Как сделать урок истории интересным для учащихся коррекционной школы
Беседин Константин Викторович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ школа № 561 Санкт-Петербурга
Как для обучающегося так и для учителя, урок становится интересным тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный на сегодняшний момент. Актуальность – означает важность для настоящего времени и современность – это непосредственное отношение к интересам сегодняшнего живущего человека, являющимся насущным, проявляющимся в настоящем времени. Поэтому, если мы считаем урок – современным, то он обязательно закладывает основания для будущего творческого созидания [1, с. 4 ]. Какие бы новшества не вводились сегодня в школе, призывая нас перейти к новым формам проведения занятий, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.учитель истории и обществознания
ГБОУ школа № 561 Санкт-Петербурга
Чтобы не твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в плавании и главным штурманом проводящим корабль знаний через все рифы. Учитель – это главное действующее лицо на любом уроке. Потому что он старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Перед ним проходят живые, вечно меняющиеся и непредсказуемые ученики. И это правильно, это необходимо и интересно для ищущего новые методы и формы работы учителя.
Каждый урок, имеет огромный потенциал для решения новых задач, стоящих перед ищущим учителем и является интересным и учителю и ученику, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый (нетрадиционный) и традиционный, не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный, т.е. деятельный, существенный для настоящего времени, где обязательно будет закладываться основание для будущего, особенно важно, чтобы урок был интересен для ученика, развивал
его желание учиться не из – под палки.
Основной « вызов времени », требует от нас разработки содержательных знаний, пробуждающих у обучающихся не только необходимость запомнить учебный материал, но и потребность ученика выработать к нему личное отношение, придавая данным знаниям новый импульс. Постоянно меняющиеся условия « взрослой » жизни, требуют от педагогического состава, развивать и пробуждать заинтересованность в наработке личного опыта контингента учащихся. Именно в школе, должно начинать укрепляться сознание ученика, управляющего его поведением изнутри, однако на практическом опыте мы зачастую получаем из школы ребенка, непонимающего, как надо учиться и главное, зачем надо учиться. Поэтому от педагогического состава требуется умение правильно выбрать цель и построение урока.
Что главное в уроке? Каждый учитель, имеет на этот счет свое мнение. Для одних, успех обеспечивается эффективным началом, буквально захватывающим учащихся сразу с появлением преподавателя, для других важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого, для третьих – объяснение нового, для четвертых – опрос и т. д. Но мы начнем с азов, а именно с классификации уроков. Форм классификации несколько:
1. По основной дидактической цели, выделяются следующие типы уроков:
- урок сообщения новых знаний;
- урок закрепления;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки и коррекции знаний и умений;
- комбинированный урок (урок смешанного типа) [ 2, с. 17 ].
« Классическая » классификация урока по основным дидактическим целям исходит не только из планируемых результатов обучения, но и стадий процесса учебного познания ( усвоение нового материала – формирование новых знаний и умений их закрепления и систематизации, контроля и оценки полученных результатов).
Идея современных научных представлений об учебном занятии его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех общих взаимосвязанных аспектов:
- познавательного,
- развивающего,
- воспитательного, которые отражаются в основных задачах содержания учебного материала. Этапы учебного занятия, его структура создаются в соответствии с дидактической целью и закономерностями процесса обучения. Учитывая концепцию Ю. К. Бабанского, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом:
- изучение и первичного закрепления нового учебного материала;
- комплексного применения знаний;
- комбинированное;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- контроля и коррекции знаний и умений.
Структура учебного занятия отражает логику процесса усвоения знаний и умений [ 3. ].
2. По основному способу проведения:
- в форме беседы;
- лекции;
- экскурсии;
- самостоятельная работа учащихся;
- лабораторные и практические работы;
-сочетания различных форм занятий.
3. По основным этапам учебного процесса:
- вводные;
- первичного ознакомления с материалом;
- образование понятий, установление законов и правил;
- применение полученных знаний;
- повторение и обобщение;
- контрольные;
- смешанные или комбинированные.
Деление уроков на виды целесообразно осуществлять по характеру деятельности учителя и учащихся. Так, например, контрольные уроки, являются одним из элементов классификации по основным этапам учебного процесса и подразделяются на виды:
- уроки устного опроса;
- письменного опроса;
- зачеты;
- лабораторные и практические работы;
- самостоятельные работы;
Но перед преподавателем стоят вопросы: где же критерии? На что следует ориентироваться определяя цели, задачи, выбирая методы, содержание, если программы дают только общие требования? Как понимать успешность учения всех учащихся и как ее обеспечить? Здесь необходимо рассмотреть, структуру урока.
Этапы урока выглядят примерно так:
- Орг.момент ( постановка цели, проверка домашнего задания, актуализация изученного ранее, т.е. систематизация знаний и умений, закрепление изученного).
- Сообщение нового материала. Осознание и осмысление учебной информации. Первичное закрепление нового материала.
- Применение знаний (упражнения).
- Проверка уровня усвоения знаний и умений.
- Информация о домашнем задании (пояснения к заданию, 30% времени от пары).
- Подведение итогов урока. Данные уроки позволяют обеспечивать индивидуальное смысл такие уроки давать не поодиночке, а сериями.
Список литературы:
1. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. – М.: ООО « Вако », 2009. – 4 с.
2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. – М.: «Вербум», 2001. – 17 с.
3. Рамзаева В. А. Диалог текстов. Описание личностно-ориентированного урока по литературе. // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008 – [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0821-3.htm (дата обращения 02.05.2013)