Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как сделать урок истории интересным для учащихся коррекционной школы

Беседин Константин Викторович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ школа № 561 Санкт-Петербурга

 
Как   для   обучающегося  так   и   для   учителя,    урок  становится   интересным   тогда,   когда   он     современен   в  самом   широком   понимании   этого   слова.  Современный – это  и   совершенно   новый  и  не  теряющий   связи  с  прошлым,   одним   словом – актуальный на сегодняшний момент. Актуальность   –  означает  важность   для   настоящего  времени  и  современность – это   непосредственное  отношение   к    интересам    сегодняшнего    живущего   человека,   являющимся  насущным,  проявляющимся в настоящем времени.   Поэтому,  если  мы считаем  урок – современным,   то   он   обязательно закладывает основания для будущего творческого созидания [1, с. 4 ].  Какие бы  новшества  не  вводились   сегодня  в школе,  призывая  нас  перейти  к  новым формам  проведения занятий, только на уроке,  как  сотни  и  тысячи  лет назад, встречаются участники образовательного процесса:  учитель и ученик.
    Чтобы  не   твердили  о  компьютеризации   и   дистанционном    образовании, учитель всегда будет капитаном в плавании и главным штурманом  проводящим корабль   знаний  через   все  рифы.  Учитель – это   главное    действующее   лицо   на любом  уроке.   Потому  что  он  старше,   за  ним – знания,  опыт  понимания  и применения  этих  знаний.    Перед  ним  проходят   живые,  вечно   меняющиеся и  непредсказуемые  ученики.  И это правильно,   это необходимо и  интересно  для   ищущего новые методы и формы работы учителя.
    Каждый урок,  имеет  огромный  потенциал для решения новых задач, стоящих перед  ищущим  учителем  и  является  интересным  и  учителю  и  ученику, когда он современен  в  самом  широком  понимании  этого  слова.  Современный – это и совершенно  новый  (нетрадиционный)  и  традиционный,  не  теряющий  связи    с прошлым,  одним  словом – актуальный,  т.е.  деятельный,  существенный  для настоящего  времени,  где  обязательно   будет   закладываться   основание   для будущего, особенно важно, чтобы урок  был  интересен  для  ученика,  развивал
его желание учиться не из – под палки.
    Основной   « вызов времени »,  требует  от   нас   разработки содержательных   знаний,  пробуждающих у обучающихся  не  только  необходимость  запомнить учебный    материал,  но   и   потребность  ученика  выработать  к  нему  личное отношение,  придавая данным знаниям новый импульс. Постоянно меняющиеся   условия  « взрослой »  жизни,   требуют  от  педагогического  состава,  развивать  и  пробуждать   заинтересованность  в  наработке    личного  опыта  контингента учащихся.  Именно  в  школе,  должно начинать  укрепляться  сознание  ученика, управляющего   его  поведением  изнутри, однако на   практическом   опыте   мы зачастую  получаем  из  школы ребенка,  непонимающего,  как   надо  учиться  и  главное,  зачем  надо   учиться. Поэтому   от  педагогического состава требуется умение  правильно  выбрать  цель и  построение урока.
    Что главное в уроке?  Каждый  учитель,  имеет на  этот  счет  свое мнение. Для одних,  успех  обеспечивается эффективным началом, буквально захватывающим учащихся  сразу  с   появлением  преподавателя,  для  других  важнее подведение итогов,   обсуждение    достигнутого,   для    третьих – объяснение    нового,   для четвертых – опрос и т. д. Но мы начнем с азов, а именно с классификации уроков. Форм классификации несколько:
1. По основной дидактической цели,  выделяются следующие  типы уроков:
- урок сообщения новых знаний;
- урок закрепления;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщения  и систематизации знаний;
- урок проверки и коррекции знаний и умений;
- комбинированный урок (урок смешанного типа) [ 2, с. 17 ].
« Классическая »  классификация   урока   по  основным  дидактическим целям исходит не только  из планируемых    результатов   обучения,  но  и  стадий    процесса   учебного  познания  ( усвоение  нового материала – формирование новых знаний и  умений   их  закрепления  и систематизации, контроля и оценки полученных результатов).
    Идея   современных   научных    представлений    об   учебном    занятии    его содержательная    цель   носит   триединый   характер   и  состоит из трех общих  взаимосвязанных аспектов:
- познавательного,
- развивающего,
- воспитательного,   которые   отражаются   в  основных   задачах     содержания    учебного материала.   Этапы  учебного   занятия,  его   структура    создаются   в соответствии  с дидактической  целью  и  закономерностями  процесса обучения. Учитывая  концепцию  Ю. К. Бабанского,  классифицировать   учебные  занятия по дидактической цели можно следующим образом:
- изучение и первичного закрепления  нового  учебного материала;
- комплексного применения знаний;
- комбинированное;
- обобщение и систематизация  знаний и умений;
- контроля   и   коррекции  знаний   и   умений.     
Структура   учебного   занятия  отражает  логику процесса  усвоения   знаний и умений [ 3. ].
2. По  основному способу проведения:
- в форме  беседы;
- лекции;
- экскурсии;
- самостоятельная работа учащихся;
- лабораторные и практические работы;
-сочетания различных форм  занятий.
3. По основным этапам  учебного процесса:
- вводные;
- первичного ознакомления с материалом;
- образование понятий, установление  законов  и правил;
- применение  полученных знаний;
- повторение и обобщение;
- контрольные;
- смешанные или комбинированные.
      Деление уроков  на виды  целесообразно  осуществлять  по характеру  деятельности  учителя и учащихся. Так, например,  контрольные уроки, являются одним из элементов классификации по основным этапам  учебного процесса и подразделяются на виды:
- уроки устного опроса;
- письменного опроса;
- зачеты;
- лабораторные и практические  работы;
- самостоятельные работы;
     Но перед  преподавателем  стоят вопросы: где же критерии? На что следует ориентироваться определяя цели, задачи, выбирая методы, содержание,   если   программы  дают  только  общие   требования? Как понимать успешность учения всех учащихся и как ее обеспечить? Здесь необходимо рассмотреть, структуру урока.
Этапы урока выглядят примерно так:
- Орг.момент ( постановка  цели, проверка домашнего задания, актуализация изученного ранее, т.е. систематизация знаний  и умений, закрепление изученного).
- Сообщение нового материала. Осознание и осмысление  учебной информации. Первичное закрепление нового материала.
- Применение знаний (упражнения).
- Проверка уровня усвоения знаний и умений.
- Информация о домашнем задании (пояснения к заданию, 30% времени от пары).
- Подведение итогов урока. Данные уроки позволяют обеспечивать  индивидуальное   смысл такие уроки давать не поодиночке, а сериями.
Список литературы:
1. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. – М.: ООО « Вако », 2009. – 4 с.
2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. – М.: «Вербум»,  2001. – 17 с.
3. Рамзаева В. А. Диалог текстов. Описание личностно-ориентированного урока по литературе. // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008 – [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0821-3.htm (дата обращения 02.05.2013)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»