Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

О работе учителя индивидуального обучения

Фролова Ирина Турсинбековна
 Индивидуальное обучение, как правило, не является  выбором ученика и его семьи. Эта форма обучения необходима для детей, которые в силу ряда причин не могут посещать школу. Обычно это тяжелобольные дети, для которых пребывание в школе, система коллективного обучения, высокий темп изложения материала не приемлемы. С такими детьми нельзя работать в общем режиме.
 А вот индивидуальная работа, индивидуально дозированные  нагрузки с учетом  особенностей данного конкретного ребенка позволяют развивать его личность. Оторванность от общества этих детей также должна компенсироваться, причем осуществляться  эта компенсация для каждого из них должна индивидуально,  подход к организации обучения и воспитания каждого ребенка свой.
 При таком подходе никакие формы, методы и технологии не являются определяющими, они лишь инструменты  для обеспечения основной задачи образования - обеспечить максимально благоприятные условия для развития личности ученика. И здесь очень важно правильно подобрать нужный для ребёнка метод, наиболее эффективный и интересный. Осуществить этот подбор может лишь опытный учитель, достаточно знакомый с ребёнком и его семьей.
 Школа и семья - два главных общественных института, стоящих у истоков формирования личности любого человека. От их взаимопонимания и взаимодействия зависит нее только  комфортность среды обучения, благоприятный эмоциональный климат занятий, но и результат образовательного и воспитательного процесса.
 Цель гуманистического образования сегодня - создание условий саморазвития каждого человека. Важно установить с первых же встреч  хорошие отношения с родителями, расположить к себе ребенка, принять его особенности. Учитель должен искренне уважать личность ученика, знать о его интересах, стремлениях и уметь вовремя прийти на помощь. И ребенок, и родители должны чувствовать искрение расположение, заинтересованность учителя, тогда строгость и требовательность учителя будут восприняты правильно.
 Я работаю учителем надомного обучения в коррекционной школе VIII вида. Мои ученики - инвалиды, они требуют тактичного и терпеливого взаимодействия. Родители  детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, находятся в состоянии психологической,  и социальной дезадаптации: болезнь ребенка коренным образом изменяет, не только психологический климат, но и уклад, ход жизни всей семьи. Они также требуют особого тактичного и внимательного отношения. Работу с родителями начинаю в августе-сентябре, прошу рассказать о ребенке, его интересах, любимых играх,  о том, как он ведет с себя с посторонними людьми. Рассказываю о своих требованиях к воспитательному процессу, к обучению.  Во время общения с родителями стараюсь придерживаться правил: •       Всегда найдется, за что похвалить ребенка и поблагодарить его родителей
  • Всегда найдется, за что похвалить ребенка и поблагодарить его родителей
  • Сообщать родителям о неуспехе  или плохом поведении ребенка  максимально корректно, с учетом предполагаемой реакции
  • Говорить не слишком эмоционально, не обвинять, не ругать, не поучать
  • Стараюсь объяснить, в чем причина неуспеха, определенного поведения ребенка, как преодолеть ее
  • Своей речью и своими поступками убеждать родителей и детей в том, что учитель - их друг и помощник
  • Говорить не слишком эмоционально, не обвинять, не ругать, не поучать  
 Далее следует диагностическая работа по выявлению трудностей обучения ребенка и причин, с которыми они связаны, определение уровня сформированности его учебных навыков, организация занятий с ребенком по приобщению родителей к учебной деятельности с ребенком;   Во время первых встреч с ребенком стараюсь выявить, насколько сформированы память, внимание, воображение, читаю материалы об особенностях его заболевания и о том, как заболевание сказывается на протекании психических процессов. Планирование занятий с такими детьми составляю  с учетом принципа «от простого к сложному»; поэтапного формирования умственного действия; опоры на сохранные психические функции.
 Содержание учебного материала для надомного обучения ограничивается усвоением государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования. Методами организации надомного обучения являются преимущественно: рассказ, беседа, письменная работа.
К средствам обучения относятся все возможности домашнего ПК, электронные учебники, справочная литература.
 Новые информационные технологии  в надомном обучении применяю очень широко. Их эффективность в обучении, например, математике достаточна высока. Повышается интерес к предмету, объем выполненных заданий растет, у ребенка появляется моральное удовлетворение и гордость, от того, что он является членом информационного общества. Использование ПК позволяет детям с недостаточной (отсутствующей) мелкой моторикой самостоятельно выполнять тесты с выбором ответа, печатать тексты, заполнять пропуски в тексте. Таким образом, растет количество выполненных за время урока заданий. Интерес к уроку повышает и презентация, подготовленная специально с учетом увлечений ребенка, например « Уроки в школе чародейства и волшебства Хогвардс» или «Путешествие русских богатырей в царство дробей». Привычные к работе с ПК дети не испытывали особенных затруднений во время дистанционного обучения, хотя в силу специфики их обучения использовать общеобразовательные платформы мы не стали, нам хватило возможностей Skype.  Уроки и задания для дистанционного обучения я по-прежнему готовила индивидуально для каждого ребенка.
Особое внимание уделяю внеклассному чтению ребенка с ОВЗ, чаще всего это совместное с родителями чтение.
Благодаря совместному чтению, ребенок с детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно. Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность  не только разделить с родителями время досуга, но и интересы, ведь это совместные  рассуждения, обсуждение прочитанного. При этом ребенок учится  слушать долго и внимательно, обогащается его словарный запас.
Главным принципом достижения эффективности обучения и воспитания при работе  с надомником является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей, также с учетом быстрой психической и физической истощаемости детей с ОВЗ. Темп обучения должен быть замедлен. Необходимо регулярно  привлекать детей к предметно-практической деятельности, опираясь  на возможности и способности ребенка.
Дети с ОВЗ требуют индивидуального подхода и особого понимания, поэтому  "Воспитывай сердце - сердцем. Действуй на благо ребенка"

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»