Чтение с увлечением
Чтение пробуждает мысль. Умение читать
надо довести до автоматизма.
В.А. Сухомлинский
Пользу и значение навыка чтения для успешного обучения младших школьников трудно переоценить. Этот вид интеллектуальной деятельности требует сосредоточенности, трудолюбия, осмысленности, техничности. Благодаря навыку беглого, осознанного и выразительного чтения обучающийся способен успешно осваивать школьную программу.
Овладение учениками умением хорошо читать – одна из первоочередных задач начальной школы. Существует множество классических и инновационных подходов к обучению младших школьников. Наибольшую привлекательность для детей имеют игровые приёмы. Дети часто незаметно для себя увлекаются игрой с буквами и словами. Трудное чтение оживляется соревновательными элементами и ожидаемым поощрением. В результате у детей быстрее преодолевается чувство беспомощности и неуверенности, закрепляется автоматизм и осознанность чтения.
Когда ребёнок научился читать, этот навык необходимо закреплять. Самый лучший способ это - больше читать. Но ребёнку может это быстро надоесть, чего нельзя не допускать, так как пропадёт желание и интерес. В этом как раз и помогут специальные игры:
"Зашифрованные буквы"
Ребенку предлагается лист с зашумленными буквами и дается инструкция "Попробуй понять, что за буква спряталась". Идет работа по профилактике оптической дисграфии , развитие зрительной памяти.
"Назови слог"
Наш любимые карточки, которые мы активно используем на наших занятиях.Данные карточки разработаны на все буквы и читать их можно по-разному .Ребенку дается рамочка (по лексическим темам). У нас уже весенняя рамочка. Здесь можно достичь разных целей: 1.отрабатываются только прямые слоги с гласными. 1 и 2 ряда, обратные слоги 1 и 2 ряда, со стечением согласных.
"Собери слово из слогов"
Ребенку дается лист со слогами и картинками. Собери слово из слогов и подбери картинку. Ребенок прочитывает слово, понимает о чем читает и ищет соответствующую картинку. Здесь идёт развитие импрессивной речи, элемент глобального чтения.
"Правильное ударение"
Детям даются карточки со словами с правильным и неправильным ударением. Дети распределяют слова в два столбика.
"Работа с предложение"
Слева.Переходим на следующий этап чтение предложения.Ребенку дается лист с деформированным предложением. Прочитывает и логопед спрашивает все ли правильно написано? Ведется работа над пониманием прочитанного.
Справа. В этом задании можно достичь двух целей:1. Читает логопед предложение, ребенок ищет (понимание прочитанного)2. Читает сам и находит соответствующую картинку.
"Вставь нужный предлог"
Идет работа с предлогами. Прочитай предложение , посмотри на картинку, вставь нужный предлог.
"Найди нужную картинку"
Идет работа над пониманием прочитанного.Прочитай предложение , найди картинку, поставь номер.
В каждой игре возможны различные вариации. Ребёнок сам может придумывать тексты, задания, меняться ролями с ведущим. Игровые упражнения можно использовать на уроке фронтально, включать в индивидуальную работу, предлагать в виде внеклассного задания. Преимущество таких игр заключается в возможности творчески подходить к выполнению предложенных упражнений. Уходит монотонность и трудность процесса чтения. Играя, ребенок легче запоминает буквосочетания, ему не нужно каждый раз их вновь прочитывать – так появляется необходимый навык. Вслед за этим приходит и целостное восприятие слова. Упражняясь в чтении текстов, внимание ребенка с технической стороны чтения постепенно переключается на его смысловое содержание и интонационную выразительность. Ребенка перестают пугать «большие» тексты, появляется заинтересованность к описываемым событиям.
Таким образом, благодаря использованию игровых приёмов, закрепляется умение ребенка читать целостно и осознанно, формируется автоматизм навыка чтения, повышается интерес и любовь ребенка к чтению.