Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Логопедическая работа в проекте
"Азбука в России"

Буква К. Карелия

Иванова Юлия Игоревна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 93
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга 
Целью данного проекта было знакомство детей с многонациональным составом населения России, воспитание уважительного, дружелюбного чувства к людям разных национальностей. В нашем дошкольном учреждении в проекте участвовали дети подготовительных логопедических групп, педагоги этих групп и родители детей. Мы знакомили детей с жителями Карелии, с их традициями, с природой их края.
Дети логопедической группы с общим недоразвитием речи, кроме нарушений звукопроизношения, имеют недостаточный уровень фонематического восприятия, анализа и синтеза, они часто допускают ошибки при словоизменении, словообразовании и согласовании слов в предложениях. Словарный запас у детей часто недостаточный: дети не всегда точно используют слова, обозначающие названия предметов, признаков и действий, затрудняются в подборе антонимов и синонимов, понимании пословиц и поговорок. У детей с речевыми недостатками часто наблюдается и снижение познавательной активности. Решая в ходе проекта различные задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети узнают что-то новое об окружающем мире, обогащают и активизируют словарный запас, принимают активное участие в публичных выступлениях: читают стихотворения карельских поэтов, участвуют в инсценировках карельских сказок, в карельских народных играх на музыкальных занятиях и праздниках.
Реализация проекта происходила в течение одного учебного года. В результате проекта воспитанники группы:
- познакомились с флагом и гербом, с названием столицы Карелии;
- получили представления о красоте карельской природы, о растительном и животном мире;
- познакомились с устройством карельской избы, с обычаями и традициями, связанными с домом;
- получили представления о национальной одежде карелов, их занятиях, ремёслах и промыслах;
- познакомились с некоторыми блюдами карельской кухни, принимали участие в приготовлении калиток;
- получили представления о том, как празднуют в Карелии Новый год, Рождество, Масленицу и Пасху;
- познакомились с карельским народным творчеством: сказками, пословицами, поговорками.
Календарно - тематический план работы:
Сентябрь. На подготовительном этапе реализации проекта при проведении обследования речевого развития детей логопед:
- подбирает речевой и иллюстративный материал по лексическим темам в соответствии с задачами проекта: карельские народные сказки, стихи карельских поэтов, пословицы и поговорки;
- создаёт презентацию о республике Карелия для ознакомления детей с природой и жизнью народа Карелии;
- создаёт презентацию с заданиями для уточнения и закрепления новых знаний и представлений детей: нахождение на слайдах флага и герба Карелии; выбор деревьев и животных, обитающих в Карелии; нахождение жителей в национальных костюмах; узнавание народных промыслов и ремёсел и образование названий профессий; выбор из звуков трёх музыкальных инструментов карельского народного кантеле; узнавание и называние карельских народных сказок по иллюстрациям.
- записывает карельские народные аудио сказки.
Октябрь. Тема «Осень»: труд людей в огороде и в саду; деревья осенью; дары осеннего леса (грибы и ягоды); насекомые осенью.
Обогащение словарного запаса: карельская берёза; плетение из бересты: лукошко, кузовок, туесок.
Художественная литература: стихотворения карельских поэтов Тертту Викстрем «Осень в лесу»; Вера Линькова «Царевна – морошка»; карельская народная сказка «Овод и козы».
Работа с карельскими пословицами и поговорками:
«Возле леса жить – голодному не быть»
«Из гнилого леса ненадолго изба»
«Что летом соберёшь – то зимой на столе найдёшь»
 
Ноябрь. Тема «Животный мир»: перелётные птицы, дикие животные, домашние животные, домашние птицы.
Обогащение словарного запаса: знакомство с обитателями лесов Карелии (дикие животные, птицы); знакомство с профессией животновода.
Художественная литература: стихотворение Тертту Викстрем «Наш ёжик»; карельские народные сказки «Медведь, волк и лиса», «Чёрная уточка».
Карельская народная прибаутка для развития координации речи с движением:
                   - Зайка, зайка, белый хвост,             (изображают зайца)
      Где ты был?                                       (разводят руки в стороны)
- Косил овёс.                                     (показывают, как косят)
- Где овёс?                                         (разводят руки в стороны)
- Журавль склевал.                            (изображают большую птицу)
- Где журавль?                                   (разводят руки в стороны)
- Медведь прогнал.                            (показывают медведя)
- Где медведь?                                    (разводят руки в стороны)
- Сидит в ловушке.                             (присели, руки над головой)
- Где ловушка?                                    (разводят руки в стороны)
- На горушке.                                     (показывают над головой горку)
- Где горушка?                             (разводят руки в стороны)
- Вечерком смыло                        (плавные движения рук сверху вниз)
В Янис ручейком.
Декабрь. Тема «Зима»: приметы зимы; зимующие птицы; одежда, обувь и головные уборы; зимние виды спорта; новогодний праздник.
Обогащение словарного запаса: знакомить с льняной тканью и видами одежды из этой ткани, с золотошвейным шитьём (карельские ремёсла), с названиями предметов национальной одежды (рубахи с вышивкой, сарафан, кокошник, сорока, тканные пояса).
Художественная литература: стихотворения карельских поэтов Тертту Викстрем «Лесной доктор», Владимир Брендоев «Зима»; карельские народные сказки «Лапоток», «Игла, рукавица и белка».
Работа с карельскими пословицей: «Топор теплее шубы греет»
Январь. Тема «Предметный мир»: народные промыслы в игрушках; мебель и бытовая техника.
Обогащение словарного запаса: знакомить с карельской росписью по дереву, с предметами мебели из карельской берёзы.
Художественная литература: карельская народная сказка «Ольховая чурка»
Февраль. Тема «Наша страна Россия»: столица России, транспорт, защитники Отечества, профессии.
Обогащение словарного запаса: знакомить с профессией гончара; работать над словообразованием сложных слов – названий профессий (рыболов, лесоруб, животновод)
Художественная литература: карельские народные сказки «Невеста мышь», «Как один парень царя проучил» (инсценировка)
Работа с карельскими пословицами и поговорками:
«Береги землю любимую, как мать родимую»
«Богата и мила карельская земля»
«Работа человека красит»
Март. Тема «Дом и семья»: семья, посуда, инструменты, школьные принадлежности.
Обогащение словарного запаса: знакомить с устройством карельской избы (женская часть – бабий кут, для гостей – большой угол), с традициями в доме, с некоторыми блюдами карельской кухни (уха, калитки), с национальным музыкальным инструментом – кантеле.
Художественная литература: карельские народные сказки «Горшок киселя», «Младшая сестра», «Красавица Насто»
Работа с карельскими пословицами и поговорками:
«В гостях пирожок съешь – дома для гостей два испеки»
«Изба без детей, что гнездо без птицы»
Апрель – май.  Темы «Планета Земля» и «Мой город»: весна, космос, обитатели морей и океанов, животный мир жарких стран, Арктики и Антарктиды; мой город Санкт-Петербург
Художественная литература: карельская народная сказка «Почему вода в море солёная»
Подведение итогов работы по проекту. Формой подведения итогов стали:
- открытое логопедическое занятие «Сундучок карельских сказок», на котором дети в занимательной игровой форме продемонстрировали полученные новые знания и представления о Карелии, а также навыки и умения, сформированные в результате логопедической работы (звукового и слогового анализа слов, анализа предложений, словообразования сложных слов и однокоренных слов, уровня развития связной речи);
- участие в городском смотре-конкурсе по итогам проекта с декламацией стихотворения «Царевна – морошка» ребёнком группы.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»