Разработки дидактических игр используемых на коррекционных занятиях
для детей с ОВЗ в ГБСКОУ № 34 Невского района
Воспитатели: Е.А. Миронова, И. А. Лучко, Ю.А.Кручинина
У детей с проблемами в развитии действия часто сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения. Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении мы решили уделить особое внимание дидактическим играм.
Д/и «Кто как кричит?»
Цели: знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, с тем, как они кричат; развивать воображение, тактильное ощущение, моторику, двигательную активность; вырабатывать силу голоса и эмоциональную выразительность.
Ход игры:
1-й вариант: Детям показывается изображение домашнего животного, они изображают, как это животное кричит и двигается.
2-й вариант: Детям предлагается загадка о домашнем животном, они отгадку не проговаривают, а изображают движением и голосом.
3-й вариант: За ширмой находятся игрушки, изображающие домашних животных; ребёнок не называет животное, описывает его характерные особенности (внешность, чем питается, чем полезно, как кричит). Остальные дети угадывают. (Усложнение «Чудесный мешочек»).
4- вариант:Изобразить голосом, мимикой, жестами, движением настроение животного в определённой ситуации: котёнку наступили на хвост; щенок просит кушать, козлёнок потерялся и т. д.
Д/И «Найди маму»
Цели: закреплять знания о домашних животных и их детёнышах, о том, чем они питаются и как кричат; расширить и активизировать словарь по схеме.
Ход игры:
Дети вешают на шеи таблички с изображением домашних животных и их детёнышей. По команде поочерёдно ищут пару (маму и детёныша), приветствуют криками животных (мама – низким, детёныш- тонким). Затем находят на столе картинки с изображением пищи, которую употребляет данное животное; мама кормит детёныша.
Д/И «Четвёртый лишний»
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память.
Ход игры:
Детям предъявляются три изображения животных, объединённых каким- либо общим признаком, и одно, не обладающим этим признаком. Каждый ребёнок должен определить «лишнее» изображение (можно играть со словами).
Д/И «Дорисуй недостающие детали»
Цель: развивать зрительное восприятие, память, графомоторные навыки.
Ход игры:
Детям предлагается изображения животных (птиц), в которых не хватает какой- либо детали: у лошади- гривы, у барана- рогов, у козы- копыт, у свиньи- пятачка, у барана- рогов, у кошки- усов, у собаки- хвоста и т.д. Каждый ребёнок должен дорисовать недостающие детали и объяснить, почему он это сделал.
Д/И «Построим домик для животных»
Цель: развивать конструктивные навыки, логическое мышление; закреплять знания о жилищах домашних животных; о пользе домашних животных, расширять словарь.
Ход игры:
Ребёнок выбирает себе игрушку, изображающие домашние животное, и объясняет, какую пользу оно приносит людям, как человек заботится о нём. После этого строит для него домик по образцу или замыслу из строительного материала и говорит, как он называется (коровник, свинарник, конура, конюшня и т. д.)
Игры по системе Карла Орфа
1. Повторить фразу с разной интонацией (грустно – весело, тихо – громко).
2. Повторить фразу, подражая животным (как волк, как ворона)
3. Выделить по очереди интонационным ударением слова определённой фразы.
4. Произнести фразу в разном ритме (быстро – медленно)
5. Прохлопать фразу.
6. Пропеть фразу.
7. Произнести фразу с усиливающейся или ослабевающей громкостью.
8. Изобразить (обыграть) фразу
Д/И «Составь семью»
Цели: закреплять знания о составе семьи домашних птиц; закреплять словари по теме; развивать внимание, зрительное восприятие, память.
Ход игры:
1-й вариант. Ребёнку предлагается четыре картинки с изображениями детёнышей домашних птиц (утёнок, гусёнок, индюшонок, цыплёнок), а также ряд картинок с изображением их пап и мам и одна- две картинки диких птиц. Надо подобрать для каждого детёныша семью и назвать каждого члена этой семьи.
2-й вариант. Ребёнку предлагается изображения четырёх символических домашних птиц, размещены семьи, перепутанные по составу. Необходимо навести порядок в семьях, назвать всех членов семьи и объяснить свои действия.
Д/И «Что изменилось? Кто спрятался?»
Цель: закреплять обобщающее понятие «Домашние птицы» (животные), использовать предлоги в связной речи (перед, за, между); развивать зрительную память, внимание, способность ориентироваться на плоскости.
Ход игры:
1-й вариант. Перед детьми выставляются игрушки, изображающие домашних птиц (животных) и их детёнышей. По команде дети закрывают глаза. В это время педагог меняет порядок расположения игрушек или убирает какую- либо из них. Дети должны объяснить, что изменилось, использую в своей речи предлоги.
2-й вариант.Картинки с изображением домашних животных (птиц) расположены в вертикальной плоскости. По команде дети закрывают глаза. Педагог меняет расположение картинок. Дети должны вспомнить, где находилось то или иное животное, рассказать об этом, используя в своей речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «в правом верхним углу» и т. д. Точно так же объясняется новое расположение картинок.