Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Теоретические основы использования игры в процессе
формирования математических представлений.
Проблема игры в современной
психолого-педагогической литературе

Леонова Марина Алексеевна
Проблемы игры всегда привлекали внимание исследователей дошкольного детства, так как нельзя понять, что такое ребенок – дошкольник, не поняв психологическую природу детской игры.
 Начиная с Л.С.Выготского, в отечественной психологии признается ведущая роль игровой деятельности в развитии и становлении личности дошкольника, и это «развитие осуществляется за счет его субъектности в игре».
Игра – это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только неизбежны, но часто в них заключается основная воспитательная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность.
В игре происходит «активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра выступает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности. Кроме этого, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые, но и реальные отношения, способствует социальному развитию детей» (2. - с. 26)
В.С. Мухина считает, что «изменение роли игры в дошкольном детстве по сравнению с ранним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих важных личностных качеств (любознательность, наблюдательность, дружелюбие и др.), в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других, более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд»
(6. -  с.241).
В.В.Давыдов считает, что «носителем любой деятельности является субъект. Ее содержание и структура принадлежат субъекту. Основные качества субъекта деятельности такие, как: сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность» (4. – с.240).
Именно в игровой деятельности формируются те психические функции, которые необходимы ребенку в школьные годы, такие, как воображение, память, речь, конкретно-образное мышление. З. Фрейд писал: «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в ней свои эмоции». В.В.Давыдов пишет: "Главный аспект познавательной готовности – высокий уровень развития воображения". А воображение развивается в игре.
Игры «развивают ум, чувства и волю ребенка; развивают ребенка физически; содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонность, вкусы, развивают эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность. Игры обеспечивают наилучшую связь физического и духовного развития, являясь «серьезной школой» для развивающегося мышления детей» (7. – с. 39.).
Игра позволяет дошкольнику «наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому сообществу, построенному на свободном общении равных. Уделяя должное внимание всестороннему развитию детской игры, не допуская перекосов или задержек в ущерб другим видам деятельности, можно обеспечить полноценность психического развития в дошкольном возрасте» (2.).
Д.Б.Эльконин отмечал роль «рефлексии в игровой деятельности в том, что игра выступает как деятельность, имеющая ближайшие отношения к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым» (9. – с. 6-20)
Начиная с Л.С.Выготского, в отечественной психологии признается ведущая роль игровой деятельности в развитии и становлении личности дошкольника.
Одним из условий становления ребенка в игровой деятельности является его сотрудничество с партнерами по игре, именно это способствует возникновению инициативы ребенка в игровых действиях. В игровых взаимоотношениях дошкольник не учится жить, а живет своей эмоциональной подлинной жизнью. Д.Б. Эльконин по этому поводу писал: «Может быть даже так, что в реальной жизни между детьми существуют отношения антагонизма, но как у партнеров по игре они заменяются отношениями заботы и сотрудничества. Каждый из партнеров действует теперь по отношению друг к другу с новой условной позиции. Он должен координировать свои действия с ролью партнера, хотя сам в этой роли и не находится» (9. – с. 6-20)
 Л.И.Божович совершенно точно подметила, что в игре «моральные нормы становятся собственными, а не навязанные из вне, благодаря тому, что игра является тем механизмом, который переводит требования социальной среды в потребности самого ребенка. В условиях совместной игры у детей возникает стремление к сотрудничеству друг с другом, к сопоставлению своих представлений, позиций» (3. – с. 286)
Неоценимое значение игры как одного из важнейших факторов психического развития ребёнка-дошкольника хорошо известно педагогам и психологам. Именно поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения она должна занимать ведущее место. При этом свою развивающую функцию игра выполняет в полной мере в том случае, если с возрастом ребёнка она все более усложняется и не только по своему тематическому содержанию.
 С.А. Шмаков считал сюжетно-ролевую игру «эффективным средством объединения детей в группе, так как именно в ней ребенок приобретает возможность более полно воспринимать мир, думать, общаться с другими детьми, управлять своим поведением».
Игра передаётся ребёнку постепенно. Он «овладевает ею, втягиваясь в мир играющих людей. Это происходит естественным образом, когда ребёнок находится в разновозрастной группе, включающей в себя несколько поколений - от младших, которые только овладевают “азами” игры, до детей предподросткового возраста, умеющих играть “хорошо”. Постепенно дети накапливают игровой опыт и сами становятся “носителями” игры» (1. – с. 48.).
Но в настоящее время существует мало шансов «приобрести игровые умения таким образом. Рассматривая сегодняшнюю ситуацию, современные педагоги и психологи выделяю следующие особенности:
•  в семьях чаще всего растёт 1 ребёнок;
•  в детских садах дети подбираются в группу по возрастному признаку;
•  дворовое общение также становится редким (чему способствует чрезмерная опека взрослых; большая занятость школьников учебными занятиями, дополнительным образованием и подготовкой к ним; много времени занимает просмотр телепередач, занятия на компьютере)» (10. – с.19).
Поэтому воспитатель должен заменить ребёнку старших товарищей по игре и помочь ему овладеть игровыми умениями.
Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра не достигает должного уровня и постепенно уходит из их жизни.
«В последнее время закономерной становится тенденция увеличения времени, отведённого для обучающих занятий. В режиме дня нередко могут происходить сбои, т.к. очень часто время, отведённое для игры, заполняется совсем иными делами - подготовкой к праздникам и конкурсам, дополнительным образованием, медицинскими осмотрами и т.п.»     
 (8. – с. 33), что значительно сокращается время для свободной игровой деятельности, дошкольники не всегда успевают полноценно поиграть.
Особенно трудно приходится медлительным детям, а также тем, кого поздно приводят и рано забирают. Их жизнь организована так, что им просто некогда играть.
Игра в силу сложившейся ситуации перестаёт быть центром построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, отходит на второй план. В итоге “перечеркивается самоценность дошкольного возраста и создаются определённые трудности для будущего освоения ребёнком учебной деятельности в начальных классах” (4. – с. 240)
Сокращение времени, отведенного для игры, весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии ребёнка. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и действовать правильно. Лишившись игры, дошкольник не приобретает таких важных качеств, как: осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, инициативность и внутренняя свобода. В результате его поведение остаётся на уровне ситуативности, непроизвольности, зависит от окружающих взрослых.
Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников, что в свою очередь порождает агрессию, отчуждённость, враждебность.
Почему же воспитатели, строго сохраняя время, отведённое в режиме дня для организованных занятий, спокойно жертвуют им, когда речь идет об игре?
Во – первых, воспитатель в своей деятельности делает акцент на развитие учебных навыков (чтение, счёт, письмо).
Во-вторых, это становится возможным потому, видимо, что у педагогов ДОУ нет внутренней убеждённости в том, что именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника.
Но даже при акцентировании внимания воспитателей на развитие детской игровой деятельности усилия педагогов по повышению её уровня могут не достичь своей цели, если в воспитательно-образовательном процессе учреждения не соблюдается баланс между свободной самостоятельной игрой и другими видами занятий. Поэтому педагогам, изучающим проблемы игровой деятельности, необходимо обратить внимание на то, как игра используется не только в повседневной жизни детей (особенно в вечернее, более свободное от организованных форм обучения время), но и на занятии, на прогулке.
Предметом «особого внимания педагогов должен стать анализ психолого-педагогических условий для развития игры детей, а также использование в педагогическом процессе всего многообразия игр и установления равновесия между разными их видами (спортивные, подвижные, развивающие, дидактические, игры-фантазии, игры-экспериментирования, строительно-конструктивные, режиссёрские, театрализованные, сюжетно-ролевые)» (10. – с.20).
Подводя итог, выделим основные проблемы становления игровой деятельности дошкольника в современных условиях, обозначенные в современной педагогической литературе:
•  отсутствие разновозрастного общения;
•  нехватка времени в режиме дня;
•  отсутствие внутренней убеждённости воспитателей в важности игры;
•  обеднение содержания игры
 С возрастом дошкольника должна изменяться форма игры воспитателя с детьми и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках режимного времени, отведённого для нее. Для того чтобы игра служила общему развитию дошкольника, она должна быть своевременно освоена ими, чтобы потом могла перейти из ранга деятельности, организованной педагогом, в самостоятельную деятельность детей. Существует точка зрения, что игра — это способ обучения ребенка. Действительно, для дошкольников, и особенно младших дошкольников, игра — «единственная дидактическая основа обучения. Но настоящая игра предполагает при прочих условиях равные позиции взрослого и ребенка. Если мы отделены и смотрим «со стороны», как дети выполняют наши задания, если мы чувствуем себя лишь организатора ми игры, то дети также чувствуют отстраненность, а себя мы лишаем многих удовольствий. Конечно, включенность взрослых зависит от содержания деятельности. Мы не можем пролезать под стульями, прыгать через скамейку, чего и не требуется, но пробовать, лепить, удивляться, сопереживать необходимо».   (5. - с. 15)
Современные исследования игровой деятельности дошкольника подтвердили правильность идей Л. С. Выготского. Установлено, что формирование личности ребенка происходит благодаря игре. Именно она «обеспечивает выделение и осмысление дошкольником социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного движущего мотива личностного развития ребенка — быть как взрослый. В игре развивается новая форма мотивов: от досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний, до обобщенных намерений» (3. – с.37).
Исследования психологов и педагогов показывают наличие зависимостей между игрой ребенка и его умственным развитием. Как отмечает Д. Б. Эльконин, «функциональное развитие игровых действий вливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий» (9. -  с. 161). «Сопоставление этапов формирования умственных действий с периодами развития игровых действий (действия с реальными предметами и с предметами-заменителями; действия, осуществляемые в плане громкой речи и слов - названий; действия с воображаемыми объектами) дает основание полагать, что развитие мышления у ребенка непосредственно связано с игрой. В игре впервые осуществляется переход от действий с реальными предметами к действиям в
умственном плане. У детей возникает способность воспроизводить различные стороны действительности при помощи разнообразных условных способов (символов, слов и т. д.)» (2. – с. 25 - 26).
«Сформировавшись впервые в игре, функция замещения и обозначения осуществляется в более сложных формах процессе развития словесно-логического мышления ребенка» (9. – с.23).
Экспериментальные исследования выявили, что игра воздействует на поведение дошкольника, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребенком произвольными формами поведения. Произвольность поведения, истоки которой лежат в овладении ребенком произвольными движениями в процессе элементарных игр, продолжает эффективно формироваться в сюжетно-ролевых играх. «Роль, психологический механизм которой, несомненно, связан с особой мотивацией деятельности, перестраивает поведение ребенка, он начинает контролировать себя. Следуя роли - образцу, ребенок подавляет сиюминутные побуждения и желания, подчиняется эталону поведения, который диктуется ролью» (8. – с. 22).
В игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, «игра выступает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности. Кроме этого, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые, но и реальные отношения, способствует социальному развитию детей» (4. - с. 23).
Список литературы
  1. Бери Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М. 1988
  2. Выготский Л.С. Проблемы психологического развития ребенка / Избранные психологические исследования. - М. Просвещение, 1956
  3. Баряева Л. Б., Зарин А.П.  Обучение сюжетно — ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. — СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 287с.
  4. Бараева Л. Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А, П. Театрализованные игры – занятия. = СПб.: СОЮЗ,2001. – 309с.
  5. Бараева Л. Б., Зарин А. П., Ложко Е. Л. Дошкольное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью/ Хрестоматия
  6. Беженова М. О. Веселая математика – Д.: Сталкер, 1998. – 320с.
  7. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М. 1989
  8. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программы для специальных дошкольных учреждений. — М. Просвещение, 1991
  9. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольном учреждении для умственно отсталых детей. – М.:Просвещение,1991. – 94с.
  10. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. – М.: Новая школа,1998. – 63с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»