О работе учителя индивидуального обучения
Фролова Ирина Турсинбековна
Индивидуальное обучение, как правило, не является выбором ученика и его семьи. Эта форма обучения необходима для детей, которые в силу ряда причин не могут посещать школу. Обычно это тяжелобольные дети, для которых пребывание в школе, система коллективного обучения, высокий темп изложения материала не приемлемы. С такими детьми нельзя работать в общем режиме.А вот индивидуальная работа, индивидуально дозированные нагрузки с учетом особенностей данного конкретного ребенка позволяют развивать его личность. Оторванность от общества этих детей также должна компенсироваться, причем осуществляться эта компенсация для каждого из них должна индивидуально, подход к организации обучения и воспитания каждого ребенка свой.
При таком подходе никакие формы, методы и технологии не являются определяющими, они лишь инструменты для обеспечения основной задачи образования - обеспечить максимально благоприятные условия для развития личности ученика. И здесь очень важно правильно подобрать нужный для ребёнка метод, наиболее эффективный и интересный. Осуществить этот подбор может лишь опытный учитель, достаточно знакомый с ребёнком и его семьей.
Школа и семья - два главных общественных института, стоящих у истоков формирования личности любого человека. От их взаимопонимания и взаимодействия зависит нее только комфортность среды обучения, благоприятный эмоциональный климат занятий, но и результат образовательного и воспитательного процесса.
Цель гуманистического образования сегодня - создание условий саморазвития каждого человека. Важно установить с первых же встреч хорошие отношения с родителями, расположить к себе ребенка, принять его особенности. Учитель должен искренне уважать личность ученика, знать о его интересах, стремлениях и уметь вовремя прийти на помощь. И ребенок, и родители должны чувствовать искрение расположение, заинтересованность учителя, тогда строгость и требовательность учителя будут восприняты правильно.
Я работаю учителем надомного обучения в коррекционной школе VIII вида. Мои ученики - инвалиды, они требуют тактичного и терпеливого взаимодействия. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, находятся в состоянии психологической, и социальной дезадаптации: болезнь ребенка коренным образом изменяет, не только психологический климат, но и уклад, ход жизни всей семьи. Они также требуют особого тактичного и внимательного отношения. Работу с родителями начинаю в августе-сентябре, прошу рассказать о ребенке, его интересах, любимых играх, о том, как он ведет с себя с посторонними людьми. Рассказываю о своих требованиях к воспитательному процессу, к обучению. Во время общения с родителями стараюсь придерживаться правил: • Всегда найдется, за что похвалить ребенка и поблагодарить его родителей
- Всегда найдется, за что похвалить ребенка и поблагодарить его родителей
- Сообщать родителям о неуспехе или плохом поведении ребенка максимально корректно, с учетом предполагаемой реакции
- Говорить не слишком эмоционально, не обвинять, не ругать, не поучать
- Стараюсь объяснить, в чем причина неуспеха, определенного поведения ребенка, как преодолеть ее
- Своей речью и своими поступками убеждать родителей и детей в том, что учитель - их друг и помощник
- Говорить не слишком эмоционально, не обвинять, не ругать, не поучать
Содержание учебного материала для надомного обучения ограничивается усвоением государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования. Методами организации надомного обучения являются преимущественно: рассказ, беседа, письменная работа.
К средствам обучения относятся все возможности домашнего ПК, электронные учебники, справочная литература.
Новые информационные технологии в надомном обучении применяю очень широко. Их эффективность в обучении, например, математике достаточна высока. Повышается интерес к предмету, объем выполненных заданий растет, у ребенка появляется моральное удовлетворение и гордость, от того, что он является членом информационного общества. Использование ПК позволяет детям с недостаточной (отсутствующей) мелкой моторикой самостоятельно выполнять тесты с выбором ответа, печатать тексты, заполнять пропуски в тексте. Таким образом, растет количество выполненных за время урока заданий. Интерес к уроку повышает и презентация, подготовленная специально с учетом увлечений ребенка, например « Уроки в школе чародейства и волшебства Хогвардс» или «Путешествие русских богатырей в царство дробей». Привычные к работе с ПК дети не испытывали особенных затруднений во время дистанционного обучения, хотя в силу специфики их обучения использовать общеобразовательные платформы мы не стали, нам хватило возможностей Skype. Уроки и задания для дистанционного обучения я по-прежнему готовила индивидуально для каждого ребенка.
Особое внимание уделяю внеклассному чтению ребенка с ОВЗ, чаще всего это совместное с родителями чтение.
Благодаря совместному чтению, ребенок с детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно. Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность не только разделить с родителями время досуга, но и интересы, ведь это совместные рассуждения, обсуждение прочитанного. При этом ребенок учится слушать долго и внимательно, обогащается его словарный запас.
Главным принципом достижения эффективности обучения и воспитания при работе с надомником является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей, также с учетом быстрой психической и физической истощаемости детей с ОВЗ. Темп обучения должен быть замедлен. Необходимо регулярно привлекать детей к предметно-практической деятельности, опираясь на возможности и способности ребенка.
Дети с ОВЗ требуют индивидуального подхода и особого понимания, поэтому "Воспитывай сердце - сердцем. Действуй на благо ребенка"