Изменить характеристику зрительного стимула (усилить контрастность, увеличить размер, но не более чем до 15-20 см).
  3. Использовать комплексный стимул (сопровождать показ предмета звуком).
Определение умения прослеживать движение зрительного стимула
        Используется тот стимул, который вызывал зрительное сосредоточение. Определяется умение прослеживать движения зрительного стимула от центра лица ребенка по горизонтали влево и вправо, вверх и вниз, по дуге сверху и снизу (по/против часовой стрелки), по диагонали.
Отмечается непрерывность, плавность, амплитуда.
         Если реакции на зрительный стимул нет и после адаптационных действий (уменьшение расстояния, применения структурированного визуального объекта), необходимо проверить наличие у ребенка безусловной ориентировочный реакции на свет. Сначала проверка осуществляется в освещенном помещении. При отсутствии реакции проба проводится в помещении без освещения. Лучше использовать фонарик, включающийся без щелчка.
          Сначала необходимо дать ребенку привыкнуть к условиям полной темноты. Взрослый 1-2 минуты спокойно разговаривает с ребенком. Мать в это время фиксирует двигательные реакции ребенка во время обследования. Во время проведения диагностической пробы соблюдается полная тишина. Н расстоянии 50-60 см от лица ребенка педагог держит фонарик в одной руке, другой рукой заслоняет его, затем включает и отводит закрывающую фонарик руку, направляя свет на лоб малыша. Если ребенок не реагирует, то расстояние постепенно уменьшается (вплоть до 10-15 см). Затем фонариком совершаются вращательные движения.
        При выраженной реакции на свет педагог проверяет, фиксирует ли ребенок луч, направленный на его лоб из других положений: слева, справа, внизу, сверху.
Определение умения переводить взгляд с одного предмета на другой
      Для этого необходимо приготовить 2 игрушки одного цвета, отличающиеся по форме (цветные силуэты геометрических фигур). На расстоянии возможной фиксации разместить стимулы на расстоянии 10 см друг от друга (для ребенка 3-4 месяца) или на расстоянии 30 см (для ребенка постарше).
      Для проверки этого умения у ребенка, который в предыдущих пробах реагировал только на свет фонарика.

 
Определение полей зрения
       Поле зрения – угловая величина и симметричность. Определяется у детей, которые в освещенной комнате при показе фиксировали взглядом предмет и прослеживали его движение.
        Для диагностики необходимы 3 игрушки: одна (знакомая и интересная) для привлечения внимания и направления взора «перед собой», две другие должны быть похожи.
        Сначала демонстрируется игрушка, поставленная перед ребенком на стол (на пол) на расстоянии, не позволяющем до нее дотянуться. Когда ребенок направит взгляд на игрушку, взрослый, находящийся у него за спиной, медленно перемещает другую игрушку на уровне уха ребенка вперед. Другой игрушкой можно тоже совершать некоторые движения на уровне другого уха, не выводя ее вперед. Как только ребенок заметит появившуюся игрушку, сразу повернет голову к ней. После проведения проверки результаты сопоставляются.
        Наиболее полную информацию можно получить, используя комплекс методов: диагностические пробы, наблюдение за ребенком в его самостоятельной деятельности и беседа с мамой или другими близкими ребенку людьми.
        Результаты исследования помогут педагогу:
  • Организовать развивающую среду, учитывающую особенности и возможности остаточного зрения;
  • Использовать стимулы, на которые реагировал ребенок, для развития познавательной активности;
  • Включать возможности нарушенного зрения в повседневную жизнь.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»