Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие математического словаря у учащихся
5-х классов с задержкой психического развития

Макшанова Яна Юрьевна
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с трудностями обучения, задержками в развитии интеллектуальной деятельности, что обуславливает многочисленные исследования об особенностях их развития, путях коррекционно-развивающей работы.  Вопросы развития познавательной сферыу разных категорий обучающихся младшего и старшего школьного возраста рассматривались Л.А. Аристовой, А.И. Гебос, И.Ф. Харламовым, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной,С.А Аксючиц, Л.Г. Продановой, А.Р. Биряльцевой,Л.А.Беляевой, Л.М. Дергачевой, Л.И. Запорожченко,В.А. Машаровой, Г.Г. Садыковой, Л.Ф. Зиангировойи другими. Становление речи детей с задержкой психического развития отмечены М.Зееманом (1962), А.А. Катаевой [12], Р.Е. Левиной, Г.Я.Трошиной. Изучением лексики детей с интеллектуальной недостаточностью занимались Г.И. Данилкина, Р.И. Лалаева, В.Г.Петрова, Н.Д. Соколова. В своих работах они отмечают качественное своеобразие словаря этих детей.
Дети с задержкой психического развития характеризуются низкой работоспособностью и продуктивностью,отмечается низкая познавательная активность, проявляющаяся в пониженном интересе к обучению, нарушении внимания, памяти, операций мышления. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность.
Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать и обобщать, делая определённые выводы, создают особые трудности в освоении математики учащимися с задержкой психического развития. Дети с трудом усваивают математические понятия, не соотносят их с математическими действиями, не обозначают словами. Математический словарь не актуализируется даже в специально созданных условиях. Кроме того, нами отмечено, что проблема развития математического словаря у школьников с ЗПР освещена недостаточно. Возникает противоречие между необходимостью развития математической лексики для усвоения содержания учебного предмета «математика» и недостаточной разработанностью диагностики развития словаря и методических материалов для его развития. Данное противоречие обусловило тему выпускной квалификационной работы «Развитие математического словаря у учащихся 5-х классов с задержкой психического развития»
Объект исследования: математический словарь
Предмет исследования: особенности развития математического словаря школьников с ЗПР
Цель исследования:выявить особенности математического словаря у обучающихся старшей школы с задержкой психического развития (ЗПР)и разработать методические рекомендации по его развитию.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования развития математического словаря у школьников с задержкой психического развития;
- разработать методику исследования математического словаря у школьников 5 классов с задержкой психического развития;
- выявить особенности развития математического словаря у старших школьников с задержкой психического развития;
- разработать методические рекомендации (подобрать, систематизировать специальные упражнения) для развития предметного словаря старших школьников с задержкой психического развития(ЗПР).
     Гипотеза:ограниченность в развитии когнитивных функций школьников с задержкой психического развития обуславливает недостаточность развития математического словаря, что закономерно влияет на усвоении математических знаний в целом.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»